123456

Разъяснение ФНС о Пленуме ВАС № 57

08 сентября 2014

Для правильного применения на практике разъяснений Пленума ВАС РФ (постановление  № 57 от 30.07.13 по вопросам применения первой части НК РФ коснулись, в частности, налоговых проверок, вопросов взыскания недоимки, штрафных санкций, и др.) в августе 2014 года ФНС России выпустила обзорное письмо, в котором дополнительно прокомментировала выводы ВАС РФ (письмо ФНС России от 22.08.14 № СА-4-7/16692).

В первую очередь оно предназначено для налоговых органов и налоговых юристов, при этом бухгалтер может почерпнуть из него много полезного.

 

1. О действиях налогового агента при невозможности удержать налог у налогоплательщика

2. Изменения места нахождения организации: о действиях «старого» и «нового» налогового органа

3. О случаях определения сумм налогов расчетным методом

4. О сроках давности при привлечении к налоговой ответственности

5. О штрафных санкциях в случае представления уточненной налоговой декларации, если налог по первой декларации не уплачен 

6. Если налоговый агент не отчитался в срок по налогам приостановить ему операции по счетам в банке нельзя

 

1. О действиях налогового агента при невозможности удержать налог у налогоплательщика

По пунктам 1 и 2 Постановления.

В первых двух пунктах Постановления были изложены рекомендации арбитражным судам насчет ответственности налоговых агентов, не удержавших налог у налогоплательщика. Указывалось, что при неудержании налога налоговым агентом ему начисляются пени, а если налогоплательщик - иностранное лицо, то с неудержавшего налогового агента взыскивается помимо пени еще и сумма налога.

ФНС прокомментировала эти пункты применительно к удержанию НДФЛ с физлиц. Налоговой службой разъяснены случаи, когда налоговому агенту невозможно удержать налог. Например, при выплате дохода в натуральной форме или возникновении дохода в виде материальной выгоды.

В таких ситуациях налоговый агент обязан исчислить подлежащий уплате налог, а также не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором получены соответствующие доходы письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и его сумму (п. 5 ст. 226 НК РФ). После указанных действий  обязанность по уплате налога возлагается на физлицо, а обязанность налогового агента по удержанию налога прекращается. В этом случае налог должен уплатить сам налогоплательщик – физическое лицо при подаче в налоговый орган по месту своего учета декларации по НДФЛ.

В случае своевременного сообщения о невозможности удержания сумм налога в сроки, предусмотренные НК, пени налоговому агенту не начисляются, указала ФНС.

ФНС напомнила также, что в случае неудержания налога при выплате денежных средств иностранному лицу с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени.

 

2. Изменения места нахождения организации: о действиях «старого» и «нового» налогового органа

ФНС процитировала пункт 6 Постановления  о том, что изменение места учета налогоплательщика само по себе не влияет на состояние его правоотношений с налоговыми органами, поскольку последние составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства. Поэтому по поданным ранее и не рассмотренным налоговым декларациям, заявлениям (например, по декларации, в которой заявлен к возмещению НДС, по заявлению о возврате излишне уплаченных сумм налога, по заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога и др.) налоговый орган по прежнему месту учета налогоплательщика обязан вынести решение по существу.

При этом ФНС уточнила, что действия по исполнению указанного решения, осуществляет «новая» инспекция.

 

3. О случаях определения сумм налогов расчетным методом

В пункте 8 Постановления разъяснены правила определения налоговым органом суммы налога расчетным методом (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ). Налоговый орган вправе провести подобный расчет в случаях:

- отказа налогоплательщика допустить проверяющих к осмотру производственных помещений;

- непредставления в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов;

- отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения;

- ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Налог определяется на основании имеющейся информации об организации, а также данных об аналогичных предприятиях.

Указанной позицией нужно руководствоваться как в случае отсутствия у налогоплательщика соответствующих документов, так и при признании их не надлежащими.

ФНС дополнено, что данная правовая позиция не применяется при установлении налоговиками факта отсутствия реальных хозяйственных операций в рамках исполнения спорных сделок.

 

4. О сроках давности при привлечении к налоговой ответственности

Даны пояснения по пункту 15 Постановления.

