123456

С июля 2013 ФНС усиливает валютный контроль

20 августа 2013

ФНС выпустила два письма: N АС-4-2/12519 от 12.07.2013, N АС-4-2/12583от 15.07.2013 с очередными рекомендациями по обеспечению полноты проведения мероприятий при валютном и налоговом контроле. Они касаются  применения мер ответственности за нарушение валютного законодательства резидентами в части отчетности по счетам в иностранных банках, а также направлены на использование информации полученной в ходе валютного контроля в целях собираемости налогов.

 

Письма ФНС России от 12.07.2013  N АС-4-2/12519, от 15.07.2013 N АС-4-2/12583 содержат разъяснения в связи с  вступившими в силу с 30.06.2013 г. поправками в статью 15.25 КоАП о повышении  ответственности за нарушение валютного законодательства, введенные Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".

Так,  новая часть 6.4 статьи 15.25 КоАП предусматривает десятикратное увеличение штрафов за повторное, совершенное в течение года нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Напомним, что часть 6  ст. 15.25 КоАП предусматривает административный штраф от 4000 до 5000 рублей  для должностных лиц и от 40 000 до 50 000 рублей для юридических лиц за  нарушения:

  •  ]]>порядка]]> представления ]]>форм учета]]> и отчетности по валютным операциям;
  •  ]]>порядка]]> представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ с подтверждающими банковскими документами;
  • нарушение порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций;
  • нарушение установленных ]]>правил]]> оформления паспортов сделок либо нарушение установленных ]]>сроков]]> хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.

В частности, в письме  затрагиваются вопросы контроля налоговых органов за своевременностью представления отчетов о движении средств по счетам открытым резидентами  в банках  за пределами РФ.

Форма отчета и правила его представления утверждены Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 (в ред. от 25.12.2012).

В письме ФНС от 12.07.2013  N АС-4-2/12519 разъясняется, что  нарушением порядка представления резидентом отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами могут являться:

  • недостоверность сведений, указанных в отчете;
  • заполнение отчета неполностью;
  • непредставление подтверждающих банковских документов либо представление подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом;
  • представление отчета неуполномоченным лицом и др. нарушения правил представления отчетов.

В письме даны рекомендации  должностным лицам налоговых органов  принимать решения о наличии признаков состава правонарушения  связанного с несоблюдением порядка представления отчета о движении средств по счету, открытому в банке за пределами РФ (в частности, незаполнения каких-либо реквизитов, ошибок, неточностей, опечаток и т.п.) с учетом характера и оценки конкретных обстоятельств, свидетельствующих о существенности этих нарушений, связанных с возможностью дальнейшего осуществления валютного контроля за операциями резидента по счету в зарубежном банке.

При этом указано, что решение об освобождении от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения может быть принято только по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении,  должностным лицом, уполномоченным рассматривать такие дела, а также  судьей или должностным лицом, который рассматривает жалобу на постановление об административном правонарушении.

В письме от 15.07.2013 N АС-4-2/12583 разъясняется, что отчеты резидентов о движении средств по счету, открытому в банке за пределами РФ являются не только формой валютного контроля, но должны активно использоваться налоговыми органами при планировании и проведении мероприятий налогового контроля. Отчеты являются для налоговых органов единственным документом, дающим представление о расчетах, осуществленных резидентами с использованием счетов за рубежом.

При этом  все сведения отраженные в отчете должны быть документально подтверждены, к нему прилагаются либо заверенные в установленном порядке выписки по счетам иностранных банков, с переводом на русский язык, либо иные равноценные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк. Эти первичные документы обосновывают законность  выполнения внешнеэкономических контрактов, подтверждают достоверность и полноту их отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Сведения, полученные из отчетов, будут  использоваться налоговыми органами  в ходе камеральных и выездных проверок, для выяснения подлежат ли указанные доходы налогообложению в соответствии с международными договорами, заключенными РФ, а при их отсутствии в соответствии с нормами национального законодательства.

Кроме того, отчеты могут использоваться налоговыми органами при определении обоснованности отнесения налогоплательщиками процентов по долговым обязательствам к расходам и в иных случаях, когда при расчетах с нерезидентами используются счета резидентов в зарубежных банках.

Таким образом, ФНС разъяснило, что территориальным налоговым органам следует:

1)      повысить собираемость информации о движении денежных средств налогоплательщиков по счетам, открытых в зарубежных банках;

2)      продуктивно использовать эту информацию в целях выявления налоговых правонарушений при камеральных и выездных проверках.

 

Эксперты компании «ПРАВОВЕСТ Аудит» продолжат отвечать на страницах сайта на наиболее актуальные вопросы клиентов. Будем рады помочь Вам разобраться в конкретной ситуации с  учетом индивидуальных особенностей действующих договорных отношений.

 

С уважением,

руководитель отдела консультирования

клиентов компании «ПРАВОВЕСТ Аудит»           

 

Ольга Викторовна Новикова