Платить нельзя экономить - налоговая стратегия 2017

14 марта 2017
Где именно ставить запятую в перефразированном крылатом выражении решать каждой компании самостоятельно, но не учитывать новые тенденции и требования налогового органа, не только опрометчиво, а уже опасно для бизнеса, да и для себя лично.

Сегодня смело можно утверждать, что налоговый контроль вышел на качественно новый уровень. И произошел этот ощутимый подъем в кратчайшие сроки благодаря расширению полномочий налоговых органов на законодательном уровне, а также внедрению различных автоматизированных систем контроля за исчислением и уплатой налогов.

Усовершенствование межведомственного информационного взаимодействия и заключение соглашений о межгосударственном обмене данными привели к тому, что теперь налоговый орган высокоэффективно работает совместно с правоохранительными и таможенными органами, а также банками и иностранными компетентными органами.

В результате такой серьезной реформы налогового администрирования финансово-хозяйственная деятельность любого налогоплательщика становится объектом тотального контроля.

На практике большинство компаний и собственников бизнеса уже в полной мере ощутили на себе всю мощь обновленного налогового механизма, в том числе виде возросших почти в 2 раза сумм доначислений по результатам проверок.

С целью введения в курс основных трендов налогового контроля и предупреждения возможных негативных последствий, 1 марта 2017 года наши эксперты участвовали в вебинаре по теме: «Налоговая стратегия 2017: платить нельзя экономить».

Для удобства восприятия картины возможностей налогового органа в настоящее время и самого ближайшего будущего, отметим в настоящей статье наиболее значимые моменты.

Наращивание мощи фискального механизма

С каждым годом полномочия налоговых органов существенно расширяются и на данный момент они не только администрируют налоги и сборы, страховые взносы и таможенные платежи, осуществляют валютный контроль, но и управляют различными реестрами, в том числе такими, как:

  • единый госреестр юридических лиц (ЕГРЮЛ);
  • единый госреестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
  • единый реестр малого и среднего предпринимательства (МСП).
    В реестре указываются категории МСП (микро, малое, среднее предприятие), сведения о производимой продукции, видах деятельности, полученных лицензиях, об участии в закупках товаров (работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц).
  • единый реестр ЗАГС (с 01.01.2018 — Реестр населения или система идентификации граждан).
    В этот ресурс попадут базовые сведения о человеке, сформированные на основе записей актов гражданского состояния (ФИО, дата и место рождения (смерти), ИНН, СНИЛС, номер паспорта, номер водительского удостоверения. Не исключено, что в ресурсе будут отражаться и другие сведения, например, место жительства, обучения, работы и т.п.

    В феврале текущего года на портале госзакупок появилась информация о приобретении ФНС оборудования, программного обеспечения, сопутствующих услуг для создания программно-аппаратного комплекса ИТ-инфраструктуры данной системы (zakupki.gov.ru). К декабрю 2017 года ФНС планирует завершить создание и внедрение информационной системы ведения единого реестра ЗАГС.

На данный момент налоговые органы обладают полноценной информацией о юридических лицах и предпринимателях для осуществления налогового контроля, при этом отсутствует централизованная база данных физических лиц, содержащая сведения о рождении, семейном положении, наличии родственников, имущества, исполнении обязательств по уплате налогов, взносов и пр.

Итак, создание единого реестра населения с 2018 года восполнит этот пробел в тотальном налоговом контроле.

Также следует отметить, что Реестр населения существенно облегчит поиск связей и отношений между физическими лицами, создающими или участвующими в налоговых схемах, поможет в выявлении тех ситуаций, когда налоговая схема внешне опирается на «формальную не взаимозависимость», однако в действительности, участвующие в ней лица являются взаимозависимыми по родственному или другому признаку.

Одной из первостепенных задач ФНС является переход к информационным технологиям, которые должны повысить уровень производительности в налоговых органах, что скажется на эффективности их контрольной работы и будет способствовать дальнейшему росту доначислений. Продолжает совершенствоваться автоматизированная информационная система (АИС) «Налог», в рамках которой у налоговых органов существует возможность полного налогового администрирования юрлиц, проведения полного цикла проверок и работы с задолженностью.

Так, АИС «Налог» пополняется сведениями таможенной службы по импорту и позволяет получить данные о реальных платежах по заявленным декларациям из ЦБ (соответствующее соглашение ФНС и ЦБ подписано еще в конце 2015 года). Последнее необходимо ФНС для оперативного реагирования для пресечения нарушений со стороны «обналичников».

