Инвентаризация в 2013 году.

20 апреля 2013
Без проведения инвентаризации невозможно подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности организации. Кроме того, законодательство РФ предписывает проведение инвентаризации еще в ряде случаев.  Эксперты компании «ПРАВОВЕСТ Аудит» подготовили небольшой обзор актуальных вопросов связанных с инвентаризацией активов и обязательств в 2013 году, в свете  положений  нового Закона 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011.

 

 Когда проводится инвентаризация

Согласно статье 11 Федерального  закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон N 402-ФЗ), активы и обязательства подлежат инвентаризации, при этом выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Таким образом, цель инвентаризации - выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. Закон различает случаи обязательного проведения инвентаризации (они установлены законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами), а также случаи проведения инвентаризации, установленные решением руководителя организации. В прежнем законе о бухучете  (далее - Закон N 129-ФЗ) были поименованы случаи обязательного проведения инвентаризации, новый закон прямо не перечисляет такие ситуации, а ссылается на нормы законодательства, федеральные и отраслевые стандарты.  До  разработки и утверждения федеральных стандартов, регулирующих вопросы проведения инвентаризации активов и обязательств, на основании ст. 30 Закона N 402-ФЗ  продолжают действовать правила проведения инвентаризации, утвержденные до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ. В соответствие с пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее – Приказ N 34н) проведение инвентаризации обязательно:
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • при реорганизации или ликвидации организации и в других случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ, в том числе нормативными документами Минфина РФ.
Такие же  случаи обязательного проведения  инвентаризации прописаны в пунктах 1.5-1.6 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (далее – Методические указания N 49).  

Порядок проведения инвентаризации – составная часть учетной политики

Порядок проведения инвентаризации необходимо закрепить в учетной политике  организации,  это установлено п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», п. 8 Приказа N 34н. При этом решением  руководителя экономического субъекта устанавливаются случаи, а также сроки, порядок проведения и перечень объектов, подлежащих инвентаризации, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации. Общие правила проведения инвентаризации содержатся в Методических указаниях N 49, полностью переписывать их в учетную политику не стоит. Целесообразно на основании общих правил утвердить внутреннее положение  по порядку проведения инвентаризаций в организации с учетом специфики ее  вида деятельности, наличия и характера активов и обязательств, структуры организации, документооборота и т.п. При этом порядок проведения инвентаризации в организации  не должен противоречить Методическим указаниям N 49. Например, Вологодский областной суд в определении от 02.11.2012 N 33-4539/2012 отказал  работодателю в иске о взыскании денежных средств с работников (продавцов магазина) в связи с недостачей, поскольку при проведении и оформлении результатов инвентаризации работодателем были допущены многочисленные нарушения порядка ее проведения, предусмотренного Методическими указаниями. Недочеты в проведении инвентаризации часто играют против организации, как в трудовых спорах с материально ответственными работниками – смотрите, например, определение Московского городского суда от 17.06.2010 по делу N 33-14762/2010 по восстановлению на работе бухгалтера-кассира, так и в имущественных спорах с другими организациями - смотрите, например, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 по делу N А46-21413/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.08.2011 по делу N А46-21413/2009 - по делу о признании права собственности на нежилое здание. Руководитель приказом назначает персональный состав инвентаризационной комиссии, включив в него представителей администрации, работников бухгалтерии, а также других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т.д.). Кроме того, пунктом 2.3  Методических указаний N 49 допускается участие в инвентаризации  аудиторов. Это могут быть представители службы внутреннего аудита  или  независимой аудиторской организации. Участие в проведение инвентаризации независимых профессионалов значительно повышает достоверность ее результатов.  

