Об изменениях в законодательстве РФ, направленных на противодействие незаконным финансовым операциям.

05 июля 2013
Аудиторы и эксперты ООО ПРАВОВЕСТ Аудит проанализировали  поправки, направленные  против легализации преступных доходов.

На официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30.06.2013 опубликован Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее – Закон N134-ФЗ).

Этот вступил в силу со дня официального опубликования, за исключением некоторых положений, вступающих в силу позднее, в сроки, установленные ст. 24 Закона N134-ФЗ.

В новой редакции изложена статья 51 ГК РФ «Государственная регистрация юридических лиц», статья подверглась значительным изменениям.

По новым правилам, до госрегистрации юрлица, измений его устава или изменении данных, включаемых в ЕГРЮЛ, не связанных с изменением устава, уполномоченный государственный орган (т.е. налоговая инспекция) обязан провести проверку достоверности данных включаемых в ЕГРЮЛ. Как указано в п. 8 ст. 51 ГК РФ в новой редакции юридическое лицо считается созданным, а данные о юрлице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Пунктом 7 ст. 51 ГК РФ теперь предусмотрено возмещение за счет казны РФ убытков, причиненных незаконным отказом в госрегистрации юрлица, а также включением в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юрлице по вине уполномоченного государственного органа.

Кроме того, как указано в ст. 2 новой редакции ст. 51 ГК РФ юридическое лицо обязано возместить убытки участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представление недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ.

В закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» включены следующие изменения.

  • Внесены поправки в порядок представления документов при государственной регистрации.

Пункт 3 ст. 9  Закона N 129-ФЗ дополнен  положением о том, что информация о факте представления документов в регистрирующий орган должна размещаться на его сайте в Интернете не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи  документов на регистрацию.

Кроме того, новый порядок предусматривает  для физического лица возможность  направить в регистрирующий орган письменные возражения относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ с указанием паспортных данных и ИНН. Такое возражение может быть направлено по почте, представлено непосредственно(лично) или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. При направлении по почте подлинность подписи должна быть нотариально заверена.

По всей видимости, так следует поступать при утере документов, удостоверяющих личность, например паспорта.

  • Внесены изменения в статью 13.1  «Уведомление о реорганизации  юридического лица.

Теперь запрещено  вносить запись  в ЕГРЮЛ о реорганизации, если в такой реорганизации участвует юридическое лицо, в отношении которого принято решение о его ликвидации. Это обстоятельство поименовано теперь как одна из причин отказа в госрегистрации (см. пп. «в» п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ).

Аналогичные правила внесены и  в статью 20 «Уведомление о ликвидации юридического лица».

  • Расширен перечень причин отказа в госрегистрации, среди них несоотвествие паспортных данных, получение возражений физического лица, лишение права заниматься предпринимательсткой деятельностью, административное наказание в виде дисквалификации и др.

3. Изменения в НК РФ (часть  1 и 21 главу  части 2)

Изменения  в НК РФ различны по  срокам вступления в силу. Так через месяц после официального опубликования вступает в силу:

  • Новая редакция  статьи 31 «Права налоговых органов», где прописано, что в случае направления налоговыми органами  налогоплательщикам - российским юридическим лицам, их филиалам и представительствам  корреспонденции по почте, документы  следует направлять по адресу указанному в ЕГРЮЛ как адрес местонахождения,  корреспонденции для налогоплательщиков - иностранных организаций – по адресу места осуществления  ими деятельности на территории РФ, указанному в ЕГРЮЛ.

Почтовую переписку с   ИП, частными нотариусами и адвокатами, а также физическими лицами, не являющимися  ИП,  налоговым органам следует вести с использованием  адреса места жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, содержащемуся в ЕГРЮЛ.

Предоставление налоговому органу адреса для направления по почте документов ИП, частные нотариусы, адвокаты, а также физические лица, не являющиеся ИП будут  осуществлять по специально утвержденной форме. Утверждать  ее будет  ФНС.

  • Положения статьи 45 НК РФ  в отношении взимания недоимки по налогам, возникшей по итогам проверки и числящейся более трех месяцев.