Параллельно идет объединение информсистем ФНС и таможенной службы. Создается этот интегрированный информационный ресурс, содержащий ключевую налоговую, таможенную информацию об участниках внешнеэкономической деятельности для отслеживания импорта и экспорта товаров по всей цепочке (Письмо ФНС России от 20.10.16 № ЗН-18-1/1103@).

ФНС стремиться к быстрому расширению товарного контроля на базе RFID-меток, который пока применяется в отношении изделий из меха, а в дальнейшем планируется применять в отношении практически всех товаров. Это дело времени. При этом RFID-маркировка и контроль, вероятнее всего, будут применяться не только в отношении импортных товаров, поскольку речь идет о «полной прозрачности движения товаров от производителя до конечной продажи в онлайн-режиме». Налоговая служба готова интегрировать инфраструктуру считывания меток с новым поколением контрольно-кассовой техники, передающей в ФНС информацию в онлайн-режиме.

Напомним, что до 01.07.2017 года все владельцы ККТ, должны перейти на онлайн кассы, а с 01.07.2018 года — ИП на патенте, вмененщики, и налогоплательщики, оказывающие услуги населению (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

Только на внутреннем контроле ФНС останавливаться не намерена! На основании Конвенции об оказании взаимной административной помощи по налоговым делам, ратифицированной в 2014 году, ФНС России стала доступна информация из низконалоговых юрисдикций, которые активно используются российскими налогоплательщиками.

В мае прошлого года Россия присоединилась к многостороннему соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией по налоговым делам (МСАА). Первый обмен информацией для России состоится в 2018 году, что позволит получать данные о финансовых счетах налогоплательщиков от более 80 юрисдикций, в том числе от «оффшоров».

Дополнения, вносимые в главный фискальный документ страны — НК РФ, также стремятся расширить полномочия инспекций. Так, в настоящее время возможно проводить осмотр помещений компании в рамках камеральной проверки декларации по НДС (ст. 88, 92 НК РФ), ранее это было возможно только при выездной проверке. Более того, теперь возможно взыскать долги компании по налогам не только с зависимых юридических, но и физических лиц (пп. 2 п.2 ст. 45 НК РФ).

Kак видим, в целом, налоговый контроль строится на мощной законодательной и технологической платформе в виде автоматизированных систем, позволяющих в считанные минуты получить ценную информацию о физических лицах, о компаниях и их контрагентов, о движении финансовых и товарных потоков не только внутри страны, но и за ее пределами.

Весь бизнес, как на ладони.

Доначисления растут

Прошлые периоды для бизнеса ознаменовались достаточно крупными доначислениями налогов. Не стал исключением и 2016 год. Суммы доначислений по итогам работы налоговой службы свидетельствуют о том, что особо пристрастное отношение при проведении налоговых проверок и возможности автоматизированных систем дают ФНС ощутимые плоды, которые, несомненно, только способствуют росту аппетита фискального органа.

Согласно данным ФНС общая эффективность налоговых мероприятий составляет не менее 96,6%. Налоговые поступления выросли на 4,5% по сравнению с аналогичным показателем 2015 года и превысили 13 триллионов рублей.

Особо поражает рост сбора НДС на 10% (2,4 триллиона рублей) на фоне сокращении добавленной стоимости в экономике. В этом, несомненно, есть заслуга эффективной работы АИС НДС.

Также следует отметить, что при сокращении общего количества выездных налоговых проверок (на 13,4%), их эффективность выросла на 37%, в сумме доначислений на одну проверку: с 9,5 млн. руб. в 2015 году до 13 млн. руб. в 2016 году.

Доначисления по результатам камеральных проверок также продолжают расти. Так, суммы доначислений в 2016 году составили 87,2 млрд. руб., что на 1,6 раза больше, чем в 2015 году.

С учетом стремительного совершенствования налогового администрирования и внедрением эффективных автоматизированных систем тотального контроля, можно с уверенностью утверждать уже сейчас, что результаты проверок 2017 года будут не менее впечатляющими.

Зоны риска

В разгар глобальной перенастройки налогового контроля особо важно знать зоны риска, чтобы не стать жертвой огромных доначислений налогов, пени и штрафов.

