НДС при «импорте» работ и услуг

29 октября 2021

В последнее время все больше российских компаний и ИП приобретает работы и услуги у иностранных партнеров, в т. ч. через Интернет. Мы рассмотрим, в каких случаях при «импорте» услуг и работ НДС придется уплатить покупателям, исполняя обязанности налоговых агентов, как рассчитать этот налог и представить декларацию, если такие обязанности возникают. А также как быть с НДС при приобретении электронных услуг у иностранных партнеров.

Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?

Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость при перечислении денежных средств иностранному партнеру (п.4 ст.173 и п.4 ст.174 НК РФ). Обязанности налоговых агентов возникают даже у неплательщиков НДС, например, у ИП или организаций, применяющих УСН (п.2 ст.161 НК РФ)!

С 1 октября 2021 года вступили в силу изменения в ст.161 НК РФ (п.1 и п.2), устанавливающей обстоятельства при которых российские ИП и организации становятся налоговыми агентами по НДС при приобретении работ (услуг) у иностранных партнеров. Для возникновения таких обязанностей должны выполняться одновременно два условия (п.1 ст.161 НК РФ):

  • Условие 1. Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;
  • Условие 2. Иностранные лица НЕ состоят на учете в налоговых органах ИЛИ состоят на учете только в связи с:
    • нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств
    • либо
    • с открытием счета в банке;

А также, если иностранная организация, состоит на учете в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений на территории Российской Федерации (за исключением осуществления реализации товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации).

То есть с 1 октября 2021 года российская организация или ИП должны выполнять обязанности налогового агента по НДС, если иностранная компания вообще не стоит на учете в налоговой инспекции, или состоит, но только потому, что у нее на территории России есть недвижимость, зарегистрированное транспортное средство, открыт расчетный счет, или если договор на выполнение работ (оказание услуг) или реализацию товаров заключен с иностранной компанией, имеющей подразделение на территории России, но в выполнении этого договора обособленное подразделение не принимает участие.

Исключения, по-прежнему составляют электронные услуги, указанные в п.1 ст.174.2 НК РФ, по которым иностранные организации, оказывающие электронные услуги обязаны сами платить НДС в наш российский бюджет, зарегистрировавшись на сайте Федеральной налоговой службы (на них мы остановимся отдельно) (п.2 ст.161 НК РФ).

До 1 октября 2021 при «импорте» услуг и работ обязанности налогового агента по НДС возникали при выполнении Условия 1 (место реализации территория РФ) и только, если иностранные лица НЕ состояли на учете в налоговых органах. Поэтому Минфин РФ с учетом судебной практики разъяснял, что российская организация (ИП) не должна выполнять обязанности налогового агента по НДС, если иностранная компания (ИП) зарегистрирована в ИФНС по месту нахождения недвижимости в РФ или транспортных средств, открытия счета в банке на территории РФ и даже в случае, если договор на оказание услуг «напрямую» заключен с иностранной компанией, у которой на территории РФ есть обособленное подразделение (Письма Минфина России от 11.06.2021 г. N 03-07-08/46286, от 15.06.2021 г. N 03-07-13/1/46826, от 17.09.2018 N 03-07-08/66314, Письмо ФНС России от 07.06.2013 N ЕД-4-3/10454@, Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 № 2518-О и определение Верховного Суда РФ от 19.04.2016 № 305-КГ16-2688). В этих ситуациях иностранная компания должна была сама начислить НДС в российский бюджет, как это делают обычные налогоплательщики.

Например, иностранная компания (без постоянного представительства на территории РФ) предоставляла в аренду недвижимость, находящуюся на территории РФ. В этом случае российский арендатор не должен был исполнять обязанности налогового агента, поскольку иностранная компания стояла на учете в ИФНС по месту нахождения недвижимости. И соответственно иностранный арендодатель должен был выставить в адрес российского арендатора счет-фактуру на аренду. Как выполнить эти требования на практике иностранные компании не представляли.

Но с 1 октября 2021 года эти неудобства устранены, перечень ситуаций, когда российские покупатели должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС при «импорте» работ и услуг расширен. Поэтому налоговые агенты в таких ситуациях уплатят НДС «за иностранца» и на основании своего же счета-фактуры смогут принять к вычету НДС, если являются плательщиками этого налога и выполняются иные условия для вычетов НДС (ст.171 и 172 НК РФ).

Хотим обратить особое внимание, что как до, так и после 1 октября 2021 года российская организация (или ИП), приобретающая услуги (работы) у иностранных партнеров должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Если услуги (работы) считаются оказанными за пределами России, то обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Как определить место реализации услуг (работ)?

Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (ст.7 НК РФ).

В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.

Место реализации услуг зависит от вида оказываемых услуг (выполнения работ)!

Общее правило упрощенно можно выразить так: место реализации определяется по месту регистрации продавца (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола). Но в Протоколе и статье 148 НК РФ приведены исключения из этого правила. Если вы не нашли услуги (работы), которые оказывают иностранные партнеры в этих «исключениях», то местом реализации территория РФ не является, а значит, при «импорте» услуг в Россию российский покупатель не налоговый агент по НДС.

Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.

Для услуг, связанных с недвижимостью.

Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.

Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).

