Содержание
- Критерии обязательного аудита отчетности за 2022 год
- «Стоимостные» критерии обязательного аудита отчетности
- Перечень «обязанных» организаций больше не ограничен одним Законом
- В 2022 году не произошло изменения критериев обязательного аудита для НКО
- Нужно ли проходить аудиторскую проверку, если она стала необязательной
- Проведение обязательного аудита
- Ответственность за неисполнение
- Аудит в 2023 году: для отчета или для выгоды?
Критерии обязательного аудита отчетности за 2022 год
Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е. в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям. Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ) приводятся критерии обязательного аудита.
Однако Закон № 307-ФЗ не дает закрытого списка компаний, которые обязаны проводить аудит. Ситуации, когда аудит является обязательным, также предусматриваются и в других законах федерального уровня. На это прямо указано в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Подробнее поясним указанное нововведение ниже.
Посмотрим, поменялось ли в 2022 году что-то в критериях обязательного аудита — характеристиках, которые должны быть у организации, чтобы аудит стал для нее неизбежным.
«Стоимостные» критерии обязательного аудита отчетности
Самый главный критерий, под который подпадает большинство компаний, проводящих обязательную аудиторскую проверку, — «стоимостной»:
Доход по данным налогового учета > 800 млн р. или сумма активов баланса (строка 1600 Баланса)> 400 млн р.
Учитываются показатели года, предшествующего отчетному. Например, чтобы понять, нужна ли проверка за 2022 год, нужно оценивать показатели 2021.
Если вы видите, что доходы за 2022 год или на 31.12.2022 года активы вашей компании превысили указанные пределы, то вам будет необходимо провести аудиторские процедуры за 2023 год.
Некоторые полагают, что раз речь идет о проверке бухгалтерской отчетности, то доходы, соответственно, берутся из бухгалтерского учета. Однако это ошибочное мнение. Доход определяется по данным налогового учета — для организаций на ОСН по правилам главы 25 Налогового Кодекса «Налог на прибыль организаций»: суммируются строки 010 и строки 020 Листа 02 годовой Декларации по налогу на прибыль. В расчете участвуют все виды доходов, включая и внереализационные.
Как видим, согласно этому критерию компании с меньшим количеством доходов и/или активов не подпадают под обязательный аудит (хотя это не исключает попадание под него по другим критериям, о которых ниже). Однако с учетом текущей ситуации в налоговом контроле ценность аудиторской проверки для таких компаний не снижается, т.к. она входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.
Без аудита невозможно быть уверенным в корректности отчетности и оптимальном налогообложении. Потому что даже супер опытные и добросовестные бухгалтеры могут упустить какой-то момент, который будет иметь значение для важных финансовых показателей фирмы. Аудиторская компания может выявить не только опасности, но и резервы проверяемого субъекта.
Пример 1. Учредитель кондитерской компании выбрал обязательный аудит с дополнительной задачей — выявить основание нехватки денежных средств в фирме при наличии прибыли. В результате компании удалось получить свободную денежную массу в размере не менее 100 млн руб. и предупредить бессмысленное утекание денег в будущем, оптимизировав бизнес-процессы.
Перечень «обязанных» организаций больше не ограничен одним Законом
Ранее для того, чтобы разобраться: кто подлежит обязательному аудиту, достаточно было заглянуть в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Теперь ничего не упустить сложнее. С 2021 года помимо корректировок в условиях по доходам и активам баланса, скорректирован сам состав ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Прежде она содержала закрытый список случаев, когда будет обязательный аудит. Сегодня в статье нет условий, которые присутствуют в иных нормативных правовых актах + в наличии прямая отсылка, что применяются правила об обязательном аудите, прописанные в законах федерального уровня.
Например, аудит:
- публичных акционерных обществ и непубличных АО, для которых аудит обязателен исходя из суммовых критериев Закона № 307-ФЗ и других федеральных законов, — регламентируется п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» (изменения действуют c 01.01.2023 года);
Подробнее об аудите акционерных обществ
- банков, их групп и холдингов регламентируется ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
- страховщиков регламентируется ст. 29 Закона об организации страхового дела в РФ и др.
Пример 2: Непубличное акционерное общество является застройщиком жилого комплекса на основании договоров долевого участия в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ. При этом по критериям оно подходит под СМП (налоговый доход за прошлый период — 60 млн руб., валюта баланса — 300 млн. руб., а средняя численность персонала — 92 человека), но ему все равно придется проаудировать годовую отчетность за 2022 год, т.к. проведение обязательного аудита застройщиков предусмотрено федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ (п. 38 Перечня случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год (Информационное сообщение Минфина России от 11.01.2023 N ИС-аудит-60)).
Для удобства получения ответа на вопрос: есть ли у вашей организации обязанность организовывать аудит в непреложном порядке, рекомендуем обратиться к списку случаев, в которых он требуется. Этот список публикует Минфин РФ ежегодно.
Если сомневаетесь, правильно ли решили, что аудит для вас обязателен/не обязателен, волнуетесь не закреплен ли в каком-то законодательном акте новый критерий как раз «под вашу компанию» — обратитесь к аудиторам. Они помогут сориентироваться.
аудиторское
заключение
В 2022 году не произошло изменения критериев обязательного аудита для НКО
Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. С 2021 года проведение аудита стало необязательным для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции, письмо Минфина России от 11.02.2022 N 07-02-11/9699):
- государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
- иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.
Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит, в т.ч. за 2022 год.
Нужно ли проходить аудиторскую проверку, если она стала необязательной
Компаниям, чьи показатели критериев обязательного аудита позволяют им отказаться от его проведения, стоит задаться вопросом, целесообразно ли поддаваться соблазну отсутствия «обязаловки» и отказываться от аудита?
