123456

Особенности отчетности за 2015 год для малых предприятий

18 сентября 2015

В преддверии составления годовой отчетности за 2015 год аудиторы решили напомнить организациям - субъектам малого предпринимательства, о ситуации, когда происходит утрата права вести бухучет в упрощенном порядке и какие обязанности в связи с этим появляются. Как известно, с 16.11.2014 в Закон о бухучете 402-ФЗ был внесен перечень экономических субъектов, которые не вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. В мае 2015 года в соответствие с Законом о бухучете были приведены все действующие ПБУ.

 ostafiiОстафий Ирина Борисовна ведущий аудитор компании «Правовест Аудит» WiseАdvice Consulting Group

К субъектам малого предпринимательства (СМП) относится организация, если она отвечает следующим критериям[1]:

  • суммарная доля участия в уставном капитале организации РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов не превышает 25%;
  • суммарная доля участия в уставном капитале организации иностранных организаций не превышает 49% (с 30.06.2015г.);
  • суммарная доля участия в уставном капитале организации других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49% (с 30.06.2015г.);
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек включительно;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 800 млн. руб. (с 25.07.2015г.)

Для признания организации СМП не нужно получать специальный документ, подтверждающий данный статус. Отнесение организации к категории малых дает ей ряд льгот, в том числе и в сфере бухгалтерского учета.   СМП вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности[2] В частности СМП вправе[3]: - использовать сокращенный рабочий план счетов; - руководитель может сам вести бухучет, издав об этом приказ[4]; - составлять отчетность в сокращенном объеме - баланс и отчет о финансовых результатах, причем по упрощенной форме[5]; - пояснения (приложения) к отчетности составляются, если в них нужно привести информацию, без которой невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности организации; - не применять ПБУ 2/2008, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 18/02, ПБУ 12/2010; - использовать кассовый метод учета доходов и расходов; - проценты по любым займам учитывать как прочие расходы[6]; - не переоценивать по рыночной стоимости любые финансовые вложения[7]; - любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные[8]; - последствия изменения учетной политики всегда отражать в отчетности перспективно[9]. Все вышеназванные способы упрощения учета, применяемые организацией, необходимо закрепить в учетной политике[10].

Важно!
Правом применения упрощенных способов ведения бухучета, в том числе составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, с 16 ноября 2014 года не могут воспользоваться те малые предприятия, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту[11].

Может ли мало предприятие подлежать обязательному аудиту?

Перечень случаев, когда проводится обязательный аудит малых предприятий, приведен в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", в частности, если:

  • организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества  (закрытые и открытые АО, независимо от финансовых результатов хозяйственной деятельности);
  • объем выручки от продажи товаров (работ, услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.

Приказом Минфина России от 06.04.2015 N 57н ПБУ были также приведены в соответствие с нормами Закона № 402-ФЗ. Право на неприменение ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02 получили организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Напомним, ранее данные ПБУ могли не применять все СМП. Как организация - малое предприятие, подлежащее обязательному аудиту, должно отреагировать на нововведения?

  1. Поручить вести бухучет главному бухгалтеру или сторонней организации, если прежде руководитель вел бухучет лично;
  2. Внести изменения в учетную политику, если раньше применялись упрощения, и начать вести бухучет по общим правилам (в частности, с использованием ряда дополнительных ПБУ 18/02, ПБУ 2/2008, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 16/02 и развернутого плана счетов), а также составлять бухотчетность по общеустановленным формам и с учетом всех приложений.

Таким образом, бухгалтерская отчетность малого предприятия, подлежащего обязательному аудиту за 2015 год, должна быть сформирована с учетом применения всех необходимых ПБУ. Если организация по какой-то причине до сих пор не начала вести соответствующие ПБУ, в учетную политику и бухучет необходимо внести изменения (исправления), чтобы годовая отчетность отвечала требованиям Закона № 402-ФЗ, а также ПБУ. Малые предприятия, не подлежащие обязательному аудиту, как и ранее вправе составлять и представлять бухотчетность в сокращенном объеме и не вести некоторые ПБУ.

 Сентябрь 2015 г.

  Аудиторы и эксперты «Правовест Аудит», входящей в Wiseadvice Consulting Group, всегда готовы оказать вам практическую  помощь по вопросам налогообложения и бухучета в самых сложных и нестандартных ситуациях.   Приглашаем на ближайшие круглые столы>> звоните: 8 (495) 231-23-21 пишите: info@pravovest-audit.ru  

Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!

[1] п. 1, пп. "б" п. 2, п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 4 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.07.2015 N 702; [2] п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; [3] Информация Минфина N ПЗ-3/2015; [4] п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ; [5] п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, Приложение N 5 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 г. N 66н; [6] п. 7 ПБУ 15/2008; [7] п. 19 ПБУ 19/02; [8] п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010; [9] п. 15.1 ПБУ 1/2008; [10] п. 4 ПБУ 1/2008; [11] п. 1 ч. 5 ст. 6 Федерального закона N 402-ФЗ, введенной Федеральным законом от 04.11.2014 N 344-ФЗ, вступившим в силу с 16.11.2014г.