123456

Можно ли отнести рекламные расходы к затратам на производство и реализацию

Описание ситуации

Компания по производству продуктов питания заключила договор со спортивной организацией на оказание услуг по размещению информационных материалов во время проведения спортивных соревнований, путем оформления и размещения материалов в стартовой зоне всех соревнований, в комментаторских текстах на всех соревнованиях.

Вопрос

Возможно ли данные расходы отнести на затраты , связанные с производством и реализацией?

Ответ

На основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, уменьшающим налогооблагаемую прибыль налогоплательщика, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.

Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ О рекламе" (далее — Закон N 38-ФЗ) определены понятия:

  1. Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
  2. Объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Согласно п. 1 ст. 2 Закон N 38-ФЗ данный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся:

  • Расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • Расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • Расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Указанные расходы признаются в составе прочих расходов и не нормируются.

Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, являются нормируемыми. Такие расходы признаются для целей налогообложения в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (абзац 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Согласно представленного компанией договора на размещение информационных материалов предметом договора является оказание услуг по оформлению и размещению информационных материалов заказчика в стартовой зоне соревнований, размещение материалов в комментаторских текстах спортивных соревнований (раздел 1 договора). По нашему мнению, размещение информации о товаре, товарном знаке на спортивном мероприятии отвечает определению рекламы (ст. 3 Закона N 38-ФЗ).

Четкий перечень рекламных мероприятий в договоре не упомянут (но есть упоминание о подробной программе по выполнению договора). При этом из текста договора можно сделать вывод, что организация будет предоставлять исполнителю услуг образцы своей продукции и информационные материалы для проведения презентации торговой марки. Кроме того, упоминание о торговой марке будет производиться комментаторами во время соревнований.

Другими словами, по договору спортивная организация будет распространять рекламу об организации в виде торговой марки в словесном и изобразительном обозначении во время спортивных соревнований. Договором предусмотрено составление акта сдачи-приемки услуг, а также предоставление фотоматериалов, подтверждающих факт их оказания.

Исходя из буквального прочтения норм п. 4 ст. 264 НК РФ НК РФ, стоимость услуг по договору о размещении информационных материалов на спортивных мероприятиях следует отнести к иным видам рекламы. Основание — размещение информационных материалов на спортивных соревнованиях не поименовано в абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, что автоматически относит затраты на данное мероприятие к разряду нормируемых.

Если из детализированных отчетных материалов исполнителя, предусмотренных разделом 2 договора, будет очевидно, что отдельные виды оказанных услуг соответствуют абз.2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ (например, рекламные стенды и щиты, брошюры, каталоги и т.п.), то при наличии документального подтверждения их стоимости (т.е. если в первичных документах будет выделена стоимость отдельных видов услуг из общей стоимости работ по договору), такие затраты можно отнести к ненормируемым рекламным расходам.

С уважением, аудиторы ПРАВОВЕСТ АУДИТ
Июнь 2017