МСФО 2024: новости и тенденции с комментариями эксперта

21 декабря 2023

Услуги МСФО продолжают быть востребованными и в настоящее время, несмотря на сложную мировую обстановку. Кому они пригодятся в первую очередь, а также какие изменения, связанные с МСФО, ожидают компании в будущем согласно российскому и международному законодательству — расскажем в статье.

Что дает аудит в 2024 году и от чего защищает бизнес? >>

Кто должен готовить отчетность по МСФО за 2023?

Видео
Для чего нужны услуги по МСФО в 2024 году?

Компаниям необходима отчетность МСФО если они выходят на рынок ценных бумаг, выпускают собственные облигации. Выпуск облигаций обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным источником финансирования — банковским кредитованием:

  • отсутствие залога;
  • нет привязки к определенному проекту, в рамках которого компания должна выполнить ковенанты, предусмотренные договором с банком.

Если компания не формировала отчетность по МСФО ранее и планирует выйти на рынок ценных бумаг в 2024 году, то ей необходимо подготовить отчетность МСФО за 3 периода (IFRS 1 «Первое применение МСФО»):

  1. 2023 год,
  2. сопоставимые данные (2022 год),
  3. вступительный отчет о финансовом положении (2021).

Таким образом, компании необходимо планировать время для подготовки отчета и дальнейшего аудита.

Видео
На что обратить внимание, если компания планирует выпуск облигаций в 2024 году?

В последнее время компании обращаются за отчетностью МСФО еще и потому, что участвуют в рейтингах для повышения инвестиционной привлекательности.

Услуги МСФО востребованы также компаниями, которые формируют, аудируют и публикуют отчетность МСФО (Федеральный закон № 208 ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010):

  • кредитные организации;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • клиринговые организации;
  • федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  • акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  • иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов.

Следующие организации, у которых востребованы услуги по МСФО, это организации, у которых материнские компании находятся за рубежом. Так как материнская компания обязана консолидировать дочерние, то дочерние компании составляют отчетность по МСФО и проводят ее аудит, здесь следует обратить внимание, что аудиторская компания выступает как аудитор компонента, который по поручению аудитора группы проводит работу в отношении финансовой информации для целей аудита группы.

Новости МСФО 2023-2024 в России и за рубежом

Российское направление

Приказом Минфина РФ № 155н от 04.10.2023 предусмотрены изменения в ряд стандартов МСФО.

Это поправки к МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», которые предусматривают определение, которого ранее не было:

Бухгалтерские оценки — это денежные суммы в финансовой отчетности, подверженные неопределенности оценки.

Кроме того, в прежней версии стандарта примеры бухгалтерских оценок были указаны как оценка безнадежных долгов, оценка устаревания запасов, оценка справедливой стоимости финансовых активов или финансовых обязательств, оценка сроков полезного использования или ожидаемых особенностей потребления будущих экономических выгод, заключенных в амортизируемых активах, оценка гарантийных обязательств.

В текущей версии стандарта формулировки изменены и добавлены перекрестные ссылки, примерами бухгалтерских оценок сейчас являются:

  • оценочный резерв под ожидаемые кредитные убытки при применении МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»,
  • чистая возможная цена продажи единицы запасов при применении МСФО (IAS) 2 «Запасы»,
  • справедливая стоимость актива или обязательства при применении МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости»,
  • расход по амортизации объекта основных средств при применении МСФО (IAS) 16 «Основные средства»,
  • оценочное обязательство в отношении гарантийных обязательств при применении МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Изменения коснулись также стандарта МСФО (IFRS) 16 «Аренда», в котором теперь прописаны руководства по обратной аренде, в частности, что продавец-арендатор должен определить арендные платежи или пересмотренные арендные платежи таким образом, чтобы продавец-арендатор не признал бы никакой суммы прибыли или убытка в отношении оставшегося у него права пользования.

Видео
Новое в IFRS 16 «Аренда» с 2024 года

Также внесены изменения и в стандарт МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» в части пересчета сравнительной информации для целей МСФО.

Международное направление

Советом про МСФО рассматривается проект МСФО (IFRS) 18, который заменит МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Планируется изменение форм отчета, в частности Отчета о прибыли и убытке, путем добавления дополнительных строк с промежуточными итогами и отражение показателей, важных для инвесторов, таких как EBITDA.

Также Советом по МСФО проводится обсуждение проекта «Непубличные дочерние организации: раскрытие информации». Планируемый стандарт задуман чтобы упростить составление финансовой отчетности дочерних компаний по МСФО, разрешив непубличным дочерним компаниям применять уменьшенные требования к раскрытию информации, однако с условием того, что материнская компания готовит консолидированный отчет по МСФО, доступный для открытого пользования.

