123456

Обязательный аудит в 2017 году, критерии, штрафы и новые требования по МСА

06 марта 2017

В последние годы государством взят курс на максимальную открытость и прозрачность информации об экономических субъектах. Изменения вносятся по всем направлениям. Не осталась в стороне и аудиторская отрасль. Основная цель поправок — повысить прозрачность бизнеса, снизить давление на добросовестные компании, вывести из тени налоговых правонарушителей для устранения недобросовестной конкуренции.

Что изменилось с 2017 года в сфере обязательного аудита бухгалтерской отчетности, какие планы законодателей в этом направлении?

  1. Требование к подготовке аудиторских заключений по МСА с 2017 года. Чего нам ждать?

    Наше государство стремится к европейским показателям в плане финансовой отчетности. Поэтому еще одним шагом к повышению ее публичности и прозрачности стало введение с 1 января 2017 года в РФ международных стандартов аудита (МСА) (Приказы Минфина России от 24.10.2016 N 192н, от 09.11.2016 № 207н).

    Для аудиторских компаний это означает следующие изменения:

    1. увеличение количества аудиторских процедур
    2. увеличение объема данных, необходимы для анализа деятельности аудируемых компаний
    3. новые стандарты качества проведения обязательного аудита
    4. новые стандарты информирования в аудиторском заключении
    5. введение модифицированного мнения в заключении

     

    Для аудируемых компаний это означает:

    Плюсы:

    Минусы:

    1. повышение качества в оценке бизнес-рисков
    2. заключение, которое будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на существенные риски для бизнеса и т.п.
    3. расширенную информацию отчета для бухгалтерии и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др.
    1. увеличение стоимости обязательного аудита с 2017 года.
    2. Увеличение сроков предоставления аудиторского заключения
    3. удорожание банковских кредитов для компаний (по причине повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков)

    Подробнее об МСА и как изменения в обязательном аудите с 2017 года затронут бизнес тут >>.

  2. Информация о налогах, штрафах, доходах и расходах, численности появится на сайте ФНС

    Информация об экономических субъектах становится более открытой. С 1 июня 2016 года налоговой тайной больше не являются (поправки в статью 102 НК РФ внесены Федеральным законом от 01.05.2016г. № 134-ФЗ):

    • сведения о среднесписочной численности работников организации;
    • суммы уплаченных организацией налогов и сборов, за исключением налогов, уплаченных при ввозе товаров в ЕАЭС и налоговыми агентами;
    • суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности.

    С 1 июля 2017 года планируется начать размещение указанных сведений в открытом доступе на официальном сайте ФНС в сети «Интернет».

    Кроме того, на сайте ФНС будет публиковаться информация о суммах недоимки, задолженности по пеням и штрафам, применяемых спецрежимах и об участии налогоплательщиков в консолидируемых группах.

    Благодаря появлению дополнительных сведений о юридических лицах в открытом доступе налогоплательщики получают дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента, а также появится дополнительный аргумент доказать ИФНС в случае претензий, что при заключении сделки была проявлена должная осмотрительность.

  3. Информация об обязательном аудите размещается на Федресурсе

    С 1 октября 2016 года в России результаты обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности становятся публичными. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Организации, подлежащие обязательному аудиту, теперь должны вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРС ]]>http://www.fedresurs.ru/]]> ) информацию о результатах аудита в течение 3-х рабочих дней после получения аудиторского заключения. К числу таких сведений относятся:

    • наименование, ИНН, ОГРН, СНИЛС аудируемого лица;
    • наименование (Ф.И.О.), ИНН, ОГРН (ОГРНИП), СНИЛС аудиторской организации (индивидуального аудитора);
    • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
    • период составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
    • дата аудиторского заключения;
    • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

    Нарушение должностным лицом аудируемой организации обязанности по раскрытию такой информации может повлечь административный штраф, предусмотренный частями 6-8 статьи 14.25 КоАП РФ, до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

  4. С 2018 года аудиторскую тайну, вероятно, отменят

    Соответствующий Законопроект № 96436-7 об изменениях в статьи 82 и 93.1 НК РФ уже внесен в Госдуму.

    Напомним, что согласно действующей редакции статьи 82 НК РФ при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

    Однако, с 1 января 2018 года аудиторскую тайну предлагается исключить из данной статьи. Кроме того, предлагается установить право должностных лиц ИФНС истребовать у аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе аудиторской деятельности и при оказании прочих сопутствующих аудиту услуг. Истребуемые документы должны быть связаны с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налога (сбора) и смогут запрашиваться у аудиторов, если налогоплательщик не представил их в ИФНС самостоятельно.

 

Итак, сфера бухгалтерского учета и отчетности, а также налоговых обязательств компаний становится более прозрачной.

Чтобы к марту 2018 года при закрытии 2017 финансового года не оказаться с аудиторским заключением, содержащим многочисленные оговорки, советуем компаниям :

  1. Заказать аудит в начале года (в первом, втором квартале).

    Так вы сможете исключить повторения ошибок в ваших отчетах в последующих кварталах и снизить нагрузку на бухгалтерию в конце года.

  2. Разбить проведение аудита по кварталам.

    Его стоимость равномерно распределится в течение всего года и не потребует единовременного отвлечения средств из хозяйственной деятельности компании.

  3. Не относиться к аудиту, как к формальной процедуре только для сдачи бухгалтерской (фин.) отчетности.

    Зачем лишать себя возможности получить качественную обратную связь по состоянию дел компании.

  4. Серьезно подойти к выбору аудиторской компании.

    Рынок насыщен множеством предложений, как от частных лиц, так и от различных компаний. На что обязательно нужно обратить внимание читайте тут.

  5. Не забывать, что за отсутствие аудиторского заключения или не внесение соответствующей информации в ЕФРС можно получить крупный штраф.

 

Почему мы рекомендуем выбирать поэтапную аудиторскую проверку — читайте >>

Что вы получите при сотрудничестве с «Правовест Аудит»:

  1. В рамках договора на аудит клиенты получают бонусы в виде полезных услуг в течение отчетного года
  2. помощь налоговых юристов и адвокатов как дополнительные гарантии — в течение 3-х лет после проведения аудита.
  3. при заблаговременном выборе аудиторов на 2017 год компания фиксирует ценовое предложение в рублях по текущей стоимости, при этом услуги оказываются до конца марта 2018 года.

Дополнительные бонусы:

  1. с момента заключения договора возможно напрямую консультироваться с аудиторами и налоговыми юристами в течение года и до 31 марта 2018 года;
  2. VIP-семинары в формате «Круглый стол». Практика применения законодательства, обсуждение последних изменений. Профессиональные бухгалтеры получают за каждое посещение сертификат 10 час ИПБ;
  3. конспекты по итогам семинаров;
  4. по выбору Заказчика может быть проведена дополнительная юридическая экспертиза типовых договоров, учредительных и прочих документов; дана оценка перспектив судебных споров; произведены другие необходимые действия для исключения хозяйственных рисков в деятельности организации;
  5. анализ налоговой нагрузки и вероятности налоговой проверки по методике ИФНС, определяем размер возможных налоговых рисков, резервов и пути сокращения затрат.
  6. Аудит базы 1С.