 Этапы инвентаризации

При проведении инвентаризации можно выделить следующие этапы: 1. Подготовительный этап, в том числе формирование инвентаризационной комиссии, подготовка приказа о проведении инвентаризации, определение сроков и видов активов и обязательств подлежащих инвентаризации. 2. Проверка, т.е. выявление  фактического наличия объектов инвентаризации (активов, обязательств), составление инвентаризационной ведомости и сопоставление  результатов с данными бухгалтерского учета, составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений. 3. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Обратите внимание! С 1 января 2013 года  в  соответствие с пунктом 4 статьи 11 Закона N 402-ФЗ выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. То есть, если инвентаризация проводилась по состоянию на 1 июля 2013 года, то ее результаты отражаются в отчетности за 3-ий квартал 2013 года. Пункт 5.5 Методических указаний N 49 о периоде отражения результатов инвентаризации  вступает в противоречие с этой нормой, а потому не действует. В Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" подчеркнуто, что утвержденные до вступления в силу Закона N 402-ФЗ правила ведения бухучета и составления финансовой отчетности применяются в части, не противоречащей  этому закону. В отличие от Закона N 129-ФЗ,  в новом Законе N  402-ФЗ отсутствуют указания касающиеся порядка отражения  на счетах, возникших в результате инвентаризации излишков и недостач. При этом сохраняет свое действие пункт 28 Приказа N 34н, дублирующий положения  пункта 3 Закона N 129-ФЗ. В частности, выявленный при инвентаризации  излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, его сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на расходы, сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации. Особенности инвентаризации отдельных видов активов и обязательств предусмотрены Методическими указаниями N 49.  Кроме этого отдельные положения по порядку проведения инвентаризации в части МПЗ содержатся в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н, а также в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н.

Документы по оформлению инвентаризации

До 1 января 2013 года для отражения результатов инвентаризации в обязательном порядке должны были применяться унифицированные формы. Они утверждены Постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации", от 27.03.2000 N 26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией". С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, в том числе используемые при проведении инвентаризации, не являются обязательными к применению. Это значит, что организация  имеет право  либо самостоятельно разработать документы для оформления инвентаризации, либо продолжать использовать унифицированные формы, либо  доработать унифицированные формы под потребности организации. В любом случае применяемые формы документов должны быть утверждены руководителем организации. Итак, с вступлением в силу Закона N 402-ФЗ для организаций  не изменились случаи, когда проведение инвентаризации обязательно, по-прежнему сохранилось требование к утверждению в учетной политике порядка проведения инвентаризации. При документальном оформлении  и отражении в учете результатов инвентаризации  следует внимательно отнестись к датам: ранее результаты инвентаризации следовало учитывать в месяце окончания инвентаризации, а по годовой инвентаризации - в отчетности за год. По новому закону о бухучете 402-ФЗ результаты инвентаризации в 2013 году отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.   Эксперты компании «ПРАВОВЕСТ Аудит» помогут разобраться в вопросах, возникающих у организаций в процессе инвентаризации, наши аудиторы готовы оказать  практическую помощь при проведении инвентаризации с целью подтверждения  достоверности показателей отчетности.   С уважением, руководитель отдела консультирования клиентов компании «ПРАВОВЕСТ Аудит»              Ольга Викторовна Новикова  

Персональная письменная консультация
Виктория Варламова
Налоговый консалтинг
Вадим Чимидов
Досудебные и судебные налоговые споры
Татьяна Тарасова
Зарплата, НДФЛ, соцвзносы, кадровый аудит
Кирилл Неймарк
Налоговое планирование, налоговый консалтинг
Кира Трунтаева
Возмещение НДС представительство в судах
Виталий Цапков
Налоговые проверки, возврат переплаты по налогам
Наталья Наталюк
Налоговые проверки и оспаривание их решений
Ольга Новикова
Консультирование по бухучету и налогам
Любовь Резникова
Учет, аудит и трансформация по МСФО, управленческая отчетность
Анна Козлова
аудит, консалтинг по бухучету и налогам
Михаил Болдин
аудит, консультирование по налогообложению и бухучету
Виктория
Варламова
Вадим
Чимидов
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Татьяна
Тарасова
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Кирилл
Неймарк
Кира
Трунтаева
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Виталий
Цапков
Наталья
Наталюк
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Ольга
Новикова
Любовь
Резникова
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Анна
Козлова
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Михаил
Болдин
Публикации и мероприятия с участием эксперта
100%конфиденциально
15 500консультаций провели
100 000ошибок исправили
45экспертов-практиков
Тест для бухгалтера: знаете ли Вы о возможных рисках?
Пройти тест