Ставка НДС для экспедиторских услуг в 2023

04 октября 2023

Компания организует железнодорожную перевозку груза (следующего в международном сообщении) с пограничной станции в РФ до пункта назначения (конечного), расположенного на территории РФ в рамках договора транспортной экспедиции. Давайте разберемся, какой будет ставка НДС в отношении транспортно-экспедиторской услуги?

Что дает аудит в 2024 году и от чего защищает бизнес? >>

Будет ли применяться нулевая ставка

Если Компанией оказываются услуги по перевозке железнодорожным транспортом груза (следующего в международном сообщении) с пограничной станции, расположенной на территории РФ до конечного пункта назначения на территории РФ, то в отношении таких транспортных услуг НДС исчисляется по ставке 0%.

Налогообложение международных перевозок товаров производится по налоговой ставке 0% (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

В целях ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ.

Положения подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. К таким услугам относятся:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров,
  • оформление документов,
  • прием и выдача грузов,
  • разработка документов для проектных перевозок,
  • организация и выполнение перевозки грузов,
  • завоз-вывоз,
  • погрузочно-разгрузочные и складские услуги,
  • информационные услуги,
  • подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств,
  • услуги по организации страхования грузов,
  • платежно-финансовые услуги,
  • услуги по таможенному оформлению,
  • экспедиторское сопровождение,
  • разработка и согласование технических условий погрузки и крепления,
  • розыск груза после истечения срока доставки,
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования,
  • перемаркировка,
  • обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Таким образом, в отношении оказываемых в ходе международной перевозки экспедиторских услуг, налогообложение также осуществляется на основании п. 2.1 ст. 164 НК РФ.
Вадим Чимидов
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров

Положения подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также и на услуги, указанные в абз. 4 и 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, оказываемые при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию РФ (от портов или пограничных станций, расположенных на территории РФ) до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ (абз. 7 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Для применения Компанией нулевой ставки в отношении транспортно-экспедиционных услуг, необходимы следующие условия:

  1. Транспортно-экспедиционные услуги должны оказываться в рамках международной перевозки грузов (при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ);
  2. Услуги должны оказываться на основании договора транспортной экспедиции;
  3. Услуги должны быть поименованы в перечне (подп. 2.1 п 1 ст. 164 НК РФ).

Согласно разъяснениям Минфина РФ, в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией, не являющейся перевозчиком на железнодорожном транспорте, при организации перевозки импортных товаров по территории РФ от порта прибытия до станции назначения в рамках договора транспортной экспедиции следует руководствоваться нормой абз. 7 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

В соответствии с указанной нормой в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия на территорию РФ (от порта или пограничных станций), до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ, применяется нулевая ставка НДС (письма Минфина РФ от 29.01.2020 г. № 03-07-08/5133, от 03.07.2013 № 03-07-08/25414).

ПОМОЖЕМ ВЕРНУТЬ НДС
Наш многолетний опыт сформировал эффективный набор инструментов для решения всех проблем, связанных с возвратом НДС из бюджета. Мы знаем, как действовать, чтобы добиться результата!
Заказать звонок

Судебная практика

В постановлении АС СЗО от 14.07.2016 № Ф07-5288/2016, Ф07-5556/2016 по делу № А44-3715/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 31.10.2016 № 307-КГ16-14261 отказано в передаче данного дела для пересмотра) суд подтвердил правомерность вывода инспекции об отказе в вычетах НДС, предъявленного заказчику по ставке 18 % по услугам транспортной экспедиции, которые должны облагаться по ставке 0%.

В данном деле суд установил, что в целях доставки продукции от станции Забайкальск до пункта назначения в РФ общество заключило с компанией договор транспортной экспедиции, согласно которому компания осуществляет перевозку груза из Китая с пункта прибытия (станции Забайкальск) до конечного пункта назначения в РФ (Новолипецк, Новый порт). На промежуточной точке маршрута (Чита) осуществляется таможенное оформление товара. Перевозка осуществляется железнодорожным транспортом.

