НДС за 3 кв. БЕЗ ОШИБОК! Советы признанного эксперта - Чамкиной Н.С.

06 октября 2015
Представляем вашему вниманию обзор актуальных вопросов-ответов, затронутых на Круглом столе, организованном компанией «Правовест Аудит»: «НДС за III квартал 2015 – без ошибок», прошедшем 1 октября 2015 года.

Лектор Надежда Степановна Чамкина — заслуженный экономист Российской Федерации, государственный советник гражданской службы 2 класса, ведущий эксперт по вопросам НДС с опытом работы в налоговых органах более 20 лет, рассказала об актуальных вопросах, связанных с представлением налоговой декларации, а также освятила ряд проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются налогоплательщики при исчислении НДС.

Аудиторы «Правовест Аудит» подготовили конспект по итогам Круглого стола и представляют его Вашему вниманию.

В МАТЕРИАЛЕ РАСКРЫВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

  • Камеральная проверка декларации по НДС: основные технические ошибки:
  • несовпадение по дате и номеру счета-фактуры
  • неправильное указание кода операции
  • ошибки при указании КПП
  • НДС при покупке товаров (работ, услуг) через посредника
  • НДС при продаже товаров (работ, услуг) через посредника
  • Компенсация понесенных расходов (коммунальные платежи при аренде, транспортные расходы и пр.)
  • Налоговые вычеты при экспорте, покупке ОС, оборудования, НМА
  • Другие вопросы участников, рассмотренные на Круглом столе:

КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ДЕКЛАРАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Камеральная проверка сосредоточена на проверке правомерности налоговых вычетов. Для чего в основной массе сопоставляются данные из раздела 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» налоговой декларации продавца товаров (работ, услуг) и раздела 8 «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» покупателя этих товаров (работ, услуг).

Лектор обратила внимание, что в автоматическую стыковку деклараций за 1 и 2 квартал 2015г. попадают данные только по счетам-фактурам, датированным 2015 годом. Что касается счетов-фактур 2014, 2013 и ранее, то при камеральной проверке информация по ним, как и ранее, проверяется в ручном режиме, путем проведения встречных проверок.

Объем нестыковок раздела 9 деклараций продавцов и 8 раздела у покупателей огромен, их львиная доля относится к техническим ошибкам, которые не влекут необходимости корректировать налоговую декларацию. Налоговая служба это понимает, поэтому очень многим налогоплательщикам в Москве никаких требований не пришло.

Это не означает, что налоговая служба ничего не заметила. Дело в том, что в этом случае необходимо формировать реестры расхождений, направлять их налогоплательщикам, получать от них пояснения о технических ошибках.

В условиях огромного массива технических ошибок это делать не всегда целесообразно. Однако весь массив расхождений все равно будет храниться в программе и при необходимости анализироваться налоговым органом впоследствии при выездных налоговых проверках.

Лектор обратила внимание на наиболее распространенные несоответствия, выявленные при проверках деклараций за 1 и 2 кварталы 2015г. (ошибки в номерах и датах, КПП, кодах видов операций).

1.1. Несовпадение по дате и номеру счета-фактуры продавца, которые содержатся в разделе 9 его декларации с данными, отраженными в разделе 8 декларации покупателя

Например, продавец выставляет счет-фактуру, указывая номер 00000000150, а покупатель, заполняя декларацию, удаляет «лишние» нули, оставляя только номер 150.

На вопрос участника Круглого стола

Наша организация продавец товаров. Машина при выгрузке сама отбросила несколько нулей из номеров счетов-фактур, выставленных покупателям. Нашим покупателям пришли требования. Надо ли нам сдавать в данном случае уточненную декларацию?

Лектор пояснила

Это техническая ошибка, уточненную декларацию в данной ситуации сдавать не нужно. Если вам придет требование нужно дать пояснения˂

1.2. Неправильное указание кода вида операции

Коды видов операций утверждены Приказом ФНС России от 14.02.2012 № ММВ-7-3/83@

Дополнительные коды доведены Письмом ФНС России от 22.01.2015 № ГД-4-3/794@

Лектор акцентировала внимание на коде операции «19» - ввоз товаров на территорию РФ с территории ЕАЭС, и коде «20» - ввоз товаров с иных территорий и государств.

