Контролируемые сделки 2018: критерии, штрафы

21 мая 2018

Трансфертное ценообразование возникает при совершении сделок между взаимозависимыми лицами. В силу состояния взаимозависимости такие компании могут устанавливать цены отличные от рыночных (т.е. тех, которые устанавливаются между независимыми компаниями). В настоящей статье мы рассмотрим, какие сделки признаются контролируемыми в 2018 году и на какие моменты важно обратить внимание организациям, совершающим такие сделки.

Контролируемые сделки: законодательная база

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национального законодательство.

Среди международных документов выделим:

  • Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010)
  • Декларацию ОЭСР о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting, 2013). Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

На уровне национального законодательства в Российской Федерации вопросы трансфертного ценообразования регулируются разделом V.1 Налогового кодекса РФ «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» (введён Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

Положения раздела имеют своей целью в том числе предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Эти правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

Состав контролируемых сделок регулируется главой 14.4 раздела V.I Налогового кодекса РФ. Можно выделить две основные категории контролируемых сделок:

  1. Сделки между взаимозависимыми лицами.
  2. Сделки, приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами.

Кроме того, сделка может быть признана контролируемой судом в случае, если будет установлено, что она является частью группы однородных сделок, совершенных только для того, чтобы создать условия, при которых эта сделка не будет отвечать признакам контролируемой.

Также обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2018 года вступила в силу новая редакция раздела V.I Налогового кодекса РФ, которая ввела в действие положения о новом субъекте контроля в рамках трансфертного ценообразования — международных группах компаний.

В настоящей статье речь пойдет, в первую очередь, о контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами в 2018 году и сделках, приравненных к ним.

Критерии контролируемых сделок 2018 года, совершенных между взаимозависимыми лицами

Сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой, если присутствует хотя бы один из приведённых ниже критериев:

  1. Сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей. Обращаем ваше внимание на то, что в данном положении имеется в виду сумма доходов по сделкам с одним лицом за календарный год;
  2. Хотя бы одна из сторон сделки применяет специальные налоговые режимы: ЕСХН или ЕНВД, и хотя бы одна сторона сделки не применяет указанные специальные налоговые режимы. Сделки признаются контролируемыми в 2018 году, если доходы по таким сделкам за календарный год превышают 100 млн. руб.;
  3. Одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, при условии, что предметом сделки является добытое полезное ископаемое, являющееся объектом обложения, соответствующим НДПИ;
  4. Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет налоговую ставку 0 процентов, а другая сторона нет;
  5. Хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим пониженную ставку налога на прибыль в бюджет субъекта, или ставку 0 % в федеральный бюджет
  6. Хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 НК РФ.

Для вышеуказанных сделок (пункт 3 — 6) установлена пороговая сумма дохода, при которой сделки признаются контролируемыми, в размере 60 млн. рублей.

Полный перечень критериев контролируемых сделок в 2018 году приведен в статье 105.14 НК РФ.

Кроме того, отдельно следует выделить внешнеэкономические контролируемые сделки, т.е. контролируемые сделки с нерезидентом РФ (иностранной организацией). Внешнеэкономические сделки признаются контролируемыми вне зависимости от суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год

Контролируемые сделки в 2018 году, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:

  1. Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг), совершенных с участием формальных посредников. Такие сделки совершены с участием значительного количества лиц (посредников), которые не являются взаимозависимыми, однако не выполняют никакие дополнительные функции, кроме как организация реализации товаров (работ, услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом, не несут риски, не используют активы.
  2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (при условии, что товары входят в следующие группы: нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни). Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.
  3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, которое является резидентом государства, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемых Минфином России в соответствии с пп.1 п.3 ст.284 НК РФ (т.е. является оффшором).

Ниже приведём таблицу, в которой обобщим критерии контролируемых сделок 2018.

Контролируемые сделки Лимит годового оборота
Внешнеэкономические сделки Между взаимозависимыми лицами Лимит не установлен
С товаром биржевой торговли 60 млн. руб.
С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ 60 млн. руб.
Внутрироссийские сделки Между взаимозависимыми лицами 1 млрд. руб. (с 2016 г.)
Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:

Освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0%


60 млн. руб.
Резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль 60 млн. руб.
Плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах 59 млн. руб.
Применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН) 100 млн. руб.

Какие сделки не признаются контролируемыми в 2018 году

Налоговый кодекс РФ также устанавливает исключения из состава контролируемых сделок Полный перечень таких сделок приведен в п.4 ст.105.14 НК РФ. В частности, к ним относятся:

  • Сделки между участниками одной консолидируемой группы налогоплательщиков, за исключением сделок, совершенных налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах;
  • Сделки, совершенные лицами, которые удовлетворяют одновременно следующим требованиям:
    • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • указанные лица, не имеют обособленного подразделения на территории других субъектов РФ, и за пределами РФ;
    • указанные лица не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
    • указанные лица не имеют убытков, учитываемых при исчислении налога на прибыль;
    • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых данными лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2-7 п.2 статьи 105.14 НК РФ.
  • Сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;
  • Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
  • Сделки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
  • Сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
  • Сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.
Отдельно подчеркнём, что сделки, по которым объем доходов не превышает указанные выше суммовые критерии, а также сделки, не признаваемые контролируемыми, не могут выступать предметом налогового контроля с целью проверки соответствия цен рыночным ценам.

