Годовой отчет 2015 – обзор изменений с 2016 г.

22 декабря 2015
Предлагаем Вашему вниманию Конспект с Круглого стола по теме: «Годовой отчет 2015 – обзор изменений с 2016г.». Лектор Новикова Ольга Викторовна, руководитель направления консалтинга компании «Правовест Аудит», к.э.н., рассказала об актуальных вопросах, связанных с изменениями в бухгалтерском учете, которые важно учесть при составлении годовой отчетности, а также затронула вопросы налогообложения с учетом поправок, внесенных в НК РФ в 2015 году и разъяснений Минфина и ФНС.
Подробный конспект аудиторов по теме: «Налоги 2015: подводим итоги» читайте здесь>>


Изменения в ПБУ с отчетности за 2015 год

Лектор обратила внимание на Приказ Минфина России от 06.04.2015 N 57н, который вступил в силу с 17 мая 2015 года, но затрагивает всю отчетность 2015 года.

Во-первых, во многие ПБУ внесена давно ожидаемая техническая правка, заменившая «отчет о прибылях и убытках» на «отчет о финансовых результатах».

Во-вторых, с 17 мая 2015 года право на неприменение ряда ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 16/02, 18/02 имеют не все подряд СМП (как было раньше), а только те, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Также внесены поправки в ПБУ 22/2010, 19/02, 1/2008.

Критерии отнесения организаций к СМП содержатся в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

ПБУ приведены в соответствие с Законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в который еще 16 ноября 2014 года был внесен перечень экономических субъектов, которые не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Правом применения упрощенных способов ведения бухучета, в том числе составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, с 16 ноября 2014 года не могут воспользоваться те СПМ, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Таким образом, если ранее СМП, подлежащий обязательному аудиту, имел право не  вести вышеназванные ПБУ, то с отчетности 2015 года нужно было внести изменения в учетную политику, если раньше применялись упрощения, и начать вести бухучет по общим правилам (в частности, с использованием ряда дополнительных ПБУ 18/02, ПБУ 2/2008, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 16/02 и развернутого плана счетов), а также составлять бухотчетность по общеустановленным формам и с учетом всех приложений.

Перечень случаев, когда проводится обязательный аудит, приведен в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", в частности, если:

  • организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (закрытые и открытые АО, независимо от финансовых результатов хозяйственной деятельности);
  • объем выручки от продажи товаров (работ, услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.

Подробно мы рассматривали тему в нашей статье «Когда отчетность малого предприятия за 2015 год попадает под обязательный аудит» Читать тут>>

Лектор обратила внимание на изменения, касающиеся самых распространенных в применении ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете».

ПБУ 18/02 могло не применяться СМП и НКО. Новая редакция разрешает не применять данное ПБУ только организациям, которые вправе вести бухучет упрощенным способом, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту и иные экономические субъекты, не имеющие права составлять упрощенную отчетность, обязаны применять ПБУ 18/02 (см. Письмо Минфина РФ от 14 мая 2015 г. N 07-01-06/27524).

ПБУ 8/2010 могло не применяться СМП и НКО. Теперь оно может не применяться только организациям, которые вправе вести бухучет упрощенным способом, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту и иные экономические субъекты, не имеющие права составлять упрощенную отчетность, обязаны применять ПБУ и отражать в бухгалтерской отчетности учете оценочные обязательства.

Наиболее распространенный случай, когда необходимо отразить оценочное обязательство по ПБУ 8/2010, это создание резерва под предстоящие отпуска. Это ПБУ касается фактически всех предприятий, имеющих на отчетную дату сотрудников, не отгулявших отпуск. Необходимо посчитать отпускные, полагающиеся сотрудникам на отчетную дату, прибавить соответствующую сумму страховых взносов и отразить резерв в бухучете.

Согласно ПБУ 22/2010 СМП, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также НКО были вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном пунктом 14 настоящего ПБУ, то есть без ретроспективного пересчета (с использованием 91 счета).

Теперь СМП и другие экономические субъекты, утратившие право вести упрощенный бухгалтерский учет и составлять отчетность в упрощенном порядке утратили право исправлять существенные ошибки прошлых лет, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за прошлый год без ретроспективного пересчета.

Лектор обратила внимание на изменение в ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», которое касается выбытия финансовых вложений и относится ко всем организациям, не только к СМП. Согласно п. 2 данного ПБУ для принятия к бухучету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное трех условий. Если кратко, это:

  • наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование у организации права на финансовые вложения;
  • переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями;
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Логично считать, что если хотя бы одно из этих условий перестало выполняться, то актив больше не может считаться финансовым вложением. Однако из действовавшей до сих пор редакции п. 25 ПБУ 19/02 следовало, что только при единовременном устранении всех этих условий фиксировалось выбытие финансового вложения.