Итак, на сегодняшний день в высокую группу риска попадают компании, которые:

  • возможно, применяются для махинаций с налогами;
  • сами используют фирмы-однодневки, подконтрольные организации;
  • используют формальный документооборот при отсутствии реальности сделок, чтобы создать видимость наличия контрагентов и получить незаконные «послабления» по налогам;
  • не имеют ресурсов, чтобы заниматься той деятельностью, которой они якобы занимаются;
  • не платят налоги или платят их по-минимуму.
К налогоплательщикам с низким уровнем риска относятся те, которые:
  • действительно занимаются той деятельностью, которая прописана в их документах, и у таких компаний есть для этого все ресурсы;
  • их можно проверить плановой выездной проверкой;
  • вовремя платят все налоги.
Остался средний уровень риска. К нему налоговые органы относят налогоплательщиков, которые не попали ни в первую, ни во вторую группу. Следует отметить, что степень риска налоговый орган будет учитывать при определении очередности и перечня мероприятий налогового контроля, при определении роли налогоплательщика при построении схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателя.

Не платит компания — заплатит контролирующее лицо

На практике растет количество случаев привлечения собственников и руководства бизнеса к субсидиарной ответственности.

Напомним, что субсидиарная ответственность — это дополнительные (сопутствующие обязательству самого должника) обязательства контролирующих должника лиц и/или его руководителя, которые в установленных законом случаях несут ответственность по обязательствам должника.

Статья 56 ГК РФ предусматривает субсидиарную ответственность участников (учредителей, акционеров). Согласно данной норме участник (учредитель) организации не отвечает по ее обязательствам, а организация не отвечает по обязательствам участника (учредителя), за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами организации.

Если банкротство организации вызвано лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества компании может быть возложена субсидиарная ответственность по ее обязательствам.

Итак, взыскать долги по налогам с руководителя или учредителя компании можно путем привлечения их к субсидиарной ответственности в рамках процедуры банкротства юридического лиц в случае недостаточности имущества компании-налогоплательщика. При этом, субсидиарная ответственность не ограничена размером уставного капитала, а равна размеру долга компании перед кредиторами (налоговым органом). То есть, всю сумму налогового долга компании могут взыскать с физлица, не смотря на то, что он внёс в уставный капитал только 10 тысяч рублей.

Налоговые органы терпеливы при взыскании долга в столь длительной процедуре банкротства и вполне успешно доказывают, что именно контролирующие физические лица своими действиями привели компанию к банкротству, что повлекло невозможность уплаты доначисленных сумм налогов и в судебном порядке привлекают собственников (руководство) компаний к субсидиарной ответственности (например, Определение ВС РФ от 11.05.2016 № 304-ЭС16-4150ЭС14-1472, от 27.01.2015 № 81-КГ14-19).

Кстати, за неисполнение судебного акта по субсидиарной ответственности — предусмотрена административная в виде дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет (ч.8 ст. 14.13 КоАП РФ). В копилке успешных судебных дел налогового органа есть немало примеров назначения руководителям компаний наказания в виде их дисквалификации (например, Решение САС Пермского края от 08.04.2016 № А50-3686/2016).

Теперь процедура взыскания долга с нерадивой компании вовсе упрощена — с января текущего года налоговый орган вправе взыскать долги по налогам с любого лица, признанным взаимозависимым с компанией-должником (п.2 ст. 45 НК РФ). Это могут быть собственники бизнеса (бенефициары), учредители, руководители компаний, по сути любые контролирующие деятельность компании физические лица. Главное в этом деле — найти признаки взаимозависимости между компанией и физическим лицом и «дело в шляпе»!

Хитами прошлого года стали судебные дела, связанные с взысканием долгов компании-налогоплательщика с иной компании, которая даже формально является не взаимозависимой с должником или с компании, получившей имущество должника (Определение ВС РФ от 16.01. 2017 № 594-ПЭК16, Определение СКЭС ВС РФ от 16.09.2016 № 305-КГ16-6003, Постановление АС Московского округа от 22.11.2016 № Ф05-18134/2016 по делу № А40-40979/2016).

Справедливо будет отметить, что на сегодняшний день основной принцип рассмотрения налоговых споров в суде — налогоплательщик виновен, пока не докажет обратное.

