Как организовать налоговое управление в холдинге в 2018 году?

31 августа 2018

Предпринимательская деятельность в России часто строится в форме холдинга либо группы дружественных компаний. Так можно получить налоговую выгоду. Но, чтобы налоговая экономия была законной потребуется высокий уровень координации и взаимодействия. Как этого добиться? Расскажем в статье.

Свойства группы компаний

Такая форма популярна благодаря возможностям для юридической защиты активов и оперативного управления разнородными видами деятельности. Но главный бонус — это снижение налоговой нагрузки, построенное на взаимодействии дружественных компаний. И, зачастую, на имитации такого взаимодействия (внутригрупповые сделки и искусственная концентрация налоговой базы в льготной зоне).

Однако преимущества групповой структуры сопровождаются недостатками. В частности, такими:

  • налогообложение при перемещении денег и имущества из одной компании в другую;
  • налоговый контроль над ценообразованием по сделкам между взаимозависимыми лицами;
  • дополнительное налогообложение для контролируемых иностранных компаний и налогообложение по «правилу бенефициарного собственника».
  • специальная процедура для крупных сделок и сделок с заинтересованностью (с аффилированными лицами).

Получается, что холдингом невозможно управлять без юристов и налоговых специалистов. Слишком много специальных налоговых условий и ограничений. Если их не учитывать, то внутрикорпоративное взаимодействие сделает налоговую нагрузку на бизнес неприемлемой.

Кроме того, изменившаяся практика налогового контроля и подтянувшееся к ней законодательство изменили привычные представления о допустимом. Статья 54.1 Налогового кодекса прямо запрещает искажать сведения об объектах налогообложения и признавать расходы по сделкам, заключенным для неуплаты налогов. Например, снижение дохода за счет искусственного перераспределения на подконтрольных лиц налоговые инспекторы признают искажением сведений, запрещенным статьей 54.1 НК РФ (Письмо ФНС России от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@).

При этом огромное количество искажений контролеры могут выявить уже на стадии камеральной проверки. Это стало возможным благодаря риск-ориентированному подходу и средствам автоматизации налогового контроля (уже несколько лет планомерно внедряемым). Принцип очень простой. ФНС сформировало показатели, по которым всех налогоплательщиков поделили на три группы: с высоким риском, средним и низким.

Соответственно, для группировки по этим показателям собран огромный массив информации в базе данных АИС Налог-3: адреса, контрагенты, движение денег, финансовые результаты, уровень зарплаты и т.д. Затем были созданы аналитические подразделения для работы с этим массивом. Всех, кто не соответствует нормативам риска, но упорствует в своих нарушениях, выводят на чистую воду на выездных проверках, которые наугад уже почти не проводятся.

Подробнее о развитии налогового контроля в статье.

Сама технология выездных проверок тоже продумана и уже давно не похожа на аудит первичных документов, который имел место лет десять назад. В результате инспекторы быстро находят почти все дешевые имитации. Например, посредник, который существует только по документам, но участвует в расчетах между взаимозависимыми лицами, может привлечь к себе внимание сразу после сдачи отчетности.

Как правильно выбрать налоговую стратегию?

Исходя из всего выше сказанного холдинг просто обязан уделять повышенное внимание стратегии управления налогами. Желательно с документальным закреплением ее приоритетов. На практике же, налоговая стратегия часто не формулируется и приоритеты определяются в каждой конкретной ситуации.

Когда требуется повышенная гибкость, это может быть плюсом. Если системной стратегии нет, то приоритетом по факту будет реагирование на налоговые проверки. Если для вашей ситуации это действительно приоритет, то налоговую службу холдинга можно разделить на сотрудников, автономно действующих в каждой компании. Каждый сотрудник будет обеспечивать хозяйственные операции своей организации и налаживать взаимоотношения со своим налоговым органом. Для сопровождения мероприятий налогового контроля такой структуры достаточно.

Но для крупной и разнородной группы компаний, да еще и размещенной по разным юрисдикциям, сопровождение мероприятий налогового контроля, задача хоть и важная, но все-таки по отношению к холдингу в целом — локальная. Для центральной налоговой службы холдинга в приоритете должны быть координация операций и налоговое планирование в интересах холдинга в целом.