Теперь слово "единовременно" из данной нормы исключено, то есть для выбытия финансового вложения достаточно, чтобы перестало действовать хотя бы одно из упомянутых условий.

Повышение требований к бухгалтерскому учету

Сейчас идет тенденция к повышению требований к бухучету на фоне многочисленных банкротств предприятий и банков, борьбы с фирмами однодневками. В связи с чем ожидается усиление административной ответственности за нарушения в порядке ведения бухгалтерского учета.

4 декабря 2015 года ГД приняла в первом чтении Законопроект № 890123-6 «О внесении изменений в ст. 4.5 и 15.11 КоАП». Проектом предполагается изменить давность привлечения к ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете, который составит 2 года со дня совершения правонарушения.

Расширяется понятие грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету и отчетности. К грубым нарушениям требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, Проект относит:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 %;
  • регистрация не имевшего места факту хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета и(или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой отчетности) в течение установленных сроков хранения таких документов.

За указанные деяния увеличиваются штрафы на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей (сейчас от 2 до 3 тысяч). А также вводится административная ответственность за повторное нарушение: наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3-х лет. В ныне действующей редакции ответственность за повторное нарушение не предусмотрена.

На вопрос участника семинара:
Кого будут штрафовать по данному правонарушению? Главбуха или директора?

Лектор пояснила:
По Закону о бухучете ответственный за ведение бухучета директор. При этом директора и главбухи выделены даже в трудовом законодательстве в отдельные категории. Кроме того, есть профстандарт бухгалтера. Поэтому по всей совокупности велика вероятность, что штрафовать будут бухгалтера. Зависит, конечно от того, как построена финансовая (бухгалтерская) служба на предприятии. Возможно ответственный - финансовый директор.

На вопрос участника семинара: Надо ли подтверждать профессиональный стандарт бухгалтера?

Лектор пояснила:
Нет, не надо. Это документ не прямого действия. Он сделан ни для того, чтобы кто-то пошел и сдал какой-то экзамен. Там содержится совокупность требований (навыков) к бухгалтеру, которые важны при приеме на работу. Кадровая служба будет оценивать соискателей с учетом данных критериев.

Планируется дальнейшее усиление ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету, бухгалтерской отчетности и аудиторскому заключению.

Проект новой редакции КоАП представлен на публичное обсуждение 23 октября 2015 г. Ознакомиться можно rucodex.org. В правовых базах размещен текст проекта по состоянию на 26.10.2015, данный проект еще не внесен в ГД ФС РФ. В проекте заложено усиление ответственности за нарушения в области бухгалтерского учета, в частности вводятся статьи:

  • Статья 29.28. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерской отчетности
  • Статья 29.29. Грубое нарушение законодательства об аудиторской деятельности
  • Статья 29.30. Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в органы государственной статистики.

К вопросу о несовпадении юридического и фактического адреса лектор напомнила, что с 01 января 2016 года налоговый орган получит право проверять достоверность сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством:

  • изучения документов и сведений, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
  • получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
  • получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  • проведения осмотра объектов недвижимости;
  • привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Соответствующие поправки внесены в п. 4.2 ст. 9 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Таким образом, с 1 января 2016 года установлена возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице регистрирующим органом без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов.

Более подробно изменения законодательства, в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей изложены в письме ФНС России от 27.03.2015 N СА-4-14/5039@

Подготовка к составлению годовой бухгалтерской отчетности

Лектор подробно остановилась на мероприятиях, которые необходимо провести перед составлением годовой отчетности:

1. Инвентаризация активов и обязательств (в частности, основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, денежных средств, финансовых вложений, расчетов с дебиторами и кредиторами).

Выявленные излишки и недостачи отражаются не в том периоде, когда инвентаризация завершена, а в отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п.4 ст. 11 Закона № 402-ФЗ). Документы, регулирующие проведение инвентаризации являются:

  • ст. 11 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49),
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н);
  • Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

2. Проверка дебиторской и кредиторской задолженности на предмет истечения исковой давности, а также выявление сомнительной дебиторской задолженности с целью создания резервов сомнительных долгов. Резервы в бухгалтерском учете создают все предприятия, имеющие сомнительную задолженность.

Сумма резерва по сомнительным долгам является оценочным значением и определяется организацией самостоятельно по каждому отдельному сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (п. 3 ПБУ 21/2008).