Более того, арбитражные суды часто потакают не всегда обоснованным претензиям налогового органа, результатам чего является не очень приятная статистика — 80 % судебных требований по налоговым спорам в 2016 году рассмотрено в пользу фискального органа.

Что же делать? Выход есть!

Даже в такой нелегкой обстановке защита налогоплательщиков с помощью предусмотренных законом средств является важным делом!

Доказательством этого является положительный опыт оказания нашей компанией аудиторских и связанных с ними услуг, направленных как на предупреждение налоговых рисков, так и на оспаривание уже предъявленных претензий контролирующих органов и защите интересов наших клиентов.

Отличный способ снизить риск налоговых претензий — провести аудит: проверить правильность учета, включая корректность первичных документов, и отчетности.

Чтобы не пострадать от штрафов за ошибки в учете, не получить нежданно претензии от налоговиков за необоснованную налоговую выгоду и т.п.— проведите аудит. По итогам вы получите детальный отчет с рекомендациями, а также, при желании, расширенные гарантии при налоговом контроле в течение 3-х лет.

Компания «Правовест Аудит» предлагает к аудиту консультации налоговых экспертов и юристов, оценку налоговой нагрузки и выявление резервов, не противоречащих законодательству. Вы получите отчет о рисках и размерах возможных доначислений. Мы вместе наметим шаги для снижения налоговых рисков и сохранения устойчивого развития вашего бизнеса.

ПРОБЛЕМУ ВСЕГДА ДЕШЕВЛЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ!
Узнать цену аудита

Ответы на вопросы участников вебинара «Налоговая стратегия 2017: платить нельзя экономить»

Вопрос:

Предусмотрена ли ответственность за непредставления информации по собственникам компании (бенeфициарам)?

Ответ:

Да, ст. 14.25.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. На должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 руб.; на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Вопрос:

Возможно ли избежать уголовной ответственности по ст.199 УК РФ? Кого именно обычно привлекают по ст.199 УК РФ?

Ответ:

Положениями статей 67.1 и 28.1 УК РФ предусмотрена возможность и условия освобождения от уголовной ответственности, предусмотренной ст. 199 УК РФ. Так, лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Обычно на практике по рассматриваемой статье УК РФ привлекают руководителей компании.

Вопрос:

Подскажите, обычно на практике, сколько длятся допмероприятия налогового контроля?

Ответ:

НК РФ установлен срок проведения таких мероприятий — 1 месяц, для консолидированной группы налогоплательщиков 2 месяца (п. 6 ст. 101 НК РФ).

При этом следует отметить, что налоговым законодательством не предусмотрено ограничение количества дополнительных мероприятий налогового контроля (Письмо Минфина России от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

Следовательно, в рамках одной налоговой проверки может быть назначено несколько дополнительных мероприятий, но при этом их продолжительность не должна превышать 1 месяца (2 месяца — для консолидированной группы налогоплательщиков).

Вопрос:

Можно ли избежать налоговых проверок, если менять компании каждые три года? Переводить компании в разные инспекции?

Ответ:

Указанные способы не помогут избежать выездной налоговой проверки. Так, на налоговые проверки не распространяются положения Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ, которым предусмотрено проведение проверок не чаще 1 раза в 3 года. Поэтому налоговые органы вполне могут назначить выездную проверку через 1-2 года с момента государственной регистрации компании, если сочтут это необходимым.

Также и «миграция» из одной инспекции в другую не поможет избежать проверки. Поскольку, если решение о назначении проверки вынесено до внесении в ЕГРЮЛ записи о мене адреса местонахождения компании, проверку проведет «старая» инспекция, если решение вынесено после внесения соответствующей записи в госреестр — проверять будет «новая» инспекция.

Вопрос:

Каковы принципы формирования плана проверок налоговой инспекцией? Какие основные фин. показатели деятельности юр. лица оцениваются налоговой при принятии решения о проверке?

Ответ:

План выездных налоговых проверок формируется с учетом информации поступившей от отдела камеральных налоговых проверок, вышестоящих налоговых органов, правоохранительных и иных контролирующих органов, а также учитываются 12 критерий, поименованных в разделе 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

К ним относятся:

  1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Вопрос:

В акте налоговой проверки инспектор неверно указал дату акта (ошибся годом), получается, что акт нам вручили через год и 7 дней. Стоит сказать сотрудникам ИФНС об этом или это поможет нам оспорить акт. Или описка не учитывается при апелляционной жалобе.