Срок, по окончании которого налогоплательщика нельзя привлечь к налоговой ответственности (срок давности), составляет три года. Считать его можно двумя способами (статья 113 НК РФ):

- со дня, следующего за окончанием налогового периода, в котором было совершено правонарушение;

- со дня совершения правонарушения.

Поскольку налогоплательщик исчисляет налоговую базы и сумму налога после окончания налогового периода, срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение.

ФНС уточнила, что данная правовая позиция  применяется и к тем налогам, для которых налоговый период составляет год.

Применительно к налогу на прибыль. Налогоплательщик в силу п. 1 ст. 287 и п. 4 ст. 289 НК РФ должен был уплатить налог на прибыль за 2012 г. не позднее 28.03.2013. Поскольку налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, срок давности привлечения к ответственности за неполную уплату налога на прибыль за 2012 г. начал течь 01.01.2014. То есть со следующего дня после окончания 2013 г., в котором было совершено правонарушение в виде неполной уплаты налога на прибыль.

Следовательно, установленный ст. 113 НК РФ срок давности привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату налога на прибыль за 2012 г. истечет через три года 01.01.2017.

 

5. О штрафных санкциях в случае представления уточненной налоговой декларации, если налог по первой декларации не уплачен  

Статьей 122 НК РФ предусмотрен штраф за неуплату или неполную уплату налога. Он составляет 20 процентов от неуплаченной суммы.

В пункте 19 Постановления определено, что бездействие налогоплательщика, выразившееся в запоздалом перечислении в бюджет указанной в налоговой декларации суммы налога, не влечет начисление штрафа, установленного статьей 122 НК РФ. В этом случае с него взыскиваются только пени.

ФНС разъяснила, как применять эту норму при сдаче уточненной декларации, если налог по первичной декларации не уплачен.

Она считает, что ответственность возникает только в случае, если налог не был перечислен из-за искажения налоговой базы или других неправомерных действий. Штраф могут назначить, если изначально некорректно определена сумма налога и в бюджет было перечислено меньше, чем следовало заплатить при правильном расчете.

6. Если налоговый агент не отчитался в срок по налогам приостановить ему операции по счетам в банке нельзя

Разъяснены пункты 17 и 23 Постановления в части приостановления операций по счетам в банке в случае несвоевременной сдачи налоговых расчетов.

Согласно п. 3 ст. 76 НК РФ в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока ее сдачи налоговый орган выносит решение о приостановлении операций по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств. Указанная норма не применима к налоговым агентам, нарушившим сроки сдачи налоговой отчетности, когда они представляют в налоговый орган не декларации, а расчеты по налогам.

К примеру, отчетность налогового агента по форме 2-НДФЛ, установленная п. п. 2 и 3 ст. 230 НК РФ, не отождествляется с налоговой декларацией (п. 1 ст. 80, ст. 229 НК РФ). Поэтому налоговый орган не вправе приостановить операции по банковским счетам данного налогового агента в случае нарушения им сроков сдачи формы.

Однако в ситуации, если на организацию - налогового агента налоговым законодательством РФ возложена обязанность представить в налоговые органы именно декларацию, а не расчет (например, по НДС - п. 5 ст. 174 НК РФ), налоговый орган вправе приостановить операции по счетам организации - налогового агента в случае не представления данной декларации в установленный срок.

 

Конечно, это далеко не весь перечень ситуаций. В письме содержится множество разъяснений о применении ряда пунктов Постановления. Мы обратили Ваше внимание лишь на их малую часть. Аудиторы «Правовест Аудит» всегда рады ответить на все интересующие Вас вопросы!

 

Ведущий аудитор

компании «Правовест Аудит»                                       Ирина Б. Остафий

 

Приглашаем стать участниками очередного круглого стола компании «Правовест Аудит». Темы и ближайшие даты смотрите тут>>

Искренне Ваш,

«Правовест Аудит»

звоните: (495) 231-23-21 (многоканальный);

пишите: info@pravovest-audit.ru
 
Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!

Услуги от «ПРАВОВЕСТ Аудит» – это снижение рисков и укрепление бизнеса