Эту позицию подчеркнул Президиум Верховного суда РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации от 16.02.2017 (далее — Обзор от 16.02.2017).

Методы определения рыночной цены для целей налогообложения

В Российской Федерации действует основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования — «принцип вытянутой руки». Согласно принципу для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям таким образом, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

Универсального метода определения рыночной цены не существует. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным). Для его применения необходимо наличие на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки, а также наличие необходимого количества информации о такой сделке;
  2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу);
  3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг);
  4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод);
  5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

При выборе метода необходимо, во-первых, понимать суть контролируемой сделки (функции сторон сделки, используемые активы, принимаемые риски). При анализе сделки необходимо руководствоваться ст. 105.5 НК РФ, ст. 105.6 НК РФ. Во-вторых, необходимо сопоставить условия сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике. При этом перечень таких источников является открытым, что дает преимущество налогоплательщику при подготовке обоснования цены сделки.

В случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен, взимается штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (статья 129.3 НК РФ).

Уведомление о контролируемых сделках

Если налогоплательщик совершает контролируемую сделку у него возникает обязанность подать уведомление о контролируемых сделках. Перечень обязательных сведений, отражаемых в уведомлении, включает четыре блока (п. 3 ст. 105.16 НК РФ): календарный год, к которому относится уведомление; предметы сделок; сведения об их участниках; сумма полученных по сделкам доходов или произведенных расходов. Для сделок, совершенных в 2017 году срок подачи такого уведомления истечет 20 мая 2018 года. Уведомление может быть представлено на бумажном носителе, либо в электронном виде. Форма Уведомления утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@. Подается уведомление в налоговую инспекцию по месту нахождения налогоплательщика (а крупнейшим налогоплательщиком — в инспекцию по месту их учета). В течение десяти дней оно направляется налоговой инспекцией в ФНС России.

За непредставление уведомления или за отражение в уведомлении недостоверных сведений, налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности на основании ст.129.4 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

В Обзоре от 16.02.2017 Президиум Верховного Суда РФ указал, что решение вопроса о привлечении организации к ответственности за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках входит в компетенцию той налоговой инспекции, в которую оно должно было быть представлено (а не ФНС России). Также Президиум отметил, что размер штрафа, налагаемого на налогоплательщика за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках, не зависит от числа сделок, которые должны быть в нем указаны.

Кроме того, Президиум Верховного суда РФ уточнил применение нормы о привлечении налогоплательщика к ответственности за отражение в уведомлении недостоверных данных. Суд указал, что данное обстоятельство может быть основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, только если допущенные ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки и, в первую очередь, её предмета. В ином случае оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности не возникает.

Обращаем Ваше внимание, что если налогоплательщик подаст уточненное уведомление до момента, когда налоговый орган выявит ошибку в предыдущем, налогоплательщик освобождается от штрафа за недостоверную информацию в уведомлении.

Кроме того, налоговый орган вправе запросить у компании документацию по контролируемым сделкам. Документация может быть истребована не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. При этом в рамках налоговой проверки запрос документации по контролируемым сделкам налоговый орган может составить за 3 года. Запрошенную документацию налогоплательщик должен представить в течение 30 дней.

При этом представление налогоплательщиком в налоговый орган документациии, обосновывающей рыночный уровень цен, позволяет освободиться от ответственности за применение нерыночных цен.

В настоящей статье мы осветили базовые аспекты регулирования контролируемых сделок в 2018 году.

Персональная письменная консультация
Виктория Варламова
Налоговый консалтинг
Вадим Чимидов
Досудебные и судебные налоговые споры
Татьяна Тарасова
Зарплата, НДФЛ, соцвзносы, кадровый аудит
Кирилл Неймарк
Налоговое планирование, налоговый консалтинг
Кира Трунтаева
Возмещение НДС представительство в судах
Виталий Цапков
Налоговые проверки, возврат переплаты по налогам
Наталья Наталюк
Налоговые проверки и оспаривание их решений
Ольга Новикова
Консультирование по бухучету и налогам
Любовь Резникова
Учет, аудит и трансформация по МСФО, управленческая отчетность
Анна Козлова
аудит, консалтинг по бухучету и налогам
Михаил Болдин
аудит, консультирование по налогообложению и бухучету
Виктория
Варламова
Вадим
Чимидов
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Татьяна
Тарасова
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Кирилл
Неймарк
Кира
Трунтаева
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Виталий
Цапков
Наталья
Наталюк
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Ольга
Новикова
Любовь
Резникова
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Анна
Козлова
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Михаил
Болдин
Публикации и мероприятия с участием эксперта
100%конфиденциально
15 500консультаций провели
100 000ошибок исправили
45экспертов-практиков
Тест для бухгалтера: знаете ли Вы о возможных рисках?
Пройти тест