123456

Изменения в контроле за участниками международных групп компаний с 1 января 2018

27 декабря 2017

С 1 января 2018 вступает в силу Федеральный закон №340-ФЗ от 27.11.2017 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний».

Трунтаева Кира

Ведущий юрист налоговой практики и арбитражных споров, эксперт по судебному представительству

Принятый закон ввёл в Налоговый кодекс РФ положения о новом субъекте контроля в рамках трансфертного ценообразования — международных группах компаний, а также установил правила автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами. Рассмотрим, как внесённые изменения повлияли на состав контролируемых сделок в 2018 году.

В настоящей статье мы остановимся на следующих вопросах:

Международные группы компаний (МГК)

Международной группа компаний — это совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица (далее – участники МГК), обладающая следующими признаками:

  1. участники МГК связаны между собой участием в капитале и (или) правом осуществления контроля за решениями;
  2. участники МГК составляют консолидированную отчётность;
  3. участники МГК являются налоговыми резидентами разных государств при этом хотя бы один участник МГК должен являться налоговым резидентом РФ или получать доход от предпринимательской деятельности через постоянное представительство на территории РФ и хотя бы один участник МГК должен не признаваться налоговым резидентом РФ или являясь налоговым резидентом РФ подлежать налогообложению на территории иностранного государства в отношении предпринимательской деятельности через постоянное представительство.

Документация, представляемая участниками международных групп компаний

В соответствии с новой редакцией участники МГК должны будут представлять:

  1. уведомление об участии в международной группе компаний;
  2. страновые сведения по международной группе компаний, включающие в себя страновой отчет, глобальную и национальную документацию.

Важно отметить, что под действие требования представления указанной документации попадают не все МГК, а только те у которых общий объем дохода (выручки) согласно консолидированной финансовой отчётности за предыдущий отчётный период составил более 50 млрд. рублей.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ содержит оговорку, в соответствии с которой в состав участников МГК, у которых есть обязанность по представлению документации не включаются иностранные организации, получающие исключительно доходы от деятельности в РФ в соответствии со ст. 309 НК РФ.. Рассмотрим состав представляемой документации.

Уведомление об участии в международной группе компаний

Уведомление об участии в международной группе компаний представляется участниками в электронной форме по установленному формату. Срок представления уведомления – 8 месяцев со дня окончания налогового периода. Налоговый кодекс РФ допускает представление материнской компанией международной группы или участником, уполномоченным МГК, одного уведомления на группу с информацией обо всех участниках МГК. При этом соответствующая материнская компания или уполномоченное лицо должны являться (или добровольно признавать себя) налоговыми резидентами РФ.

Представление страновых сведений создаёт для участников МГК трёхуровневую систему отчётности перед налоговыми органами.

  1. В страновом отчёте отражается обобщённая информация о деятельности участников МГК в одном государстве без разбивки по отдельным участниками группы. Отчёт представляется материнской компанией МГК или участником, уполномоченным МГК, являющимися (или признающими себя налоговыми резидентами РФ). Отчёт представляется в электронной форме в соответствии с установленным форматом.
  2. Глобальная документация содержит информацию о структуре МГК, о её деятельности, о нематериальных активах, о финансовой деятельности внутри группы и иную информацию (к примеру, перечень и краткое описание соглашений о ценообразовании, консолидированная финансовая отчётность). Составляется глобальная документация в свободной форме.
  3. Национальная документация представляется участником МГК — резидентом РФ в отношении контролируемой внутригрупповой сделки с участием иностранных лиц. Требования к представлению указанной документации совпадают с требованиями к документации по контролируемой сделки, предусмотренными п.1 ст. 105.15 НК РФ.

Уведомление об участии в МГК, страновый отчёт и глобальную документацию участники МГК должны буду представлять в отношении финансовых годов, начинающихся с 1 января 2017 года. Национальную документацию — с 1 января 2018 года.

Кроме того, новым разделом VII.1 НК РФ предусмотрен обмен налоговыми органами на автоматической основе страновыми отчетами групп МГК с компетентными органами иностранных государств.

При этом в рамках обмена финансовой информацией участники финансового рынка РФ (кредитная организация, участник профессионального рынка ценных бумаг и т. д.) обязаны проводить действия по выявлению среди своих клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов и ежегодно представлять сведения об их счетах в ФНС России. Процедура выявления и порядок передачи сведений в ФНС России будут урегулированы Правительством РФ.

Ответственность за непредставление документации

Налоговым кодексом РФ установлена ответственность за непредставление международными группами компаний необходимой документации. Непредставление уведомление влечёт за собой штраф размере 50 000 руб. Непредставление странового отчёта, национальной документации и глобальной документации — по 100 000 за каждый тип документации.

Значение внесённых поправок

Новая редакция Налогового кодекса РФ вводит новые требования к предоставлению трёхуровневой документации участниками международных групп компаний. Тем самым законодатель расширяет состав контролируемых сделок, а у организаций — участников МГК появляются новые обязанности по составлению предусмотренной законом документации.

Нормы НК РФ об автоматическом обмене финансовой информацией и страновыми отчётами направлены на реализацию на территории РФ положений Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам, вступившей в силу на территории РФ с 01.07.2015. Эти нормы направлены на борьбу с трансграничными схемами уклонения от уплаты налогов.