Апелляционная жалоба на решение налогового органа в 2024-2025

18 сентября 2024
Решения, принятые по итогам выездной или камеральной налоговой проверки, за исключением решений ФНС России, приобретают юридическую силу не раньше, чем через один месяц после их вручения. Этот срок дается для подготовки и подачи апелляционной жалобы на решение инспекции, не удовлетворяющее налогоплательщика полностью или частично. О том, что важно учесть при обжаловании результатов налоговой проверки в апелляционном порядке, рассказываем в статье.
  1. Доначисления по проверке могут быть взысканы либо при необжаловании решения в месячный срок, либо после его утверждения вышестоящим налоговым органом по результатам апелляционного обжалования. Таким образом, сам факт подачи апелляционной жалобы отодвигает как минимум на месяц принятие инспекцией мер по принудительному взысканию недоимки за счет денежных средств и иного имущества налогоплательщика. При этом, даже если решение обжалуется частично, оно не вступит в силу в необжалованной части до принятия решения вышестоящим органом.

    Однако сейчас повсеместна практика принятия налоговыми органами обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущества должника и приостановления операций по его счетам в банках. При значительном размере задолженности такие ограничения часто парализуют деятельность налогоплательщика, что приводит к необходимости либо предлагать налоговому органу замену обеспечительным мерам в виде банковской гарантии на сумму недоимки, либо возражать против законности и обоснованности их принятия в рамках отдельного спора с инспекцией.

  2. Начало течения месячного срока на подачу апелляционной жалобы определяется в зависимости от способа доведения решения до налогоплательщика. Это может быть дата непосредственного вручения решения представителю налогоплательщика, шестой рабочий день после направления решения по почте заказным письмом или иная дата при направлении решения способами, позволяющими удостоверяться в его получении налогоплательщиком.

  3. Пропуск срока хотя бы на один день чреват тем, что решение будет автоматически считаться вступившим в силу. Поэтому крайне важно подать апелляционную жалобу вовремя, получив документ, подтверждающий дату ее направления.
  4. Апелляционная жалоба должна быть обязательно подана в налоговый орган, который вынес обжалуемое решение. Поэтому в зависимости от способа ее направления доказательствами соблюдения установленного порядка могут быть: отметка о получении апелляционной жалобы «на бумаге», квитанция и опись вложения при почтовой отправке или подтверждающий документ, сформированный при направлении жалобы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

  5. В апелляционной жалобе должны быть обязательно указаны:

    • сведения о лице, в отношении которого принято обжалуемое решение (Ф.И.О. / наименование, ИНН, адрес места жительства / нахождения);
    • информация об обжалуемом решении (наименование принявшего решение налогового органа, дата и номер);
    • требование об отмене решения полностью или в обжалуемой части.

    Будет правильно максимально полно изложить в апелляционной жалобе причины несогласия с решением; однако, если основания раскрыты не полностью, это не означает, что вышестоящий орган не обязан давать оценку решению в полном объеме.

    Если апелляционную жалобу подписывает уполномоченный представитель налогоплательщика, к ней обязательно прилагается соответствующая доверенность. Без нее жалоба будет возвращена без рассмотрения, что может повлечь утрату права на апелляционное обжалование, если жалоба подавалась в конце отведенного месяца.

  6. Не дайте повода
    для выездной
    проверки
    Получите максимум пользы от аудита: проверьте отчетность, устраните риски и найдите финансовые резервы
    Узнать стоимость аудита
  7. Податель апелляционной жалобы вправе прилагать к ней документы, подтверждающие его доводы. Поэтому, если до принятия обжалуемого решения не было обеспечено представление налоговым органам значимых для спора документов, это необходимо делать на стадии рассмотрения жалобы. Если дело перейдет в суд, и он установит, что на досудебном этапе налогоплательщик не раскрыл налоговой службе информацию, которая могла иметь значение, но не была проверена и оценена, это может привести суд к выводу о необходимости отказать налогоплательщику в защите его прав.

    Дополнять апелляционную жалобу документами можно вплоть до принятия по ней решения. Более того, можно просить вышестоящий налоговый орган о приостановлении рассмотрения жалобы на срок до полугода для представления документов. Однако удовлетворение такого ходатайства не безусловно.

  8. Решение по апелляционной жалобе должно быть принято в течение одного месяца после ее получения. Соответственно вышестоящий налоговый орган может укладываться и в меньший срок, что имеет место на практике в спорах, не терпящих отлагательства.

    Следовательно, рассчитывая на ранее не представленные доказательства, налогоплательщик должен представить их в вышестоящий налоговый орган одновременно с жалобой или в кратчайший срок после ее подачи.

  9. В общем случае апелляционная жалоба рассматривается без участия налогоплательщика. Но у вышестоящего налогового органа есть право привлечь налогоплательщика к рассмотрению жалобы для уточнения у него обстоятельств дела.

    Закон не запрещает налогоплательщику выходить с подобной инициативой, поэтому целесообразно просить о приглашении для дачи пояснений, особенно в ситуациях, когда в обжалуемом решении имеет место недостаточное исследование аспектов, влияющих на формирование недоимки: неверное определение значений доходов и расходов, неприменение специального правового регулирования, неучет самостоятельного исправления налогоплательщиком допущенных нарушений и т.п.

  10. Если по каким-либо причинам налогоплательщик принимает решение не спорить с налоговой службой, он вправе отозвать свою апелляционную жалобу полностью или в части. Однако, уступая полностью или в части, налогоплательщик должен помнить, что вернуться к этому спору после отзыва жалобы будет невозможно.

Учет перечисленных выше правил после получения решения налогового органа, принятого по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, позволит гарантированно отсрочить принудительное взыскание доначисленных налогов, пеней и штрафов, а также создаст основу для оспаривания решения в суде в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы.

Если самостоятельно предпринимаемые меры в споре с налоговой инспекцией кажутся недостаточными, не стоит пренебрегать услугами профильных специалистов. Как показывает опыт налоговых юристов и консультантов Правовест Аудит, сопровождение ими налоговой проверки или привлечение на ранних этапах спора нередко позволяет снизить размер налоговых претензий.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Рассчитать стоимость аудита
25 окт
11:00
«Налоговые споры-2024: новые тенденции и решения»
Круглый стол (Онлайн)
Записаться
Наверх