Ответ:

Ошибка (опечатка) в дате (год) акта проверки не является нарушением и не влечет для налогового органа и налогоплательщика негативных последствий. Важна дата фактического вручения акта налогоплательщику.

Кроме того, по результатам проверки налогоплательщик оспаривает итоговый документ — решение, которое выносится по итогам рассмотрения материалов проверки, акта, возражений налогоплательщика и материалов, полученных в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Указанная ошибка в дате акта не является существенным нарушением процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и не может служить основанием для отмены решения.

Также, следует отметить, что при получении акта проверки налогоплательщик также проставляет дату фактического получения данного документа.

Вопрос:

При ликвидации ООО с небольшими оборотами обязательна ли налоговая проверка?

Ответ:

Положения п.11 ст.89 НК РФ устанавливают право налогового органа на осуществление выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций, налоговым законодательством не установлена (например, Постановление АС Уральского округа от 07.07.2015 № А60-43521/2014).

При этом, если инспекция, располагая данными о ликвидации организации (в связи с внесением ею в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации), не воспользовалась своим правом на проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных п.11 ст.89 НК РФ, то она не сможет заявить никаких требований как кредитор в части задолженности по налогам и сборам.

На практике процедура ликвидации компании не всегда сопровождается проведением выездной проверки. Обычно ликвидируемые организации с несущественными оборотами, с нулевой отчетностью не представляют интереса для налоговых органов. Чаще интересуют компании имеющие задолженность перед бюджетом, с большими оборотами.

Вопрос:

Каким образом, налоговый орган определяет соответствие цен по контролируемым сделкам рыночным?

Ответ:

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним. По таким сделкам налоговые органы вправе проверить соответствие цен рыночным, а также полноту исчисления и уплаты ряда налогов.

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным в большинстве случаев определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам. При его применении сравниваются цены, которые применили в сделке между собой взаимозависимые лица, с рыночными ценами. Для сравнения можно брать в расчет цены других участников рынка, а можно и цены, установленные проверяемым предприятием в сделках с другими невзаимозависимыми лицами. Можно использовать и информацию контр­агента, в том числе о ценах, применяемых им в сделках с независимыми лицами. Но эта информация должна быть общедоступна.

Цена по сделке должна соответствовать интервалу рыночных цен. Для определения этого интервала делается выборка цен по аналогичным сделкам. Затем определяется минимальное и максимальное значение этого интервала. Если цена, примененная в анализируемой сделке, меньше минимального значения интервала рыночных цен, то для исчисления налога принимается ее минимальное значение. Соответственно если она превышает максимальное значение интервала, то оно и используется. Если цена находится в пределах интервала, то она соответствует рыночной.

Вопрос:

Как вы думаете, если организация на УСН доходы, налоговые органы проверяет расходные платежи?

Ответ:

Налогоплательщикам, применяющим УСН нужно быть готовым подтвердить документально и свои доходы, и свои затраты. Что касается проведения выездной проверки налогоплательщиков, избравших УСН c объектом «доходы», то проверяющие и у них могут затребовать расходные документы. В первую очередь, понадобятся документы по уплате страховых взносов, ведь они оказывают прямое влияние на расчет налога. Также документы по расходам могут понадобиться в случае проверки правильности начисления и удержания НДФЛ, если упрощенец выступает налоговым агентом.

Вопрос:

Мы только что получили требование по встречной проверке, инспекция требует представить документы за 2013 год. Правомерно ли это?

Ответ:

Если установленные законом сроки хранения истребованных инспекцией документов не истекли, отказ от их предоставления налоговому органу будет неправомерным. То есть, на основании ст. 93.1 НК РФ, инспекция имеет право истребовать у Вашей организации документы, срок хранения которых не истек.

Учитывая, что минимальный срок хранения основных документов компании согласно налоговому и бухгалтерскому законодательству составляют 4 года и 5 лет соответственно (ст. 23 НК РФ, ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), копии заверенных должным образом документов за 2013 год придется представить налоговому органу.

Наша команда аудиторов и налоговых юристов
окажет Вам практическую помощь в самых сложных и нестандартных ситуациях
Узнать цену аудита
23 апр
11:00
Предоставление и оплата отпуска в 2024 году: простые «непростые» ситуации
Круглый стол (Online-формат)
Записаться
Наверх