123456

Обязательный аудит – 2018. Отменить нельзя оставить

09 ноября 2017

Возможная отмена обязательного аудита годовой отчетности для малого бизнеса всколыхнула компании-налогоплательщики и все аудиторское сообщество.

Ирина Остафий

Эксперт по налогам и бухгалтерскому учету «Правовест Аудит»

Мы уверены, такая мера не только не должна снизить число обращений к профессиональным аудиторам, как кажется на первый взгляд. Но напротив, поможет сделать упор не на количестве, а качестве проверок.

Изменения в законе об обязательном аудите

Участниками рынка аудиторских услуг активно обсуждаются планирующиеся поправки в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ, связанные с наделением Банка России полномочиями по контролю и надзору в сфере аудиторской деятельности. В данный момент законопроект только предполагается внести в Госдуму, однако аудиторское сообщество уже бурлит. Среди многочисленных поправок — предлагается внести изменения в статью 5 Закона № 307-ФЗ, где установлены критерии для обязательного аудита годовой отчетности, начиная с 2018 года.

Критерии обязательного аудита в 2018 году

В соответствии с действующей редакцией статьи 5, обязательному аудиту годовой отчетности подлежат все акционерные общества, а также компании с выручкой от продаж более 400 миллионов рублей за предшествовавший отчетному год или активами баланса более 60 миллионов рублей за тот же период.

  • Согласно же законопроекту, компании будут проводить обязательный аудит при одновременном наличии хотя бы двух из условий:
  • объем выручки от продаж за каждый из предшествовавших отчетному году двух последовательных лет превышает 800 миллионов рублей;
  • сумма активов баланса по состоянию на конец каждого из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет превышает 400 миллионов рублей;
  • среднесписочная численность работников за каждый из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет превышает 100 человек.

Кроме того, под обязательный аудит будут попадать не все акционерные общества, а только публичные, относящиеся к общественно значимым организациям.

Таким образом, предлагается освободить малый бизнес от обязательного аудита путем приведения годовой выручки и численности работников в соответствие с критериями, предусмотренными в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Будущее за налоговым аудитом

Несомненно, законодательная инициатива направлена на наведение порядка в аудиторской отрасли, а также снижение затрат компаний на проведение ежегодного обязательного аудита.

Далеко не секрет, что аудит бухгалтерской отчетности подчас заказывается только потому, что обязывает закон. В итоге компания тратит деньги, а аудиторский отчет благополучно кладется на полку.

При этом руководство и собственников волнует не бухгалтерский учет, а состояние налогового учета и отчетности. Ведь штрафы и негативные последствия за ошибки в бухучете и налогообложении несоизмеримы.

На первый взгляд отмена обязательного аудита влечет снижение расходов на его проведение. Но одновременно повышается ответственность для собственников и руководителей из-за выявленных налоговыми органами нарушений.

Плюсы в том, что с увеличением порога для обязательного аудита малые предприятия получат возможность направить средства на проверку только налоговых обязательств и деклараций, представляемых в ИФНС. Налоговый аудит — это независимая проверка ведения налогового учета и составления налоговой отчетности компании.

Проведение налогового аудита даст собственникам, руководству и финансовым службам достоверную информацию о налоговых обязательствах фирмы перед бюджетом. Его основная цель — избежать налоговых доначислений и санкций в будущем за счет обнаружения и устранения ошибок уже сейчас.

Ответственность руководителей и собственников

К сожалению, за долгие годы аудиторской работы мы не раз сталкивались с ситуацией, когда бухгалтерский и налоговый учет был полностью передан в ведение бухгалтерии и фактически никак не контролировался руководителем и собственниками. Только после проведения аудита они узнавали о систематическом отсутствии каких-либо налоговых регистров, большом количестве уточненных налоговых деклараций, непроведении своевременных сверок расчетов с бюджетом по налогам, нарушениях в порядке исчисления налогов и пр.

Принято считать, что за нарушения в бухгалтерском и налоговом учете персональная ответственность для директора и учредителя не столь существенна, по сравнению с недоимкой, пенями, санкциями, налагаемыми на саму компанию-налогоплательщика. Однако в действительности после налоговых проверок с доначислениями, помимо небольших административных штрафов по КоАП РФ, руководителей ждут и более весомые неприятности.

В последние годы банкротство компании-должника является одним из эффективных способов погасить задолженность бизнеса перед бюджетом. Регулируется данный вопрос Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

И если организация не способна покрыть свои долги имеющимися активами, налоговая инспекция вправе в рамках процедуры банкротства привлечь к субсидиарной ответственности контролирующих лиц компании. Это те, кто фактически руководил компанией-должником и мог довести ее до банкротства.

Уже сформировалась судебная практика, где арбитры поддерживают ИФНС во взыскании с директоров или учредителей миллионов рублей по налоговым недоимкам компании (например, определение Верховного Суда РФ от 28 февраля 2017г. N 302-ЭС17-131, определение Верховного Суда РФ от 25 января 2016 года N 305-ЭС15-18099).

Помимо этого, подпунктом 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ установлены специальные правила взыскания налоговой задолженности с третьих лиц, не являющихся плательщиком налога. С 30 ноября 2016 года действует обновленная редакция этой нормы (поправки внесены Федеральным законом от 30.11.2016г. № 401-ФЗ). Она позволяет налоговому органу взыскивать недоимку по результатам налоговой проверки, которая длится более 3 месяцев, не только с зависимых компаний, но и с физических лиц, которые:

  • признаны судом зависимыми с налогоплательщиком-недоимщиком;
  • получали от недоимщика деньги, иное имущество или причитающуюся ему выручку, что сделало невозможным взыскать недоимку с него.

Ранее взыскание могло производиться только с обществ (предприятий), дочерних обществ (предприятий) и организаций, признанных зависимыми с компанией, за которой числится недоимка.

Теперь же в числе этих лиц могут оказаться учредители и другие физлица, связанные с налоговым должником. Взыскание допускается в пределах полученных от или вместо должника денег, имущества.

Лучший выход в таком случае — провести не формальную, зачастую малорезультативную проверку, к которой обязывает закон, а целенаправленно проанализировать состояние налогового учета и отчетности.

Поэтому уже сегодня, независимо от позиции законодателя по вопросу обязательного аудита, стоит принять все меры к выявлению налоговых рисков. Чтобы вовремя исправить допущенные нарушения и скорректировать ведение налогового учета так, чтобы избежать доначислений по налогам и сборам в будущем.

С «Правовест Аудит» Вы можете провести полный налоговый аудит + 3 года гарантии или экспресс-аудит налоговых рисков, быстро и наглядно.

Рассчитать стоимость