Безнадежные долги (с истекшим сроком исковой давности) списываются в состав прочих доходов или расходов.

Также важно провести сверку расчетов с бюджетом. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается (п. 74 Положения № 34н).

3. Проверка правильности операций в учете, в том числе на соответствие положениям учетной политики организации. Исправление выявленных ошибок бухгалтерского учета производится в соответствии с ПБУ22/10, а в налоговом учете согласно ст. 54 НК РФ с учетом разъяснений налоговой службы и Минфина.

4. Переоценка основных средств, нематериальных активов при условии, что такая переоценка предусмотрена учетной политикой (п. 15 ПБУ 6/01, п. 43-49 Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н, п. 17-21 ПБУ14/2007, ПБУ 1/2008).

5. Реформация баланса.

Перед тем как приступить к реформации баланса, необходимо в обязательном порядке удостовериться, что все документы сданы в бухгалтерию и все финансово-хозяйственные операции отражены на счетах бухгалтерского учета, в том числе и начисление налога за налоговый период по используемой системе налогообложения.

Заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 "Прибыли и убытки" в кредит (дебет) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

6. Проверьте, сдано ли в органы статистики аудиторское заключение (АЗ) по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год (для лиц, чья отчетность подлежит обязательному аудиту).

Согласно ст. 18 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" аудиторское заключение представляется либо с годовой отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. Таким образом, срок представления АЗ по отчетности за 2014 год истекает 31.12.2015г.

7. Проанализируйте учетную политику на соответствие положениям законодательства с учетом изменений, вступающих в силу с 01.01.2016 года. При необходимости внесите в нее соответствующие изменения. Еще раз обратите внимание, кто не применял ПБУ как СМП, а теперь обязан это делать. Если начинаете применять ПБУ, не забудьте внести соответствующие дополнения в учетную политику.

8. Подготовьте к сдаче в архив или к уничтожению документы, срок хранения которых истек.

На вопрос участника семинара:
Какие сроки хранения документов, в т.ч. электронных?

Лектор пояснила:
Недавно выпущена информация Минфина России от 11 сентября 2015 г. N ПЗ-13/2015 о сроках хранения документов. Пока не утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета, устанавливающий требования к документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, при организации хранения документов бухгалтерского учета, в том числе первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, составленных в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, применяются:

Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. N 105, (в части, не противоречащей соответствующим законодательным и иным нормативным правовым актам, изданным позднее);

Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденные приказом Минкультуры России от 31 марта 2015 г. N 526.

Большинство документов должно храниться 5 лет, ряд документов (годовые отчеты, документы о переоценке основных средств, паспорта сделок и др.) - постоянно. Срок хранения лицевых счетов работников - 75 лет.

Сроки хранения электронных документов такие же как и бумажных. Также лектор, напомнила, что для подтверждения убытка в целях налогообложения прибыли, следует хранить соответствующие документы в течение 10 лет.

Налогообложение: интересные разъяснения 2015 года

В блоке, посвященном налогообложению, лектор рассмотрела ряд интересных писем Минфина 2015 года.  

Обращено внимание на Письмо Минфина России от 09.12.2015г. N 03-03-РЗ/67486. С 1.06.2015г. часть первая ГК РФ дополнена статьей 317.1. Согласно пункту 1 указанной статьи, если иное не предусмотрено законом или договором, кредитор по денежному обязательству, сторонами которого являются коммерческие организации, имеет право на получение с должника процентов на сумму долга за период пользования денежными средствами.

При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется ставкой рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующие периоды (законные проценты). Данные суммы отражаются в составе доходов (расходов) у кредитора и должника соответственно.

Законные проценты, начисленные по умолчанию по денежному долговому обязательству в порядке статьи 317.1 ГК РФ, подлежат учету налогоплательщиком в составе внереализационных доходов (расходов) при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Вместе с тем кредитор вправе отказаться от их получения. В этом случае задолженность у организации-должника в виде суммы процентов по денежному обязательству, списываемая путем прощения долга, подлежит включению в состав внереализационных доходов.

В целях главы 25 Кодекса положения статьи 317.1 ГК РФ применяются с 01.06.2015.

Лектор обратила внимание, что в случае указания в договоре на неприменение статьи 317.1 ГК РФ ни данные требования, ни доходы (расходы) не возникают. Поэтому организациям целесообразно при необходимости пересмотреть свои договорные обязательства, чтобы не начислять «виртуальные» доходы/расходы.

