Скидки, предоставленные агентом, являются расходами принципала

19 июля 2017

Основной вид деятельности ЗАО — производство лекарственных препаратов.

ЗАО (принципал) и ОАО (агент) заключили агентский договор, согласно которому принципал поручает агенту совершить следующие юридические и иные действия: продать (поставить) лекарственные средства, БАДы и обеспечить их продвижение на соответствующих рынках. За исполнение поручения принципал уплачивает агенту вознаграждение 20% от объема реализации. Также принципал вправе предоставить финансовые скидки (бонусы, премии), которые агент распределяет между покупателями товара.

В ходе проверки ИФНС пришла к выводу, что ЗАО необоснованно включены в расходы при исчислении налога на прибыль суммы финансовых скидок (бонусов, премий), а также необоснованно учтены в расходах суммы агентского вознаграждения.

Суды установили, что предоставляя финансовые скидки покупателям, агент стимулировал их к приобретению наибольшего объема товара. Финансовые скидки предоставлялись покупателям с целью получения экономического эффекта для ЗАО. Финансовые результаты деятельности ЗАО значительно улучшились, что подтверждает рост объема продаж.

Предоставляемые покупателям финансовые скидки по своей сути являются премиями, то есть денежным поощрением покупателей за определенные достижения (прежде всего, за объем закупки товаров у агента). Указанные скидки не уменьшают базисную цену товара.

Реализуя свою продукцию через агента, Общество осуществляло реальную предпринимательскую деятельность, Предоставление покупателям финансовых скидок с учетом объемов закупки продукции различных производителей (принципалов агента) и распределение между этими производителями финансовой скидки не основание для вывода, что агент действовал не в интересах принципала, либо об отсутствии контроля принципала за расчетом финансовых скидок.

В ходе исполнения договора агентом представлялись принципалу соответствующие отчеты, содержащие информацию о продажах товара, ценах.

ИФНС не вправе оценивать предоставление покупателям финансовых скидок при реализации продукции ЗАО через агента, а также порядок расчета агентского вознаграждения с точки зрения их экономической целесообразности и эффективности.

То обстоятельство, что ОАО является единственным акционером ЗАО, само по себе не основание для признания налоговой выгоды необоснованной.

Таким образом, апелляционная инстанция поддержала налогоплательщика.

17 мая
11:00
Проблемные контрагенты: что учесть на практике
Открытый вебинар
Записаться
Наверх