123456

Можно ли поставить товарный знак на учет для улучшения показателя чистых активов

Мы сделали оценку товарного знака на 31.12.16, можно ли поставить его на учет по рыночной стоимости? Цель улучшить показатели чистых активов, они у нас пока отрицательные. Можно ли перевести затем из добавочного капитала права в уставный капитал?

Правила ПБУ 14/2014 допускают переоценку НМА. В частности, переоценка проводится в отношении группы однородных НМА по текущей рыночной стоимости.
Такая стоимость определяется исключительно по данным активного рынка указанных активов (п. 17 ПБУ 14/2007).

К сожалению, российское законодательство по бухгалтерскому учету не содержит определения понятия «активный рынок». В таком случае используются понятия МСФО. Согласно определению, приведенному в МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости» — активный рынок это рынок, на котором операции с активом или обязательством проводятся с достаточной частотой и в достаточном объеме, позволяющем получать информацию об оценках на постоянной основе.

Активный рынок нематериальных активов упоминается и в Международных стандартах финансовой отчетности в связи с моделью учета нематериальных активов по переоцененной стоимости.

Так, в п. 78 МСФО (IAS) 38 сказано, что «...применительно к нематериальному активу наличие активного рынка представляет собой редкое, но тем не менее возможное явление. Например, в некоторых юрисдикциях может существовать активный рынок для лицензий на перевозку пассажиров, лицензий на рыболовство или производственных квот, на передачу которых нет ограничений. Однако наличие активного рынка исключается, если речь идет о торговых марках, титульных данных газет, правах на выпуск музыкальных альбомов и кинофильмов, патентах или товарных знаках, поскольку каждый из перечисленных активов имеет уникальный характер. Кроме того, хотя нематериальные активы являются предметом купли-продажи, условия договоров покупатели и продавцы согласуют между собой в индивидуальном порядке, а операции совершаются довольно редко. По этим причинам цена, уплаченная за один актив, не всегда является достаточным свидетельством справедливой стоимости другого актива. Кроме того, информация о ценах часто не является общедоступной.»

Как видим, стандарты МСФО исключают наличие активного рынка в отношении целого ряда нематериальных активов, в том числе, таких, как товарные знаки и торговые марки.

Из сказанного можно сделать вывод, что отражение в отчетности товарных знаков по переоцененной стоимости недопустимо.

Кроме того, обращаю Ваше внимание на следующее обстоятельство.

В пунктах 63 и 64 МСФО 38 «(IAS) 38 «Нематериальные активы» указано, что торговые марки, титульные данные, издательские права, списки клиентов и аналогичные по существу статьи, созданные самим предприятием, не подлежат признанию в качестве нематериальных активов. Связано это с тем, что затраты на торговые марки, титульные данные, издательские права, списки клиентов и аналогичные по существу статьи, созданные самим предприятием, невозможно отличить от затрат на развитие бизнеса в целом. Следовательно, такие статьи не подлежат признанию в качестве нематериальных активов.
Признаваться в качестве НМА могут торговые марки, приобретенные за плату.

Прямого запрета на признание в качестве актива в составе НМА торговых марок, созданных организацией самостоятельно, ПБУ 14/2007 не содержит.

Однако в пункте 6 разъяснений "Информация Минфина РФ N ПЗ-8/2011 "О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства"указано, что при признании в качестве нематериальных активов затрат, понесенных в связи с формированием положительной репутации (привлекательного имиджа) производимой продукции, товаров, работ, услуг (торговые марки, знаки, названия периодических изданий, флаговые заголовки и т.п.), необходимо принимать во внимание, что условию признания нематериального актива ПБУ 14/2007 в части способности объекта приносить организации экономические выгоды в будущем может удовлетворять их приобретение (покупка), но не понесенные затраты на их самостоятельное создание.

Вывод

С точки зрения признания в бухгалтерской отчетности учет НМА по переоцененной стоимости применим не ко всем видам НМА.

В частности, торговые марки (торговые знаки) не имеют активного рынка, модель учета по переоцененной стоимости к ним неприменима, иные способы переоценки НМА нормами бухгалтерского законодательства не предусмотрены.

Кроме того, торговые марки, знаки и т.п. способны приносить экономические выгоды лишь в случае их приобретения (покупки), затраты же понесенные в связи с самостоятельно созданными торговыми знаками не могут быть признаны активами, так как не могут быть четко идентифицированы, т.е. их невозможно отличить от затрат на развитие бизнеса в целом.

Допускаю, что оценка товарного знака может быть произведена для иных целей — например, для определения стоимости при его продаже или внесении в УК и т.п.

С уважением, аудиторы ПРАВОВЕСТ АУДИТ
Апрель 2017