Обязательность и целесообразность — разные вещи. И то, что обязательный аудит для малого бизнеса больше не требуется по законодательству, не означает его бесполезность с точки зрения безопасности и выгоды.
Сегодня многие наши клиенты, для которых аудит перестал быть обязательным, не спешат от него отказываться. Ведь для дальновидного предпринимателя аудит — это не траты, а инвестиции.
«Бумажка для проверяющих» — это далеко не единственное предназначение аудита. Основная польза аудита — убедиться, что:
- существенные ошибки в вашем учете отсутствуют;
- новости о поправках в нормативные правовые акты учтены, важные документы и имущество в наличии, по проведению инвентаризации и ее результатам нет вопросов;
- размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
- принимаются правильные решения, которые идут на пользу компании и учредителям, ведь всегда можно оперативно посоветоваться с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами, сопровождающими проверку. Они всегда помогут сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ, вопросах валюты и др.
Разве после отмены обязательного аудита все это потеряет актуальность?
Кроме того, даже если не требуется обязательный аудит, аудиторское заключение дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:
как и ранее, отчетность, по которой есть аудиторское заключение (АЗ) имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом (многие крупные партнеры требуют от более мелких АЗ по бухгалтерской отчетности в качестве подтверждения их благонадежности);
в непростой текущей ситуации многие компании обращаются в кредитные организации, там всегда требуется АЗ к отчетности;
не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило при участии в тендерах требуется АЗ.
Таким образом, даже если законодательство больше не требует от вашей компании проведение аудита, имеет смысл заказать инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию. Кстати, не обязательно ограничиваться только проверкой бухгалтерского учета и отчетности. Чтобы получить больше пользы, можно поставить и иные задачи: проверка налогов и многое другое.
Кейсы покажут на конкретных примерах реальную выгоду расширенного аудита для бизнеса.
для выездной
проверки
Проведение аудита и представление аудиторского заключения
Обязательный аудит включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику.
Кто может проводить обязательный аудит? Аудиторское заключение может дать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. В ходе обязательного аудита используется 48 международных стандартов (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).
Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита, необходимо предоставить в ФНС вместе с отчетностью или в срок: не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ). Форма предоставления: электронная. Таким образом, аудиторское заключение за 2022 год может быть отправлено до 31 декабря 2023 года включительно, но затягивать с аудитом нецелесообразно.
Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто «проаудироваться» и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Гораздо лучше заказать аудит отчетности таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто) и подать в налоговый орган «уточненку». После утверждения отчетности собственниками исправлять ее нельзя. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.
Условия, порядок и сроки представления финансовой отчетности и аудиторского заключения см. в приказах ФНС от 13.11.2019 №ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.
просто аудит
Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:
- для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
- если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
- если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:
- от 2000 до 4000 руб. для граждан;
- от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
- от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали в статье.
все победит!
Аудит в 2023 году: для отчета или для выгоды?
Многие компании используют аудит для отчета, в то время как другие — уже давно осознали, что аудит — это не бестолковая формальность, а новые возможности. Как одна и та же услуга может быть такой разной? Ответ в подходе заказчиков к аудиторским услугам.
Ряд компаний, заказывая аудит, ожидают всего лишь получить аудиторское заключение, которое требует закон. И, соответственно, его получают. Только его. В то время как другие ставят задачу глубокой и качественной проверки с выявлением рисков и резервов, чтобы потом можно было не бояться прихода контролирующих органов и извлечь дополнительную выгоду. Последняя позиция, как никогда, соответствует сегодняшним реалиям: «растущим аппетитам» налоговиков и непростой экономической обстановке в стране.
Средняя сумма доначислений за 1 выездную проверку по состоянию на 01.10. 2022 года:
- 92 млн руб. — по Москве (за аналогичный период 2021 года — 49 млн руб.);
- 74 млн руб. — по РФ (за аналогичный период 2021 года — 47 млн руб.).
«Стандартный» аудит бухучета и отчетности в 2023 году в плане пользы для бизнеса существенно уступает комплексному аудиту. Последний предполагает:
- выполнение расширенного техзадания: скрупулезная проверка не только бухучета, но и налогов;
- широкую выборку документов для проверки: 85% (при «стандартном» аудите, как правило, менее 50%);
- поэтапное проведение проверки в течение года — позволяет устранить ошибки «в моменте», не дожидаясь претензий контролирующих органов;
- защиту от претензий налоговых органов — налоговые юристы в течение 3-х лет с момента окончания проверяемого периода будут представлять интересы по вопросам, возникающим у ИФНС по этому периоду, в т.ч. в суде;
- страховку от налоговых рисков (рекомендации экспертов и риски невыявления налоговых ошибок застрахованы Ингосстрах) — мало кто из аудиторских компаний готов предложить страховку от налоговых претензий. Это могут сделать только те, кто уверен в качестве проверки и профессионализме своих сотрудников. Более того, в этом должна быть уверена и страховая компания, предоставляющая страховку.
Клиент «Правовест Аудит» получил по страховке от налоговых претензий 2,8 млн руб.: кейс >>
Да, комплексный аудит несколько дороже «стандартного». Но он обеспечивает порядок в финансово-хозяйственной деятельности компании, оптимальную работу бухгалтерии с выявленными резервами и защитой от финансовых потерь. При проведении аудита и устранении налоговых рисков его стоимость окупится в разы. Компания не будет привлекать внимание налоговых органов наличием ошибок в отчетности, а собственники и руководители будут уверены, что им не грозит субсидиарная и уголовная ответственность за налоговые долги юридического лица.