Холдинг может экономить на налогах благодаря перераспределению показателей налоговой базы в компанию с льготным налоговым режимом. Основные способы такого перераспределения широко известны и заключаются в использовании:

  • оффшорных или льготных иностранных налоговых юрисдикций;
  • пониженных ставок налога на прибыль, на имущество, транспортного налога в российских регионах;
  • убыточных организаций либо компаний с большими суммами НДС к возмещению;
  • компаний или индивидуальных предпринимателей на упрощенке (УСН) либо на ЕНВД;
  • индивидуальных предпринимателей, которые вместо налога на прибыль уплачивают НДФЛ.

Если какой-то компании удастся снизить налоги за счет отдельной, пусть и основной цепочки операций, но центральной службы не будет, то потери в других местах неизбежны.

Естественно, что без управляющей компании невозможно согласованное налоговое планирование во всем холдинге. Но отдельные юридические лица холдинга — это не филиалы. Они управляющей компании напрямую не подчиняются.

Поэтому нужно правильно определить функции и порядок взаимодействия всех налоговых специалистов, как в управляющей, так и в операционных компаниях. Иначе центральная налоговая служба замкнется на локальных налоговых проблемах своего юрлица — управляющей компании. А сотрудники операционных компаний, не понимая смысла «спущенных сверху» распоряжений, будут привлекать управляющую компанию только, когда нужна помощь, а ответственность не нужна.

Функции центральной налоговой службы

Итак, первая функция, которую надо вменить центральной налоговой службе — это экспертиза структуры группы компаний. Изначально центральная налоговая служба должна участвовать в разработке оргструктуры холдинга, и оптимизации внутрихолдинговых взаимосвязей: продумать распределение видов деятельности по компаниям и типы договоров между ними.

Например, одна компания производит продукцию, другая ее реализует по агентскому договору, третья занимается снабжением или предоставляет активы по договору аренды, а четвертая оказывает услуги управления и консультационные услуги либо служит для привлечения заемных средств.

Чем раньше продумаете структуру, тем больше у вас допустимых вариантов, и тем безопаснее и эффективнее решения. Сложно что-то менять, когда все уже случилось. Например, если поторопились создать филиал, то заменить его самостоятельным юр. лицом будет уже не так просто. Ведь нужно соблюдать принцип законности налогового планирования, согласно которому налоговая выгода всегда следует за деловой целью.

Светлана Бобовникова
Независимый эксперт в области бухгалтерского учёта, аудита и МСФО. Аудитор — единый аттестат, МВА Кингстонского университете (Великобритания), DipIFR

Налоговая экспертиза холдинговой структуры должна проводиться по мере роста группы компаний, а также в процессе планирования и согласования сделок, изменяющих контур холдинга. Как правило, юридические лица, входящие в группу компаний, в течение года создаются, ликвидируются, группируются по бизнес-направлениям в различном порядке, что меняет сложившиеся взаимосвязи, а, следовательно, и налоговую нагрузку.

Вторая функция центральной налоговой службы — это внутренний налоговый контроль. Чтобы налоговое планирование было безопасным нужно:

  • соответствовать критериям добросовестного налогоплательщика:
  • выявлять и предотвращать налоговые риски теми же методами, что и налоговые инспекторы.

Если холдинг сам проведет работу налоговых инспекторов до налоговой проверки, то либо обезопасит себя от штрафов, либо заранее подготовится к претензиям. Но если компания ограничится ситуативным реагированием на действия инспекторов, да еще при этом пропуская сделки по принципу «приоритет формы над содержанием», то риски вместо нее найдет государственная система налогового контроля. А неорганизованная толпа всегда проигрывает Системе.

Третья налоговая функция управляющей компании — это экспертиза крупных сделок и сделок между взаимозависимыми лицами. С позиции отдельной компании просто невозможно учесть все налоговые риски, которые могут вытекать из истории внутрихолдинговых взаимоотношений. Каждую крупную сделку нужно соотносить с оргструктурой группы, схемой владения активами, договорным цепочкам группы компаний и т.д. Вдруг эта сделка им не соответствует?!