Это новшество призвано  работать в ситуации, когда выручка организации, вместо того чтобы направляться в бюджет на погашение недоимки по налогам основной организации, направляется на счета дочерних (зависимых) организаций или, наоборот, от дочерних (зависимых) на счета основных (преобладающих) организаций.

Кроме того, взимание недоимки с «родственной» организации будет производиться, если организация-объект проверки с момента, когда узнала или должна была узнать, о назначении выездной или камеральной проверки передала денежные средства или иное имущество дочернему или зависимому  (основному или преобладающему) предприятию и такая передача привела к невозможности взыскания недоимки.

Применение указанных положений налоговыми органами возможно и в случае отсутствия «официальных родственных» отношений между организациями, в случае, когда факт взаимозависимости  по иным причинам между ними будет признан судом.

Взимание недоимки будет производиться в пределах переданных  денежных средств и иного имущества. Стоимость имущества будет определяться в таком случае как остаточная стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете организации на момент, когда организация, за которой числится недоимка узнала или должна была узнать о проведении в отношении нее выездной или камеральной проверки.

  • Новая редакция пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, где теперь прописано, что налоговые органы имеют  право истребовать документы по конкретной сделке  у   участников этой сделке  или иных лиц располагающих информацией о такой сделке вне рамок проведения налоговых проверок, в случаях, когда у них возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.

С 1 января 2014 года вступают в силу положения ст. 80 НК РФ в новой редакции.

В них идет речь об уточнениях  порядка сдачи декларации в электронном  виде, в частности, кроме организаций со среднесписочной численностью превышающей  100 человек за предшествующий календарный год и вновь созданных организаций, численностью превышающей 100 человек, обязанность подачи декларации в электронном виде введена для тех налогоплательщиков, для которых такая обязанность будет предусмотрена специально  второй частью НК РФ. 

В данном случае это корреспондируется с поправками в главу 21 НК РФ о необходимости представления декларации по НДС в электронном виде (смотрите новую редакцию пункта 5 ст. 174 НК РФ, также вступающего в действие с 1 января 2014 года).. К тому же  в п. 7 ст. 80 НК РФ прописано право ФНС  требовать от налогоплательщиков включения в налоговую декларацию сведений, предусмотренных главой 21 НК РФ.

С 1 января 2015 годавводится специальная отчетность по НДС для посредников.

Так, в декларацию по НДС  налогоплательщикам (налоговым агентам) выставляющим и (или) получающим счета-фактуры  и  осуществляющим свою деятельность  на основе договоров комиссии, поручения либо агентских договоров и придется в налоговую декларацию по НДС включать  сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении посреднической деятельности.

Посредники, выставляющие (получающие) счета-фактуры в интересах третьих лиц,  не являющиеся плательщиками НДС или освобожденные  от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС, а также не признаваемые аналоговыми агентами обязаны  будут представлять в налоговые органы по месту своего учета журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности в электронном формате.

Это далеко не все новации, предусмотренные «антиотмывочным» законом N 134-ФЗ. Расширяются возможности налоговых органов при проведении камеральных проверок, сбора информации об открытии счетов  и вкладов физических лиц и др. Кроме  ГК РФ, НК РФ и Закона о госрегистрации юридических лиц, изменениям подвергся целый ряд законов, в том числе  законы «О несостоятельности (банкротстве)»,  «О таможенном регулировании в РФ», «Оборганизации страхового дела в РФ, «О рынке ценных бумаг», «Об оперативно-розыскной деятельности», УК и УПК РФ, КоАП.

Надеемся, что приведенная в обзоре информация будет Вам интересна и полезна.

Мы всегда рады помочь Вам!

Обращайтесь за советом к профессионалам

ООО «ПРАВОВЕСТ Аудит»
телефон: (495) 134-32-23 (многоканальный);
электронная почта: audit@pravovest-audit.ru

17 мая
11:00
Проблемные контрагенты: что учесть на практике
Открытый вебинар
Записаться
Наверх