Отдельно лектор рассмотрела исправление ошибок в налоговом учете (п. 1 ст. 54 НК РФ). Напомнив, что в трактовке Минфина пересчет налога в текущем периоде возможен, если:

  • в результате совершения ошибки произошла переплата по налогу за прошлый период, то есть сумма, перечисленная в бюджет, превышает законно установленную;
  • налоговая база по корректируемому налогу за текущий период не равна нулю (если говорить о налоге на прибыль, отсутствует убыток).

С 2015 года в декларации по налогу на прибыль для отражения корректировки налоговой базы предусмотрена отдельная строка 400 в Приложении № 2 к листу 02.

Обращено внимание аудитории на Письмо Минфина РФ от 22.07.2015г. N 03-02-07/1/42067, где разъяснено, что организация вправе включить в налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода сумму выявленной ошибки, которая привела к излишней уплате налога в предыдущем отчетном (налоговом) периоде, только в том случае, если в текущем отчетном (налоговом) периоде получена прибыль.

Если по итогам текущего отчетного (налогового) периода получен убыток, необходимо произвести перерасчет налоговой базы за период, в котором произошла ошибка. Ранее Минфин считал невозможным исправление ошибок в текущем периоде, только если ошибка в расчете налоговой базы по налогу на прибыль допущена в "нулевой" или "убыточной" декларации (Письмо Минфина от 07.05.2010 N 03-02-07/1-225).

Таким образом, если в текущем периоде по налогу на прибыль получен убыток, ошибка исправляется через подачу уточненной декларации за период совершения ошибки.

На вопрос участника семинара: Можно ли исправить ошибку по НДС, которая ранее привела к переплате налога в бюджет в текущем периоде?

Лектор пояснила:
Любая ошибка, допущенная в исчислении НДС, исправляется только в периоде совершения, то есть через подачу уточненной декларации (п. п. 3, 11 Правил ведения книги продаж, Письмо Минфина от 25.08.2010 N 03-07-11/363).

Обращено внимание на Письмо Минфина от 15.10.2015г. N 03-03-06/4/59102, в котором даны разъяснения о корректировке налога на прибыль в связи с излишне уплаченной суммой налога на имущество организаций в предыдущем налоговом периоде.

Разъяснено, что в случае представления в последующих налоговых (отчетных) периодах уточненных расчетов (налоговых деклараций) по налогу на имущество организаций в связи с выявлением излишне уплаченной суммы налога соответствующую корректировку следует рассматривать для целей налогообложения прибыли как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода.

По вопросу о признании расходов для целей налога на прибыль лектор обратила внимание на Письмо ФНС России от 21.08.2015г. N ГД-4-3/14815 (вместе с Письмом Минфина России от 27.07.2015 N 03-03-05/42971).

Если первичный учетный документ, подтверждающий совершение операции за истекший месяц, составлен непосредственно после окончания месяца, в котором была совершена операция, в течение разумного срока, но до даты представления декларации (до 28 числа), такие первичные документы, подтверждающие произведенные расходы, учитываются в том отчетном периоде, к которому они относятся, о чем должно быть указано в документе.

Распространенный пример, коммунальные платежи за март, а акты датированы 15 апреля. А вот в Письме Минфина РФ от 19.10.2015г. N 03-07-11/59682 уже высказана противоположная позиция: для целей налогообложения прибыли расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому относятся в соответствии с условиями договора. Датой признания расходов в целях налогообложения прибыли будет признаваться дата документа, сформированного в подтверждение возникновения соответствующих расходов.  

По вопросу о восстановлении НДС при реализации товаров по цене ниже цены приобретения рассмотрено Письмо Минфина РФ от 09.11.2015 г. N 03-07-11/64260. Цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются не взаимозависимые лица, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.

Поэтому, считает Минфин, при реализации товаров по цене ниже цены приобретения по договору, заключенному не взаимозависимыми лицами, налоговая база по НДС определяется исходя из стоимости, указанной в этом договоре. Суммы входного НДС, предъявленные при приобретении товаров, проданных впоследствии с убытком, подлежат вычетам на общих основаниях.  

Таким образом, при реализации товаров по цене ниже цены приобретения сумму НДС, ранее правомерно принятую к вычету, восстанавливать не следует.

Отдельно автор коснулась налогообложения контролируемых сделок. Признаки контролируемых сделок, а также исключения по общим правилам указаны в ст. 105.14 НК РФ.

В частности, обращено внимание на Письмо Минфина РФ от 04.09.2015г. № 03-01-11/51070, где разъяснено, что сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом РФ, признаются контролируемыми вне зависимости от величины полученных по ним доходов.

