Ответы на вопросы участников круглого стола «ГОДОВОЙ ОТЧЕТ-2013, изменения с 2014 года»

04 февраля 2014

1. С 1 января 2014 года запрещается принимать к учету документы, которыми оформляются мнимые и притворные сделки. Кто и по каким критериям будет оценивать факты мнимости и притворности сделок и как добросовестному бухгалтеру узнать об этих событиях хозяйственной жизни?

Действительно с этого года ужесточены требования к первичным документам (Федеральным Законом от 21.12.2013 N 357-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.12.2011г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Для целей бухучета вводится понятие мнимого и притворного объекта учета. Под мнимым объектом бухучета понимается несуществующий объект, отраженный в бухучете лишь для вида. Под притворным объектом - отраженный в бухучете вместо другого объекта с целью прикрыть его.

Дополнены статьи 9 и 10 Закона N 402-ФЗ: не допускается принимать к бухучету документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Запрещается регистрация мнимых и притворных объектов бухучета в регистрах бухучета.

Однако, поправка является, скорее, дополнением, нежели нововведением. Ведь такие операции нельзя было отражать и раньше, поскольку они искажают данные баланса и иных форм, а бухгалтерская отчетность должна быть достоверной (п. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, п. 6 ПБУ 4/99).

Напомним, что организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых операций, направленный на получение достаточной уверенности в достоверности и своевременности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соблюдение законодательства при ведении бухучета (ст. 19 Закона N 402-ФЗ). Рекомендации по организации внутреннего контроля содержатся в Информации Минфина России от 25 декабря 2013 г. N ПЗ-11/2013.

При этом, в статье 9 Закона N 402-ФЗ теперь прописано, что бухгалтер не несет ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных документов проведенным операциям. Своевременную передачу первички для отражения в регистрах, а также достоверность содержащихся там данных обеспечивает лицо, ответственное за оформление сделки (операции), согласно должностной инструкции.

Обратите внимание, руководитель предприятия с этого года определяет (а не утверждает) формы первичных учетных документов по представлению бухгалтера.

Кроме того, закон о бухучете дополнен положением о том, что бухгалтерская отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета. Но это скорее уточнение, нежели какое-то серьезное нововведение.

2. С 1 января 2014 года изменились сроки сдачи аудиторского заключения. Расскажите об этом подробнее.

Действительно, статья 18 Федерального закона N 402-ФЗ дополнена такой нормой. С 1 января 2014 года аудиторское заключение сдается в статистику:

  • вместе с экземпляром годовой отчетности (не позднее трех месяцев после окончания отчетного года),
  • либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Поэтому начиная с отчетности за 2013 год, можно больше не торопиться «проаудироваться» до 31 марта. Если организация уверена в достоверности бухгалтерской отчетности, то пригласить аудиторов можно в течение всего 2014 года.

3. Слышали о работе комиссии в налоговой инспекции по легализации налоговой базы. По каким критериям отбирают организации и как избежать «приглашения»?

Изучите внимательно письмо ФНС России от 17 июля 2013г. N АС-4-2/12722. Оно как раз посвящено работе налоговых комиссий. Там же содержатся критерии для отбора «подозреваемых». Налогоплательщики отбираются по результатам анализа налоговой и бухотчетности, а также с учетом особенностей ведения деятельности.

Работа налоговых органов по легализации налоговой базы включает несколько этапов, поименованных в указанном письме.

Например, на первом этапе налоговый орган проводит отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий, на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах.

В письме определены критерии организаций, шансы которых попасть на заседание комиссии, высоки.

Например:

  • в декларации по налогу на прибыль за предыдущие два года, а также в отчетном году по строке 100 листа 02 заявлен убыток, либо эта строка не заполнена, но расходы в декларации превышают доходы;
  • налоговая нагрузка по налогу на прибыль, НДС, акцизам, УСНО, а также по НДФЛ, уплачиваемому ИП, низка.

В частности.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль = Сумма исчисленного налога на прибыль (строка 180 листа 02 декларации) / Общая сумма доходов (от реализации и внереализационных) за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для производственных организаций является частное менее 3%, для торговых организаций - менее 1%.

На этапе аналитических и контрольных мероприятий для подготовки материалов для рассмотрения в ходе заседания комиссии, рассматривается информация, полученная от внутренних и внешних источников (из СМИ и сети Интернет, от банков, правоохранительных органов, Пенсионного фонда, внебюджетных фондов, лицензирующих органов, таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, Банка России, жалобы, заявления юридических и физических лиц и др.).

Помимо этого, ФНС разработаны аналитические таблицы для анализа показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций и их сравнения с данными прошлых отчетных (налоговых) периодов. Они оформлены в виде приложений к письму ФНС.

Поэтому, бухгалтер (иное заинтересованное лицо) может самостоятельно просчитать риски, подставив в представленные в письме ФНС формулы и таблицы данные своей организации.

4. С 1 января 2014 года произошли существенные изменения по НДС. Вскоре нас ждет полностью электронный документооборот по НДС?

Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-Ф3 внес изменения в главу 21 НК РФ, а именно - в статьи 169 и 174. Согласно поправкам декларация по НДС за первый квартал 2014 года сдается только в электронном виде. Вообще изменения, вносимые в НК РФ в части НДС, направлены на усиление контроля за взиманием налога со стороны налоговой службы с помощью электронных баз данных.

На законодательном уровне закреплена обязанность подавать налоговую декларацию для лиц, не являющихся налогоплательщиками (например, упрощенцы), но выставивших счет-фактуру с выделенным НДС.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика вправе сдавать декларацию на бумажном носителе (исключение – посредники).

С 2014 года посредники - неплательщики НДС (например, спецрежимники), выставляющие счета-фактуры при реализации товаров комитента, либо перевыставляющие счета-фактуры комитенту при покупке товаров, должны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. А с 2015 года этот журнал надо будет сдать в инспекцию в электронном виде.

Ведение книг покупок и продаж будет переведено в электронный формат, поскольку с 2015 года налоговая служба потребует включать в декларацию по НДС все сведения из них вне зависимости от их количества. Поэтому переход на электронный документооборот неизбежен.

Приглашаем Вас принять участие в ближайшем Круглом столе на тему:

«Годовой отчет и обзор изменений с 2014 года».

Мы будем рады Вам и ждем Ваших вопросов!

Искренне Ваша,
аудиторская компания «ПРАВОВЕСТ Аудит»
Звоните: 8 (495) 134-32-23
Пишите: info@pravovest-audit.ru

2 апр
11:00
НДС и налог на прибыль: особенности отчетности за 1 квартал 2024
Открытый вебинар
Записаться