123456

Уведомление о контролируемых сделках: проверь себя!

23 августа 2013

Приближается 20 ноября 2013г. – срок направления уведомления о контролируемых сделках за 2012 год.

Закон о трансфертном ценообразовании увидел свет еще в 2011 году,  он предусматривает много переходных положений. У организаций возникает множество вопросов по порядку его применения. Сегодня эксперты компании «ПРАВОВЕСТ Аудит» дают ответы на некоторые из них.

 

Вопрос № 1:

Наше ООО закупает товар у взаимозависимого лица – иностранного учредителя, владеющего 100% долей  в УК, затем продает его  на территории РФ? Обязаны ли мы представлять в налоговый орган уведомление о контролируемой сделке?

 

Ответ:  По сделкам с взаимозависимыми иностранными организациями суммовой порог для признания их контролируемыми не установлен. Они являются контролируемыми не зависимо от суммы сделки.

При этом обязанность представлять в налоговый орган уведомления по сделкам, совершенным в 2012 году, наступает от суммы сделки  с одним лицом  100 млн. рублей, по сделкам  2013 года  от  80 млн. рублей.

Если сделка признается контролируемой и попадает в указанные выше ценовые пределы, обязанность по представлению уведомления возникает как у продавца (исполнителя) так и у покупателя (заказчика).

Таким образом, если сумма Вашей сделки с иностранным учредителем  превышает 100 млн. рублей, то до 20 ноября 2013 года вы обязаны уведомить об этой сделке налоговый орган, форма уведомления и порядок ее заполнения  утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

 

Вопрос № 2:

Договор с взаимозависимым поставщиком был заключен в 2011 году, поставка товара по этому договору производится  по настоящее время. Какую сумму отражать в уведомлении – за весь срок действия договора или только за 2012 год?

Включать ли туда суммы по поставкам, по которым  мы еще не расплатились с поставщиком?

 

Ответ: Как разъясняет ФНС России (Приказ от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@) в Порядке заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, стоимость товара следует указывать из первичных документов (т.е. из накладных и т.п.), которые относятся к отчетному периоду, т.е. к 2012 году.

Если в первичных документах не указана стоимость, то данные отражаются по правилам формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета. При методе начисления для формирования доходов и расходов  факт оплаты  не имеет значения, в уведомлении следует отражать поставки, отраженные в бухгалтерском учете в 2012 году.

 

Вопрос № 3: Обязана ли организация вместе с уведомлением представлять документальное обоснование рыночных цен?

 

Ответ: Форма уведомления содержит поля для заполнения о применяемом  налогоплательщиком методе ценообразования и об источниках информации, используемых  налогоплательщиком, однако эти поля необязательны для заполнения. Статьей 105.16 НК РФ не предусмотрено одновременное представление  с уведомлением о контролируемой сделке документации по обоснованию выбранного метода  и указания выбранного налогоплательщиком  источника информации о сопоставимых сделках.  Такую информацию по сделкам, относящимся к 2012 году, налоговые органы имеют право запросить не ранее 1 декабря 1013 года.

Как установлено  п. 6 ст. 105.17 НК РФ, налоговый орган  истребует документацию, предусмотренную ст. 105.15 НК РФ  в порядке, предусмотренном  пунктами 1, 2 и 5 ст. 93 НК РФ. Срок на представление документации налогоплательщиком 30 дней со дня получения соответствующего требования. При этом необходимо отметить, НК РФ не предусмотрено применение п. 6 ст. 105.17 НК РФ вне рамок специальной проверки, предусмотренной указанной ст.105.17 НК РФ.

Решение о проведении проверки в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 НК РФ в 2012 году, может быть принято не позднее 30 июня 2014 года,  налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика в течение трех дней  со дня принятия решения о проверке.

Как разъясняет Минфин России в письме от 19.02.2013 N 03-01-18/4414,  направление требования о представлении документации в отношении конкретной сделки (группы однородных сделок) в соответствии со ст. 105.17  НК РФ возможно исключительно со дня вынесения решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами до дня составления справки о проведении такой проверки.

Итак, представлять документацию вместе с уведомлением о контролируемых сделках налогоплательщик не обязан. По сделкам, относящимся к 2012 году по правилам главы 25 НК РФ, запрос документации налоговым органом может производиться не раньше 1 декабря 2013 года при условии вынесения решения о проверке контролируемой сделки не позднее 30 июня 2014 года.

 

Вопрос № 4:  Какие последствия ожидают организацию, не представившую уведомление о контролируемой сделке?

 

Ответ: Ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком уведомления содержащего недостоверные сведения  предусмотрена ст. 129.4 НК РФ,  штраф составляет  5 000 рублей. Причем, по разъяснениями Минфина России в письме от  15.10.2012 N 03-01-18/7-142, размер штрафа не зависит от количества контролируемых сделок, информация о которых не включена в уведомление или недостоверна. Другими словами штрафовать будут не за количество листов, а за уведомление в целом.

 

Вопрос № 5: Штрафные санкции в размере 40% от неуплаченной суммы налога, установленные  п. 1 ст. 129.3 НК РФ, не применяются вследствие применения нерыночных цен в контролируемых сделках вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2012 - 2013 гг.

Значит ли это, что  к налогоплательщику не будут применяться общие правила статьи 122 НК РФ?

 

Ответ: Санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 НК РФ  за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы (т.е. штраф 20% от суммы неуплаченного налога), не применяются к ситуациям, когда причиной этой неуплаты явилось правонарушение, предусмотренное ст. 129.4 НК РФ, т.е. в случае  применение  налогоплательщиком в  контролируемых сделках  нерыночных цен. Это прямо написано в п. 1 ст. 122 НК РФ.

Практика применения  санкций  по трансфертным ценам 2012 года пока не сложилась, однако следует заметить, что  согласно  пп. 4 п. 2, п. 8 ст. 45 НК РФ недоимка, пени и штрафы с организации или ИП взыскиваются в судебном порядке, если обязанность по их уплате возникла в результате проверки правильности применения трансфертных цен.

С другой стороны, можно предположить, что вместо привлечения к ответственности за нарушение правил трансфертного ценообразования  по решению  ЦА ФНС России и соответственно привлечения по ст. 129.3 НК РФ, территориальные налоговые органы  в рамках выездных и камеральных проверок будут доказывать получение необоснованной налоговой выгоды вследствие манипулирования ценами. Такие рассуждения подтверждаются позицией озвученной на сайте ФНС в виде  письма Минфина от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145 и направленным для использования в работе территориальных инспекций письмом ФНС России  N 03-01-18/8-145 от 02.11. 2012 г. N ЕД-4-3/18615.

Надеемся, что эти ответы будут для Вас полезными.

 

Мы всегда рады помочь Вам!

Обращайтесь за советом к профессионалам!

 

Компания «ПРАВОВЕСТ Аудит»

Телефон: (495) 231-23-21 (многоканальный);

Эл. почта: audit@pravovest-audit.ru