Важно правильно указать соответствующий код, чтобы при проверке в автоматическом режиме машина «поняла», что счет-фактуру в 9 разделе декларации какого-то продавца ей искать не нужно, это реквизиты иного документа. Машина «идет» искать вашу таможенную декларацию или заявление в соответствующей базе данных таможни  или ФНС.

Если же правильный код не указать, машина будет выдавать ошибку, требуя всех необходимых реквизитов для счета-фактуры.

Поставив код «20», «19» налогоплательщик дает сигнал машине:

  • это не счет-фактура;
  • там нет определенных реквизитов (даты, ИНН/КПП продавца).

Если же вы неправильно указали код операции и придет требование о предоставлении пояснений нужно указать, что речь идет о таможенной декларации и отправить в налоговый орган в электронном, либо письменном виде. Никакой уточненной декларации в данном случае сдавать не нужно.

Аналогично при приобретении услуг, оформленных бланками строгой отчетности (билеты, счета гостиниц и пр.) нужно указывать код «23».

При регистрации билета ИНН/КПП можно не указывать, в обработку такие данные не запускаются, поскольку ж/д и авиаперевозчики никаких реестров авиабилетов не представляют. Следовательно, стыковать полученную от покупателя билета информацию в автоматическом режиме не с чем. Указав в данном случае код «23» налогоплательщик дает сигнал «машине», что этих данных она в базе не найдет.

В противном случае программа будет пытаться состыковать ваши данные с разделами 9 деклараций продавцов, ничего не найдя, выдаст ошибку.

Важно! Новый Приказ с кодами операций подготовлен, но регистрацию в Минюсте еще не прошел (по состоянию на 05.10.2015 г.)

На вопрос участника Круглого стола

К Новому году мы планируем безвозмездно передавать сотрудникам подарки. Какой документ регистрировать в книге продаж и какой код операции отразить?

Лектор пояснила

В данном случае можно выставить счет-фактуру в одном экземпляре, либо зарегистрировать в книге продаж любой первичный документ (например, справку бухгалтера). Для безвозмездной передачи предусмотрен код «10», но его ставить целесообразно, когда есть конкретный получатель с реквизитами и ИНН/КПП. Какое-то юрлицо, например.  Но если передаете своим собственным сотрудникам можно поставить «26». Код «26» вообще универсальный, он дает сигнал машине при автоматической проверке налоговой декларации, что за вычетом НДС никто не придет. Например, его проставляют при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, неплательщикам НДС и пр.

Примечание: см Письмо ФНС России от 27.01.2015г. № ЕД-4-15/1066@ согласовано с Минфином России от 22.01.2015 № 03-07-15/1704.

1.3. Ошибки при указании КПП

Ошибок по КПП очень много, но они не критичны.

Вызвано это, как правило, следующим:

  1. неактуальная база ФНС при проверке счета-фактуры контрагента;
  2. неверные данные предоставил контрагент;
  3. при покупке товаров (работ, услуг) у обособленного подразделения.

Лектор напомнила, что в счете-фактуре указывается КПП обособленного подразделения только в том случае, если оно наделено правом самостоятельной реализации товаров (работ, услуг). Это должно быть отражено в положении о филиале.

Не путать с физической отгрузкой с территории филиала!

Например, при реализации головной организацией (г. Москва) товара со своего склада в г. Владивосток, указывается КПП головной организации (продавца по договору), даже в случае, если работник обособленного подразделения наделен правом подписания счетов-фактур, выставленных «головой» и содержащихся в единой базе организации. В данном случае реализует товар головная организация, обособленное подразделение является только грузоотправителем, что указывается в соответствующей строке счета-фактуры.

На вопрос участника Круглого стола

Наша организация покупает товары (работы, услуги) у обособленного подразделения. В счете-фактуре указано КПП этого ОП. Я думаю это не правильно, могу самостоятельно поменять на КПП головной организации?