Четвертая функция центральной налоговой службы методологическая — разработка регламентов и учетных политик для юридических лиц холдинга. Понятно, что полностью централизовывать разработку учетных политик не всегда целесообразно: управляющая компания может не знать тонкости коммерческой деятельности отдельных юридических лиц. Поэтому здесь требуется баланс: какие вопросы решать централизованно, а какие можно отдать на откуп операционным компаниям.

Отметим, что не стоит пренебрегать учетной политикой, которая, к сожалению, до сих пор для многих остается формальной бумажкой. Налоговую экономию можно получить с помощью методов учета расходов (доходов), позволяющих либо ускорить признание затрат, либо, наоборот, более равномерно распределить их на протяжении налогового периода.

Так, ускоренное списание на расходы актуально для компаний, в которых планируется аккумулировать выручку. А компаниям с убытками, либо тем, чья деятельность сопряжена с сезонными колебаниями, чтобы исключить всплеск авансовых платежей по налогу на прибыль лучше распределять доходы и расходы более равномерно. Благодаря экспертизе центральной налоговой службы, учетные политики компаний будут скоординированы и согласованы между собой, противоречия в них устранены, а интересы отдельных юридических лиц сбалансированы с интересами холдинга в целом.

Пятой функцией управляющей компании обязательно должен стать анализ финансовых планов и бюджетов. Многих ошибок можно избежать, если заранее планировать налоговые платежи. До сих пор не изжита практика, когда компания ведет свою деятельность так, как будто налоги платить не нужно. А когда наступает время платежа, «рисует» налоговую базу с помощью однодневок или дружественных компаний. По сути, под свои остатки на счетах. Да, это выгодно. Но вот последствия...

Если сумму законных налогов просчитать заранее и сравнить с этими последствиями, то в большинстве случаев окажется, что жизненной необходимости в риске у компании нет.

Кроме того, желательно не ограничиваться бюджетным процессом, и дополнительно поручить управляющей компании сверять плановые показатели, формирующие налоговые базы компаний, с доступными для холдинга методами снижения налогов. Например, если планируется крупная закупка основных средств, то должна последовать рекомендация чтобы имущество приобретала компания, находящаяся на территории с пониженной ставкой. Если, конечно, возможно будет организовать использование этого имущества.

Если ресурсы управляющей компании позволяют, то не лишним будет централизовать мониторинг изменений налогового законодательства и арбитражной практики. По его результатам управляющая компания могла бы вырабатывать общий подход к изменениям, рекомендовать новые методы и способы налогового учета для холдинга. То есть давать разъяснения, указания и рекомендации к новым условиям.

Такие централизованные предупреждения и рекомендации обязательно снизят налоговые риски и поспособствуют использованию налоговых резервов. А это и есть конечная цель налогового планирования.

Таким образом, с помощью группы компаний можно добиться законной налоговой экономии. Однако для этого потребуется очень высокий уровень координации и взаимодействия юридических лиц группы. Кроме того, раз управлять группой сложнее, чем одной компанией, то и квалификация специалистов должна быть выше. Для налогового управления холдингом нужны нестандартные подходы.

Учитывайте, что уплата всех налогов с горкой, не гарантирует налоговой безопасности. Но и зазывать к себе контролеров контактами с однодневками или дроблением единого бизнеса на несколько «бумажных» компаний тоже не стоит.

Светлана Бобовникова
Независимый эксперт в области бухгалтерского учёта, аудита и МСФО. Аудитор — единый аттестат, МВА Кингстонского университете (Великобритания), DipIFR

Помните, что юридическое крючкотворство для налогового планирования в сегодняшних условиях использовать опасно. Документы должны соответствовать реальности, а реальность документам. Да, это дороже и сложнее, чем просто сочинить документы. И не всегда возможно. Но если в налоговом планировании отталкиваться от экономического содержания, то будут доступны и специальные режимы налогообложения, и льготные налоговые юрисдикции.

Получите
консультацию
эксперта
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
23 апр
11:00
Предоставление и оплата отпуска в 2024 году: простые «непростые» ситуации
Круглый стол (Online-формат)
Записаться
Наверх