Выгоды от комплексного аудита и консалтинга на 48 млн руб.

25 января 2024

За последний год в компании по производству строительных материалов сменилось несколько главных бухгалтеров. За все время существования компании (12 лет) — аудит не проводился. Поэтому собственники захотели узнать, все ли в порядке в бухучете и налогах, можно ли доверять данным отчетности и не грозят ли им неожиданные доначисления? Для этого обратились в «Правовест Аудит» для проведения комплексного аудита с углубленной проверкой налогового учета.

Клиент
  • Производство и оптовая торговля строительными материалами
Проект
  • Комплексный аудит со «страховкой от налоговых претензий» и услуги консалтинга
  • Стоимость: 854 тыс. руб.
Результат
  • Устранено налоговых рисков на 48 млн руб.
  • Затраты на аудит окупились, как минимум, в 56 раз.

Ситуация

Из-за частой смены главных бухгалтеров, собственники не были уверены в корректности ведения бухгалтерского и налогового учёта.

В ходе проверки аудиторы выявили, что каждых главный бухгалтер вел учет «по -своему». Так, последний главный бухгалтер вела только бухгалтерский учёт, а налоговые корректировки для заполнения деклараций делала «в уме». Поэтому у компании не было налоговых регистров. Это привело к ошибкам при заполнении деклараций по НДС и налогу на прибыль.

Аудиторы не только изучали первичные документы, но и проводили анализ договоров. Было установлено, что компания перечисляла предоплату поставщикам и принимала к вычету НДС. Но условие предварительной оплаты в договорах не было предусмотрено. А значит не соблюдалось условие для вычета НДС по авансам, перечисленным поставщикам. Получается, что компания неправомерно приняла к вычету «авансовый» НДС в сумме 33 млн руб.

Также выявили отсутствие необходимых документов, подтверждающих расходы, учтённые при расчёте налога на прибыль, на:

  • выплату премий сотрудникам (не было даже приказов на выплату премий);
  • консультационные услуги (не было описания оказанных услуг в актах и договорах);
  • формирование резерва по сомнительным долгам (отсутствовали расчеты суммы резерва);
  • ГСМ (отсутствовали путевые листы) и т.д.

Такие нарушения могли бы обернуться доначислением налога на прибыль и штрафов в сумме около 15 млн руб.

Над проектом работали не только аудиторы, но и консультанты.

Они разъяснили, что необходимо сделать, чтобы привести учет в порядок и минимизировать личные риски руководителя и главных бухгалтеров, в т.ч. уволившихся.

В частности, были даны рекомендации по корректному формированию первичных документов, отражению операций на счетах бухгалтерского учета, минимизации налоговых рисков компании. Также были подготовлены пояснения в налоговую инспекцию по движению товара.

Когда аудиторы начали проверку, главный бухгалтер ушла на больничный, а затем и вовсе уволилась.

При проверке выявили множество ошибок по НДС и налогу на прибыль, в т.ч. отсутствие необходимых документов. И если бы вместо аудиторов пришли налоговые инспекторы, компании грозили бы многомилионные доначисления и штрафы.

Татьяна Филипенкова
Руководитель практики аудита, ACCA Advanced Diploma in Accounting and Business

Решение

Заключив договор на проведение комплексного аудита с консалтингом, компания не прогадала, поскольку суммы обнаруженных и устраненных налоговых рисков превысили стоимость аудита почти в 56 раз.

При проведении первого этапа аудита аудиторы дали рекомендации для устранения ошибок и на втором этапе аудита проверили их осуществление:

  1. Компания восстановила налоговые регистры и ввела контроль за их составлением;
  2. Были восстановлены дополнительные соглашения к договорам поставки, определяющие обязанность по перечислению предоплаты, а также порядок и сроки её осуществления (условия соответствовали фактическим взаимоотношениям сторон);
  3. Восстановлены необходимые документы для подтверждения экономической обоснованности операций в налоговом учёте. А именно:
    • положение о премировании работников, служебные записки руководителей подразделений о соблюдении работниками условий для выплаты премий и приказы руководителя на выплату премий;
    • расчёты для создания резерва по сомнительным долгам;
    • отчёты по консультационным услугам;
    • путевые листы;
    • должностные инструкции по некоторым сотрудникам.
  4. Представила уточненные декларации по НДС и налогу на прибыль, устранив технические ошибки.

Результат

После исправления ошибок в учете собственники получили реальную информацию о финансовом состоянии компании и уверенность, что теперь в учете и налогах все понятно, а налоговые риски минимальны.

Ведь, по проверенному аудиторами периоду действует «страховка от налоговых претензий» на случай, если налоговые органы доначислят налоги из-за ошибок или неверных рекомендаций аудиторов.

Заказчик получил «выгоды» на 48 млн руб.

Выгоды компании — это не только суммы выявленных резервов, но и суммы налоговых доначислений, которые удалось предотвратить.

При стоимости комплексного аудита 854 тыс. руб., организация окупила вложения в аудит в 56 раз.

Рассчитать стоимость
17 мая
11:00
Проблемные контрагенты: что учесть на практике
Открытый вебинар
Записаться
Наверх