158,6 млн «прибыли» после аудиторской проверки

26 марта 2024

В «Правовест Аудит» для проведения обязательного аудита обратилась российская логистическая компания, которая резко выросла за последние 2 года, превратившись из малого предприятия в крупный бизнес с миллиардными оборотами.

Клиент
  • Крупная логистическая компания
Проект
  • Комплексный аудит
  • Стоимость: 1 300 000 руб.
Результат
  • Устранен риск штрафа на сумму 7,6 млн руб. из-за неуплаты налога.
  • Выявлена «чистая прибыль» 151 млн руб., которая может быть направлена на дивиденды.
  • Затраты на аудит окупились в 122 раза

Ситуация

Компания выбрала проведение комплексного аудита, включив в техническое задание не только углубленную проверку налогового учета, но и расширенную выборку первичных документов.

В нашей практике нередко встречаются ситуации, когда бизнес растет, а бухгалтерия не успевает перестроиться. Это связано как с возросшим объемом документов, так и с возникновением новых операций, например, компания начинает внешнеэкономическую деятельность.

Елена Никитина
Руководитель отдела спецпроектов «Правовест Аудит», кандидат экономических наук

Решение

При проведении аудита оказалось, что порядок документооборота и внутреннего контроля остался от малого предприятия и не может обеспечить «порядок в учете» крупной компании: одно дело контролировать 50 сотрудников, когда им можно лично напомнить о сроках сдачи закрывающих документов, проверить подписи уполномоченных лиц в «первичке», проконтролировать сохранность имущества и состояние расчетов с контрагентами и т.п. И совсем другое, когда штат сотрудников более 1 тыс. человек, а перечень клиентов и поставщиков — десятки тысяч...

Так, аудиторы выявили, что в компании нет жесткого регламента для сотрудников по оформлению документов и представлению их в финансовую службу (как для сотрудников отдела продаж, так и для сотрудников отдела снабжения, сотрудников транспортных цехов и т.п.). Поэтому документы, подтверждающие выручку от оказания услуг и расходы (ГСМ, стоянку, аренду и т.п.) представляются в бухгалтерию с опозданием. Это приводит к постоянным уточнениям бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций и даже данных управленческого учета. Т.е. у руководства компании нет оперативной информации о реальном состоянии бизнеса.

Более того, выяснилось, что и финансовая служба работает «по старинке», формируя отчетность практически вручную: нет необходимых настроек в бухгалтерской программе, декларации НЕ заполняются автоматически — отсюда технические ошибки и нестыковки с контрагентами, не настроен управленческий учет.

Например, только за 2023 год из-за ошибки в декларации компания занизила налоговую базу по налогу на прибыль на 189 млн руб., а это неуплата налога в сумме около 38 млн руб. и риск уголовной ответственности для руководителя компании (уголовная ответственность может наступить при неуплате 15 млн руб.).

На эту же сумму — 189 млн руб. были искажены данные финансовой отчетности (их забыли отразить в выручке от оказания услуг). А это практически означает, что в случае необнаружения ошибки в бухгалтерской отчетности, чистая прибыль компании была бы занижена на эти «пропавшие миллионы» (за минусом налога на прибыль — на 151 млн руб.), а значит и возможные дивиденды собственников компании тоже.

Результат

Аудит выявил слабые места учета, системы внутреннего контроля и налоговые риски (неуплату налога 38 млн руб.).

При самостоятельном исправлении ошибки компания «сэкономила» на штрафе 20% от суммы налога — 7,6 млн руб. (это та сумма, которую доначислила бы налоговая, если бы ошибку обнаружили инспекторы) и сняла риск уголовной ответственности руководителя компании.

Для собственников компании выгоды составили — 151 млн руб. возможных дивидендов.

И это только «первоначальный» результат.

По итогам аудита руководство приняло меры по разработке четких регламентов и процедур для сотрудников, системы внутреннего контроля, обновило программное обеспечение финансовой службы. А это привело не только к достоверности оперативной финансовой информации и возможности принимать обоснованные управленческие решения, но и снизило количество конфликтов с контрагентами по оформлению документов, повысило их лояльность к компании, а значит и эффективность руководства компании.

Выгоды от аудита
составили 158,6 млн руб.
При стоимости аудита 1,3 млн руб., вложения в аудит окупились в 122 раза.
Рассчитать стоимость
17 мая
11:00
Проблемные контрагенты: что учесть на практике
Открытый вебинар
Записаться
Наверх