Лектор пояснила

Покупатель, получив счет-фактуру от поставщика, указывает все реквизиты из этого счета-фактуры. Если он считает, что есть ошибка нужно обратиться к продавцу и внести исправления в счет-фактуру в установленном порядке. Самостоятельно ничего менять не нужно

НДС ПРИ ПОКУПКЕ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

Лектор рассмотрела ситуацию, когда компания приобретает билеты и услуги гостиниц для командированных сотрудников через посредника.

При приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно, а также услуг гостиниц по проживанию вычеты производятся на основании авиабилета (бланка БСО), в котором сумма НДС выделена отдельной строкой.

Соответственно, в книге покупок регистрируется авиабилет с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданный работнику и включенный им в отчет о служебной командировке (п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

Распространенная ошибка следующая. Организация при покупке у агентов (посредников) услуг по перевозке, проживанию в гостинице, заявляет налоговый вычет НДС на основании счетов-фактур, полученных от агента.

Важно! Агенты не вправе составлять счета-фактуры на стоимость ж/д авиа билетов

Процедура по выставлению счетов-фактур посредниками прописана в Постановлении № 1137. При приобретении товаров (работ, услуг) через посредника, который приобретает их от своего имени за счет комитента, продавец товаров (работ, услуг) выставляет посреднику счет-фактуру, где посредник будет указан как покупатель.

Получив такой счет-фактуру, посредник зарегистрирует его в журнале учета полученных счетов-фактур. Дальше он эту информацию должен передать комитенту, выставив в его адрес счет-фактуру, указав покупателем комитента.

При камеральной проверке налоговых вычетов из раздела 8 декларации комитента видно, что товар (работа, услуга) приобретен через посредника, данные сверяются с разделами 10, 11 декларации посредника, откуда машина «приходит» в 9 раздел декларации продавца.

Если у посредника при покупке товаров (работ, услуг) нет счета-фактуры от продавца, он этот порядок перевыставления счетов-фактур не применяет и при камеральной проверке цепочка продавец-посредник-принципал разорвется, поскольку в разделе 9 декларации продавца при автоматической проверке соответствующих данных обнаружено не будет. Услуга посредника заключается в одном – сформировать билет.

Счет-фактуру агент вправе выставить на свою услугу по приобретению билетов, а сами билеты должен передать заказчику вместе с отчетом.

БСО регистрируется в книге покупок на дату отчета подотчетного лица.

Авиа и ж/д перевозчики никаких реестров авиабилетов не представляют. Следовательно, стыковать полученную от покупателя билета информацию в автоматическом режиме попросту не с чем. Указав в данном случае код «23» налогоплательщик дает сигнал «машине», что этих данных она в базе не найдет.

При этом налоговые органы вправе при камеральной проверке запросить у налогоплательщика необходимые документы (БСО), подтверждающие вычеты по авиабилетам.

На вопрос участника Круглого стола:

Какую дату и номер должен указывать посредник в счете-фактуре, выставляемом принципалу при покупке товаров (работ, услуг)?

Лектор пояснила:

Номер посредник присваивает согласно своей внутренней хронологии. Распространенная ошибка, когда посредник, собрав несколько счетов-фактур от продавцов товаров (работ, услуг) формирует отчет и сводный счет-фактуру для принципала одной датой. Это не верно.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1137 сводный счет-фактура составляется только в случае, если все полученные от поставщиков счета-фактуры, выставлены одной датой, например 30 сентября. Если же посредник получил от продавцов несколько счетов-фактур с разными датами (например, от 30 сентября, 29 сентября, 28 сентября и пр.), он в адрес принципала также должен перевыставить несколько счетов-фактур с указанными датами.

Таким образом, посредник должен перенести все реквизиты из счета-фактуры поставщика в счет-фактуру выставленному принципалу. Он меняет только номер в соответствии со своей хронологией, подпись и меняет наименование покупателя - с себя на принципала

 Октябрь 2015 г.

Полную версию конспекта закажите в компании «Правовест Аудит»

Звоните: 8 (495) 134-32-23 (многоканальный)
пишите: info@pravovest-audit.ru

Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!

завтра
11:00
«Вахтовики» и работники с разъездным характером работы: новое в НДФЛ и страховых взносах с 2024 года
Открытый вебинар
Записаться