Вышеизложенное применяется и в случае, если иностранная компания является налоговым резидентом государства – члена Евразийского экономического союза. 

Лектор немного коснулась порядка учета процентов по долговым обязательствам.

Согласно ст. 269 НК РФ по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки. Исключение одно: проценты по займам и кредитам, признаваемым контролируемыми сделками. По таким займам налогоплательщик вправе (п. 1.1 ст. 269 НК РФ):

  • признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 ст. 269 НК РФ.
  • признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений.

В Письме Минфина России от 15.07.2015 N 03-01-18/40737 разъяснено, что вышеуказанные особенности признания процентов в целях налогообложения, в отношении сделок между взаимозависимыми лицами возможно применять, в том числе в случаях, если такие сделки не признаются контролируемыми.

Лектор напомнила, что 29.07.2015г. внесены поправки в Положение о направлении работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749. Изменения начали действовать с 8 августа.  

Урегулированы различные варианты определения фактического срока нахождения работника в командировке, включая случаи отсутствия проездных документов, документов, подтверждающих наем жилого помещения, а также при использовании служебного и арендованного транспорта.

Например, закреплено, что в случае отсутствия проездных документов фактический срок пребывания работника в командировке подтверждается документами по найму жилого помещения в месте командирования. При проживании в гостинице такой срок подтверждается квитанцией (талоном) либо иным документом, подтверждающим заключение договора на оказание гостиничных услуг.

При отсутствии проездных документов, документов по найму жилого помещения работником представляются служебная записка и (или) иной документ о фактическом сроке его пребывания в командировке, содержащий подтверждение принимающей стороны о сроке прибытия (убытия) работника к месту командирования (из места командировки).

Думается, что одной служебной записки с указанием срока пребывания работника в командировке все же недостаточно. Поэтому потребуется «иной документ», в котором должны стоять отметки той компании (ИП), в которую сотрудник был командирован. В этой связи невольно вспоминаются командировочные удостоверения, в которых ранее делались соответствующие отметки.

Если подобные случаи отсутствия проездных документов и по найму происходят в организации регулярно, то имеет смысл утвердить форму «иного» документа, аналогичного командировочному удостоверению.

Кроме того, отменены журналы учета командированных работников.

Налогообложение: основные изменения в НК РФ с 2016 года

Также обращено внимание на изменения в 25 главу НК РФ с 2016 года, касающиеся большинства организаций:

  1. Амортизируемым признается имущество с первоначальной стоимостью свыше 100 тыс. руб. (п. 1 ст.256 НК РФ, п.1 ст.257 НК РФ). В бухгалтерском учете остается старый лимит – 40 тыс. рублей. (п. 5 ПБУ 6/01), поэтому разниц по дорогостоящим ОС теперь не избежать;
  2. Квартальные авансовые платежи могут уплачивать организации, у которых за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн. руб. за каждый квартал. Ранее такой лимит составлял 10 млн. руб. (п.3 ст. 286 НК РФ);
  3. С 1 января 2016г. установлен единый интервал предельных значений процентных ставок для целей признания в налоговом учете доходов и расходов в виде процентов по долговым обязательствам, оформленным в рублях и возникшим в результате сделок, признаваемых контролируемыми по любым основаниям, - от 75 до 125% ключевой ставки ЦБ РФ (пп. 1. п. 1.2 ст. 269 НК РФ).
Обратите внимание! С 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки (Информация ЦБ РФ от 11.12.2015г.).

В части НДС (21 глава НК РФ) обращено внимание на изменения для экспортеров. С 1 января 2016г. в пункте 19 статьи 165 НК РФ будет установлено право налогоплательщиков при подтверждении обоснованности применения налоговой ставки НДС 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов представлять в налоговые органы контракты (договоры) не только в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонами, но и в виде документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в том числе о цене и сроках ее исполнения.

Представляется, что воспользоваться новым порядком налогоплательщики смогут и в отношении фактов реализации (отгрузок), имевших место в налоговых периодах по НДС (кварталах), закончившихся до 01.01.2016, при условии предоставления предусмотренных ст. 165 НК РФ документов в налоговый орган после указанной даты.

В ходе семинара лектор рассмотрела и многие другие актуальные вопросы налогообложения и бухучета, ответив участникам семинара на интересующие их вопросы.

Подробный конспект аудиторов по теме: «Налоги 2015: подводим итоги» читайте тут>>

17 мая
11:00
Проблемные контрагенты: что учесть на практике
Открытый вебинар
Записаться
Наверх