123456

Законная налоговая оптимизация: миф или реальность?

20 марта 2018

В стремительно меняющейся контрольной среде уже многие предприниматели и руководители организаций ощутили на себе давление налоговых и иных «карательных» служб. Все, что раньше проходило «без сучка и задоринки» сегодня может повлечь ощутимые негативные последствия, вплоть до уголовной ответственности.

Почему не проходят старые «схемы» и как наладить налоговое планирование в такой непростой ситуации отвечает Кирилл Неймарк — практикующий эксперт в сфере налогового планирования компании «Правовест Аудит»

Неймарк Кирилл

Руководитель направления налогового консалтинга компании “Правовест Аудит”, Член Палаты налоговых консультантов

Налоговые проверки или почему нельзя жить по-старому?

Нужно понимать, что огромное количество искажений налоговые инспекторы теперь в состоянии выявить на стадии камеральной проверки. Это стало возможным благодаря планомерно внедряемому риск-ориентированному подходу.

Принцип риск-ориентированного подхода и группы риска

Принцип очень простой. Управление камерального контроля сформировало показатели, по которым всех налогоплательщиков поделили на три группы: с высоким риском, средним и низким (Письмо ФНС от 3 июня 2016 г. № ЕД-4-15/9933@). Сейчас таких показателей 84. И они постоянно совершенствуются. Соответственно, для группировки по этим показателям собран огромный массив информации в базе данных АИС Налог-3. Инспекторам известны в режиме онлайн взаимосвязи, адреса, контрагенты, движение денег, финансовые результаты, уровень зарплаты и т. д. Созданы аналитические подразделения для работы с этим массивом. Всех, кто не соответствует нормативам риска, но упорствует в своих нарушениях, выводят на чистую воду на выездных проверках, которые сейчас наугад не проводятся.

Технология выездных проверок

Сама технология выездных проверок тоже продумана и предусматривает допросы сотрудников, осмотры помещений, анализ движения денежных средств, поиск реального руководителя, выявление общих складов, транспорта и персонала, в первую очередь, для выявления признаков имитации деятельности (см. Методические рекомендации, доведенные письмом ФНС России от 13 июля 2017 г. N ЕД-4-2/13650@). ФНС систематизировала признаки незаконных схем. Например, в письме от 11.08.17 № СА-4-7/15895 даны 17 признаков дробления бизнеса, которые нужно выявить на проверке

В результате инспекторы добились того, что дешевая имитация почти невозможна.

Например, посредник, который существует только по документам, но участвует в расчетах между взаимозависимыми лицами, привлечет внимание сразу после сдачи отчетности.

К сожалению не все налогоплательщики осознали новые реалии. Многие до сих пор искренне полагают, что нужно просто составить документы по-другому. Более хитро. Или придумать какой-то новый дополнительный документ-легенду, который снимет все вопросы инспекторов.

Проблема в том, что инспекторы как раз и ищут документы, которые не соответствуют реальности. И чем больше таких документов составил налогоплательщик, тем больше проблем себе создал. Инспекторы хотят добиться прозрачной бизнес среды. И, со своей стороны, борются с формальным подходом к проверкам и претензиями к налогоплательщикам по формальным основаниям (Письмо ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@).

Практическое налоговое планирование или как снижать налоги и не нарваться на претензии контролеров?

Получается, чтобы ваше налоговое планирование стало безопасным нужно:

  • быть открытым для контролеров (взаимодействовать с ними);
  • соответствовать критериям добросовестного налогоплательщика;
  • выстроить зеркальную систему предотвращения налоговых рисков.

Последний пункт особенно важен для среднего и крупного многопрофильного бизнеса. Ибо разнообразие ситуаций требует согласованных решений. А неорганизованная толпа всегда проигрывает Системе. Если компания ограничится ситуативным реагированием на действия инспекторов и структурированием отдельных сделок (да еще и по принципу «приоритет формы над содержанием»), то риски вместо нее найдет государственная система налогового контроля.

Не придумывайте документы, чтобы снизить налоги. Но поручайте специалистам оформить реальную сделку так, чтоб налогов было меньше.

Из всего вышесказанного вытекают требования к эффективному налоговому планированию:

  • Продумывать структуру бизнеса и хозяйственные связи нужно заранее и с учетом налоговых последствий.
  • Методы налоговой оптимизации должны соответствовать реальной деятельности.

И чем раньше задумаетесь о налоговых последствиях, тем больше будет возможностей для налогового планирования. Тем безопаснее и эффективнее будут решения. Многое может стать недопустимым, когда все уже случилось. Например, если поторопились создать филиал, то заменить его самостоятельным юр. Лицом будет уже не так просто.

Многих ошибок можно было бы избежать, если бы компании заранее планировали налоговые платежи. До сих пор распространена практика, когда компания ведет свою деятельность так, как будто налоги платить не нужно. А в конце квартала, когда наступает время платежа, «рисует» налоговую базу с помощью однодневок или дружественных компаний, по сути, под свои остатки на счетах. Да, это выгодно. Но последствия этого опасны, а в некоторых случаях, необратимы. Если законные налоги просчитать заранее и сравнить с этими последствиями, то в большинстве случаев окажется, что жизненной необходимости в риске у компании нет.

Да, конечно, уплата всех налогов «с горкой», не гарантирует налоговой безопасности. Но вот зазывать к себе контролеров контактами с однодневками или дроблением единого бизнеса на несколько «бумажных» компаний все-таки не надо.

Способы налогового планирования

Основные способы налогового планирования широко известны и не отменены. Нужно лишь поменять подходы к их применению. То есть нужно, чтобы ваши документы соответствовали реальности, а реальность — документам. Да, менять реальность дороже и сложнее, чем документы. И не всегда возможно. Но если руководствоваться этим главным принципом, то будут доступны:

  • специальные режимы налогообложения;
  • льготные налоговые юрисдикции;
  • пониженные налоговые ставки;
  • индивидуальные предприниматели на патенте или НДФЛ вместо налога на прибыль.
  • внутригрупповые сделки.

Кроме того, не стоит забывать и про учетную политику, которая для многих до сих пор остается формальной бумажкой.

Подробнее об учетной политике читайте в материале от аудиторов:

Учетная политика организации на 2018

Например, методы, ускоряющие признание расходов, актуальны для тех компаний группы, в которых планируется аккумулировать выручку. А компании, чья деятельность связана с сезонными колебаниями, могут использовать методы равномерного распределения доходов и расходов.

Постоянно должна проводиться налоговая экспертиза структуры группы компаний и внутренних взаимосвязей для выявления рисков и снижения налоговой нагрузки. В процессе планирования и согласования сделок. По мере роста группы компаний. Как правило, компании, входящие в группу, создаются, ликвидируются, группируются по бизнес-направлениям, что меняет сложившиеся взаимосвязи, а, следовательно, и результаты налогообложения.

В список задач налогового планирования желательно включить анализ финансовых планов и бюджетов. Требуется анализ плановых показателей, формирующих
налоговые базы компаний, и их соотнесение с доступными для холдинга методами снижения налогов.

Например, если планируется крупная закупка основных средств компанией, зарегистрированной на территории с высокой ставкой налога на имущество, то может последовать рекомендация, чтобы имущество приобретала компания, находящаяся на территории с пониженной ставкой. Если, конечно, это имущество можно там использовать.

Таким образом, с помощью группы компаний можно добиться законной налоговой экономии. Однако для создания безопасной и эффективной системы налогового планирования потребуется высокий уровня взаимодействия производственников, финансистов и налоговых специалистов.