Бухучет расходов на ремонт основных средств: резерв отменен, единовременное признание не всегда допустимо.

24 июня 2013
Учет расходов на ремонт основных средств всегда был непростым участком для бухгалтера. Какие суммы можно учесть единовременно в текущих расходах, какие следует присоединить к стоимости основного средства и амортизировать, а какие учитывать обособленно в составе ОС и распределять по отчетным периодам? Сегодня эксперты компании «ПРАВОВЕСТ Аудит» разбираются в этом вопросе с учетом рекомендаций, выданных Минфином России в письме от 09.01.2013 N 07-02-18/01.

Восстановление и поддержание работоспособности основных средств (ОС) требует определенных затрат. Пунктом 26 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»  предусмотрено восстановление ОС путем  ремонта, модернизации, реконструкции. Затраты на  восстановление ОС отражаются в бухучете того отчетного периода, к которому они относятся.

В ПБУ 6/01  нет четкого определения понятия  «ремонт», «реконструкция» и «модернизация». Отличительные признаки реконструкции и модернизации перечислены в пункте 2 статьи 257 НК РФ, кроме того, для разграничения понятий ремонта, реконструкции и модернизации  целесообразно воспользоваться отраслевыми методическими рекомендациями.

Например, в отношении зданий и сооружений для отнесения расходов к текущему, капитальному ремонту или капитальным вложениям Минфин России рекомендует пользоваться следующими документами:

  • Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утв. Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279 (далее - Постановление Госстроя СССР N 279);
  • Ведомственными строительными нормативами (ВСН) N 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312 (далее - ВСН 58-88 (р));
  • Письмом Минфина СССР от 29 мая 1984 г. N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий".

Согласно пункту 27 ПБУ 6/01,  если в результате модернизации и реконструкции улучшаются первоначальные нормативные показатели функционирования объекта основных средств (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.), то затраты на такие модернизацию и реконструкцию  увеличивают первоначальную стоимость основного средства.  Учет  указанных сумм ведется на счете учета вложений во внеоборотные активы (счет 08).

По завершении работ по модернизации (реконструкции) объекта основных средств затраты, учтенные на 08, либо увеличивают первоначальную стоимость этого объекта и списываются в дебет счета учета основных средств ( счет 01), либо учитываются на счете учета основных средств обособленно, и в этом случае открывается отдельная инвентарная карточка на сумму произведенных затрат. Итак, с модернизацией и реконструкцией все понятно – они увеличивают стоимость объекта ОС  и подлежат амортизации.

В части ремонта никаких особых указаний  ПБУ 6/01 не содержит. Следовательно, если  ремонтные работы не привели  ни к изменению функционального назначения объекта ОС, ни к улучшению первоначально показателей его функционирования, расходы на ремонт этого объекта следует отражать  в составе расходов того отчетного периода, к которому они относятся, т.е. как текущие расходы.

На основании  абз. 2 п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), затраты по ремонту объекта ОС отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.

То есть, расходы на ремонт основных средств можно признавать в бухгалтерском учете  по мере их осуществления. Тем более, что, начиная   с отчетного периода за 2011 год,  исключена  возможность создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в бухгалтерском учете. 

Приказом Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н  был отменен пункт 69 Методических указаний,  который предусматривал правила создания и использования такого резерва, а также пункт 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, допускавший  создание  резервов, в том числе, на ремонт основных средств для равномерного распределения предстоящих расходов в затраты отчетного периода.

Например, если замена оконных рам в помещении не изменила его  функциональное назначение и показатели его функционирования (т.е. офис остался офисом той же площади) то, затраты такой  ремонт помещения не будут капитализироваться в стоимость помещения, а признаются в составе текущих расходов (п. 27 ПБУ 6/01).

С другой стороны, расходы по замене окон в помещении могут быть достаточно ощутимыми и производятся они не в качестве текущего поддержания работоспособности объекта ОС, а носят капитальный характер, имеют периодичность более 12 месяцев. По сути, такие расходы относятся к нескольким периодам, в течение которых помещение будет приносить доход или использоваться для управленческих нужд организации.  

Другими словами, такие затраты соответствуют понятию актива, а  пункт 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности допускает затраты одного отчетного периода списывать на следующие отчетные периоды в порядке, установленном для списания актива соответствующего вида.

Об этом Минфин России напомнил в письме от 29.01.2013 N 07-01-06/1575 «О бухгалтерском учете и отражении в бухгалтерском балансе затрат, произведенных организацией в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам». Порядок списания расходов организации  следует установить самостоятельно в учетной политике, руководствуясь положениями ПБУ 10/99 "Расходы организации"  применительно к конкретному расходу.

В письме Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01 даны следующие рекомендации для случаев регулярных, крупных затрат на ремонты объектов ОС.

На основании пункта 19 ПБУ 10/99 расходы признаются в отчете о финансовых результатах с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями. В том случае, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов или когда связь между доходами и расходами не может быть четко определена или определяется косвенным путем, расходы следует распределять между отчетными периодами.

На основании пункта 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» при разработке способа учета, по которому отсутствуют указания в российских ПБУ допустимо использования стандартов МСФО.

Пункт 19 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» требует разделения представления в отчетности краткосрочны (не более 12 месяцев) и долгосрочных активов.

Учитывая это, Минфин рекомендует, регулярные крупные затраты, возникающие через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объекта основных средств, на проведение ремонта этого объекта, а также другие  аналогичные мероприятия (например, проверку технического состояния), отражать в бухгалтерском балансе в разделе I "Внеоборотные активы" как показатель, детализирующий данные, отраженные по группе статей "Основные средства".

Погашения таких затрат  следует производить исходя из указанного временного интервала.

Таким образом, для корректного отражения в учете периодических крупных затрат на  ремонт объектов основных средств их следует учитывать обособленно в качестве актива, срок погашения стоимости такого актива организация устанавливает, основываясь на продолжительности периодов между ремонтами.

Такой срок относится к оценочным значениям (по аналогии со сроком использования ОС), в случае его  изменения это не является исправлением бухгалтерской ошибки и подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы (перспективно), за исключением случаев, когда это изменение непосредственно влияет на величину капитала организации.

В таком случае корректируются соответствующие статьи капитала в бухгалтерской отчетности за период, в котором произошло изменение.

Надеемся, что в скором времени выйдет обновленная редакция ПБУ 6/01, с учетом рассмотренных рекомендаций Минфина России.

С уважением,
руководитель отдела консультирования
клиентов компании «ПРАВОВЕСТ Аудит»
Ольга Викторовна Новикова

23 апр
11:00
Предоставление и оплата отпуска в 2024 году: простые «непростые» ситуации
Круглый стол (Online-формат)
Записаться
Наверх