Аудит
все победит
Мы проверим отчетность, покажем риски и найдем финансовые резервы, а так же вы получите страховку от штрафов ФНС и защиту налоговых юристов на 3 года
Рассчитать стоимость аудита

Что учесть при подготовке и раскрытии отчетности по МСФО за 2023 год

Новых стандартов в действие не введено, однако следует упомянуть ряд поправок к текущим:

  • Как уже упоминалось выше, это стандарт МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», в части бухгалтерских оценок.
  • Также поправки к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» в части раскрытия информации об учетной политике. Если ранее раскрывали краткий обзор значимых положений учетной политики, то с 01 января 2023 года раскрывают существенную информацию об учетной политике.
  • Следует обратить особое внимание на поправку к МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», это отложенный налог, связанный с активами и обязательствами, которые возникают в результате одной операции.
В качестве примера можно привести аренду, когда одновременно возникает актив в форме права пользования и обязательства по платежам. В этом случае следует признавать отложенный налоговый актив и отложенное налоговое обязательство, которые впоследствии зачитываются и относятся на прибыль/убыток.
Любовь Резникова
Руководитель направления МСФО и управленческого учета, практикующий аудитор, DiplFR RUS, ACCA

«Послабления» в раскрытии отчетности МСФО

Есть новость в отношении Федерального закона № 208 ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010- Постановление правительства от 13.09.2023 № 1490 «Об особенностях раскрытия консолидированной отчетности». Согласно этому постановлению: организации, обязанные раскрывать консолидированную финансовую отчетность, вправе не раскрывать в указанной отчетности сведения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 4 июля 2023 г. N 1102 «Об особенностях раскрытия и (или) предоставления информации, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Видео
Новости к отчетности по МСФО за 2023

Эмитенты ценных бумаг могут раскрывать в ограниченном объеме информацию, которая приведет (может привести) к введению иностранными государствами ограничительных мер в отношении эмитента в том случае если:

  • в отношении эмитента действуют ограничительные меры;
  • если эмитент является кредитной организацией, отнесенной к категории уполномоченных банков в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе»;
  • если эмитент зарегистрирован и (или) осуществляет хозяйственную деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, и (или) Республики Крым, и (или) Луганской Народной Республики, и (или) Запорожской области, и (или) Херсонской области, и (или) г. Севастополя;
  • если эмитент включен в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;
  • если раскрытие и (или) предоставление эмитентом информации должны быть осуществлены в отношении лица, в отношении которого действуют ограничительные меры, или лица, зарегистрированного и (или) осуществляющего хозяйственную деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, и (или) Республики Крым, и (или) Луганской Народной Республики, и (или) Запорожской области, и (или) Херсонской области, и (или) г. Севастополя, или лица, включенного в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.

Перечисленные эмитенты вправе не раскрывать следующую информацию:

  1. Информацию о лицах, входящих (входивших в течение предшествующих трех лет) в состав органов управления эмитента, заместителях единоличного исполнительного органа, главном бухгалтере эмитента и его заместителях, руководителях и главных бухгалтерах филиалов эмитента, информация о кандидатах, включенных в список кандидатур для голосования по выборам в органы управления эмитента.
  2. Информацию о лицах, входящих (входивших в течение предшествующих трех лет) в состав органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента, и кандидатах, включенных в список кандидатур для голосования по выборам в органы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента, информация о лицах, ответственных в эмитенте за организацию и осуществление управления рисками, контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и внутреннего контроля, внутреннего аудита, информация о лицах, подписавших информацию, подлежащую раскрытию и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
  3. Информацию о сделках эмитента, его контролирующих лиц, подконтрольных ему лиц, включая информацию о том, что такие сделки не совершались.
  4. Информацию о банковских группах, банковских холдингах, холдингах и ассоциациях, в которые входит эмитент, а также их членах.
  5. Информацию об аффилированных лицах эмитента, включая основания аффилированности и долю принадлежащих им акций эмитента.
  6. Информацию о подконтрольных эмитенту организациях и лицах, входящих в состав их органов управления, лицах, контролирующих эмитента, и лицах, входящих в состав их органов управления.
  7. Информацию о лицах, являющихся (являвшихся) акционерами (участниками) эмитента и (или) подконтрольной эмитенту организации, включая информацию об их количестве и о принадлежащих (принадлежавших) им акциях (долях) эмитента и (или) подконтрольной эмитенту организации и информацию о количестве акций эмитента и (или) подконтрольной эмитенту организации каждой категории (типа), которые могут быть приобретены такими лицами в результате конвертации принадлежащих им ценных бумаг.
  8. Информацию о лицах, контролирующих (у которых прекратилось основание для осуществления контроля) акционеров (участников) эмитента, включая информацию о принадлежащих (принадлежавших) им акциях (долях) эмитента и о праве распоряжения (прекращении права распоряжения) голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента.
  9. Информацию о лицах, являющихся номинальными держателями ценных бумаг эмитента.
  10. Информацию о связанных сторонах, с которыми эмитентом осуществляются хозяйственные операции.
  11. Информацию о дочерних организациях эмитента (группы эмитента).
  12. Информацию о финансовых вложениях эмитента.
  13. Информацию о принимаемых эмитентом рисках, процедурах оценки рисков и управления ими.
  14. Информацию о споре, связанном с созданием эмитента, управлением им или участием в нем.
  15. Информацию об операциях и (или) объеме операций и (или) объеме средств эмитента — кредитной организации в иностранной валюте.
  16. Информацию об остатках и (или) объеме средств на счетах, открытых эмитентами — кредитными организациями разным типам клиентов.
  17. Информацию о сегментах деятельности эмитента в части сведений об оказании им услуг, о производимой продукции, закупке товаров, выполнении работ оборонного и (или) стратегического назначения, их финансировании, о географических регионах, в которых осуществляется их производство (реализация, закупка), включая сведения о видах операций и доходах (расходах, убытках) по ним, о типах клиентов, а также о деятельности эмитента, осуществляемой на территориях Донецкой Народной Республики, и (или) Республики Крым, и (или) Луганской Народной Республики, и (или) Запорожской области, и (или) Херсонской области, и (или) г. Севастополя.
  18. Информацию, в том числе обобщенную, о контрагентах эмитента, а также об их отраслевой и географической структуре.
  19. Информацию о лицензиях в сфере выполнения государственного оборонного заказа и реализации военно-технического сотрудничества.
  20. Информацию о лицах, среди которых предполагается осуществить размещение ценных бумаг посредством закрытой подписки.
  21. Информацию об условиях реорганизации эмитента, подконтрольных эмитенту организаций, лиц, контролирующих эмитента, лиц, предоставивших обеспечение по ценным бумагам эмитента.
Мы на вашей стороне!
В нашей компании работают 100% только штатные специалисты. Мы не передаем никакие данные третьим лицам и не пытаемся подставить бухгалтера. Находим резервы и даем рекомендации по устранению ошибок.
Рассчитать стоимость аудита

Услуги по МСФО в «Правовест аудит» в 2024

Наша компания оказывает широкий спектр услуг в области МСФО:

Трансформация означается перекладка отчетности из российского формата в международный путем корректировок. Если речь идет о группе компаний — это также консолидация. То есть сначала трансформации подлежит каждая компания, входящая в группу, а затем данные объединяются в один консолидированный отчет.

  • выступаем в качестве аудитора компонента, то есть работаем с иностранными аудиторами, проверяя дочернюю российскую компанию для консолидации в иностранную «маму».
  • у нас проводятся работы по специальным проектам, которые позволяют закрыть потребности наших клиентов по индивидуальным заданиям.
Видео
Услуги АКГ «Правовест аудит» в области МСФО

Кейс 1

К нам обратилась строительная компания за подготовкой отчетности по МСФО, т.к. планировала выпуск облигаций. Времени на подготовку отчета было мало. Так как мы занимались подготовкой отчета, то могли советовать клиенту, как можно оптимизировать время, например, согласно МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» отчет можно подготовить прямым или косвенным методом, но для косвенного метода необходимо, чтобы был подготовлен баланс уже с учетом всех корректировок, прямой же метод позволяет закончить формирование отчета ранее, только с использованием счетов учета денежных средств.

Кейс 2

На момент формирования отчетности компании имели одного конечного бенефициара, но были независимы относительно друг друга, при этом уже начался процесс реорганизации, предусматривающий переход компаний под контроль одной материнской компании. В данном случае мы предложили клиенту составить комбинированную отчетность, а впоследствии консолидированную.

Кейс 3

Опыт применения МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» для строительной компании: мы проанализировали договоры и предложили оптимальный вариант расчета выручки. Существовала возможность признать ее не одномоментно, как в российском учете, а в течение времени, для этого мы также проанализировали разные модели учета, чтобы рассчитать ее. Часто отчет МСФО показывает убыток по отношению к отчету РСБУ в силу специфики стандартов. В данном случае отчет оказался позитивным, выручка существенно превышала показатели РСБУ.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Аудиторы помогут проверить систему внутреннего контроля, разрешить вопросы налогового и бухгалтерского учета любой сложности
Узнать за минуту стоимость аудита
17 мая
11:00
Проблемные контрагенты: что учесть на практике
Открытый вебинар
Записаться
Наверх