При этом налогообложение экспедирования товара от Забайкальска до Читы облагалось экспедитором по ставке 0 %. А дальнейшее экспедирование уже прошедшего таможенное оформление товара до конечной точки назначения (Новолипецк, Новый порт) облагалось по ставке 18 %.

В ходе проверки инспекция установила, что перегрузка товаров в российские вагоны осуществлялась на пограничной станции Забайкальск, затем компания доставляла товар до станции назначения (станции Новолипецк, Новый Порт). Согласно дополнительному соглашению к договору транспортной экспедиции именно эти станции определены как станции назначения в рамках договора общества с компанией.

По этому основанию инспекция пришла к выводу о том, что в целях применения абз. 7 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ на территории РФ именно станции Новолипецк и Новый Порт являются станциями назначения импортируемого груза, но не станция Чита (Кадала), где груз проходил таможенное оформление.

Как правильно отметили суды, компания не являлась участником договоров общества на поставку товаров российским покупателям, она осуществляла экспедирование груза от станции Забайкальск до момента выгрузки его на станции Новолипецк, Новый Порт по условиям договора транспортной экспедиции, определение станции назначения происходило до прибытия груза на территорию РФ.

Вадим Чимидов
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров

Таким образом, в силу приведенной нормы подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ под налогообложение по ставке 0% подпадают транспортно-экспедиционные услуги по доставке импортных товаров от места их прибытия на территорию РФ (в рассматриваемом деле — от пограничной станции Забайкальск) до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ.

В постановлении АС МО от 31.10.2022 № Ф05-24004/2022 по делу №А40-274402/2021 (Определением Верховного Суда РФ от 21.02.2023 отказано в передаче постановления для пересмотра) суды также подтвердили правомерность отказа в принятии к вычету сумм НДС, выставленных контрагентами по ставке 18% вместо ставки 0%, с учетом следующих обстоятельств.

Согласно п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», на основании пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка 0% применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

При толковании указанных норм судам необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.

В связи с этим налоговую ставку 0% применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абз. 1 — 2 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При этом по смыслу положений данного подпункта его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.

При этом суд также подчеркнул, что «из содержания пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая ставка 0% применяется в тех случаях, когда услуги по международной перевозке товаров (организации перевозки) выступают и оформляются в качестве части единого процесса перевозки экспортного (импортного) товара за пределы территории Российской Федерации.

В ином случае, когда оказывающее услуги лицо не обладает сведениями об экспортном (импортном) характере товара и привлекается к перевозке товаров (организации перевозки) только в границах территории РФ, на основании п. 3 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, налог исчисляется по ставке 18% (определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.04.2018 N 308-КГ17-20263)».

Аналогичные выводы содержатся также в постановлении АС УО от 08.02.2021 № Ф09-8900/20 по делу № А76-12794/2020.

***

Налоги в России — сфера сложная даже для опытных бухгалтеров. Часто возникают вопросы, на которые нет однозначного ответа и для оптимального решения важно объективно оценить возможные варианты. С такой задачей лучше всего справляются независимые налоговые эксперты, например, как в этом кейсе >>

Чтобы не провоцировать лишнее внимание к вашей компании со стороны инспекции, важно своевременно выявлять налоговые риски и устранять их с помощью опытных аудиторов, налоговых юристов и др. специалистов. В этом помогает поэтапный комплексный аудит (проверка не только бухгалтерского учета, но и налогов).

Страховка от налоговых претензий — еще одно неоспоримое преимущество комплексного аудита в «Правовест Аудит»:

  • дополнительные юридические гарантии в виде Сертификата — гарантированная защита силами налоговых юристов от претензий ИФНС;
  • расширенная финансовая ответственность — страховка от доначислений сумм штрафов и пеней в виде страхового полиса и эксклюзивных правил выплаты компенсаций на р/с клиента по страховому случаю от Ингосстрах.
Видео
Что такое страховка от налоговых претензий

И страховка реально работает: Клиент «Правовест Аудит» получил по страховке от налоговых претензий — 2,8 млн руб. >>

Кстати, аудит выявляет не только риски, но и резервы.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Рассчитать стоимость аудита
сегодня
11:00
Проблемные контрагенты: что учесть на практике
Открытый вебинар
Записаться
Наверх