Для услуг, связанных с движимым имуществом.

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта.

Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Для услуг иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС).

Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).

Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).

Для услуг иностранных посредников (агентов, комиссионеров).

Территория РФ не является местом реализации услуг иностранных посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола), а также посредников НЕ из ЕАЭС, приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени (п.2 ст.148 НК РФ). Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС.

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, кроме электронных услуг из п.1 ст.174.2 НК РФ (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ. При этом обязанности налогового агента у покупателя зависят от того, относится ли передача прав к электронным услугам и кем (иностранной организацией или иностранным ИП) передаются права.

В случае, если иностранная организация выполняет (оказывает) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг) (п.3 ст.148 НК РФ, п.33 Протокола).

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются (п.4 ст.148 НК РФ, п.30 Протокола):

  • контракт, заключенный с иностранным лицом;
  • документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Получите
консультацию
налогового юриста
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию налогового юриста
Задать вопрос

Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС?

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить и уплатить в бюджет НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо ФНС от 23.01.2017 г. N СД-4-3/950@, Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты и (или)
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Если работы выполнены (услуги оказаны), но расчеты с иностранным исполнителем еще не произведены, то налоговой базы по НДС у налогового агента не возникает. Минфин РФ разъясняет, что уплачивать «агентский» НДС в бюджет до момента выплаты (перечисления) денежных средств иностранному лицу не следует (Письмо Минфина России от 07.12.2018 г. N 03-07-08/88932).

Исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранным партнерам.

Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе переводить деньги «иностранцу», если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ).

Как исчислить?

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 20/120 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 20% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 23.07.2021 г. N 03-07-14/59243, от 13.04.2016 N 03-07-08/21231, от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 120 евро (100 евро + 100 евро x 20%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 07.12.2018 г. N 03-07-08/88932, от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@@) - данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»)).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

в строке 5 — номер и дату «платежки» на перечисление НДС в бюджет. (пп.«з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно).

в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

в строке 2б (ИНН/КПП продавца) можно поставить прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 20/120. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 20%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и 8) (См. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в день перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (пп. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Персональная
консультация
Получите персональную консультацию по вопросу исчисления НДС при «импорте» работ и услуг
Задать вопрос

Как налоговому агенту учесть исчисленный НДС?

Если налоговый агент является плательщиком НДС и иностранные услуги (работы) приобретены для осуществления облагаемых операций, НДС, уплаченный в бюджет (в том числе за счет собственных средств) можно принять к вычету (п.3 ст.171 и п.1 ст.172 НК РФ, Письмо Минфина России от 16.11.2020 N 03-07-08/99626).

Но вычет можно произвести только после принятия на учет выполненных работ (услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (подтверждающих факт их принятия на учет) (Письмо Минфина РФ от 20.02.2021 г. N 03-07-08/12121, Письмо ФНС РФ от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@ и Решение ВАС РФ от 12.09.2013 N 10992/13). Т. е налоговый агент не вправе заявить к вычету НДС, удержанный им при перечислении предоплаты до тех пор, пока услуги не будут оказаны (работы выполнены).

Пример. 15.06.2021 г. российская организация перечислила иностранной компании аванс 50% в счет оплаты рекламных услуг. Услуги были оказаны 01.07.2021 г. Окончательная оплата услуг была произведена 04.07.2021 г. По условиям договора стоимость услуг не включает НДС и составляет 1000 евро.

Предположим, что курс евро составляет:

на 15.06.2021 г. — 86 руб.

на 04.07.2021 г.- 87 руб.

  1. При перечислении 50%-го аванса в сумме 500 евро налоговый агент должен уплатить в бюджет НДС. Налоговая база — 600 евро (500+(500*20%)), соответственно НДС составляет 100 евро (600 евро*20/120), что по курсу на дату оплаты услуг (15.06.2021 г) соответствует 8600 руб. (100*86 руб.). Данная сумма должна быть перечислена в бюджет 15.06.2021 г. Поскольку во 2-м квартале 2021 года услуги не были оказаны, данная сумма НДС к вычету не принимается.

  2. При оказании услуг (01.07.2021 г.) НДС не уплачивается. Обязанность по исчислению и уплате НДС возникает на дату перечисления окончательной оплаты за оказанные услуги, т.е. 04.07.2021. Иностранной компании перечислено 500 евро, т.е. сумма «удержанного» НДС составила 100 евро (500 евро *20% или (500 + (500*20%)*20/120). По курсу на дату оплаты услуг сумма НДС, которую налоговый агент должен перечислить в бюджет одновременно с перечислением оплаты иностранному партнеру составит 8700 руб. (100 евро*87 руб.).

    Поскольку услуги оказаны в 3-м квартале 2021 г., НДС, уплаченный в бюджет при перечислении денежных средств иностранному партнеру, налоговый агент может принять к вычету в 3-м квартале 2021 г.. Т.е. в декларации по НДС за 3-й квартал 2021 года он заявит к вычету: 8600 руб. (НДС, уплаченный при перечислении аванса во 2-м квартале) и 8700 руб.(НДС, уплаченный при перечислении окончательной оплаты услуг). По мнению Минфина РФ налоговый агент не вправе переносить вычет НДС на более поздний период, т.е. вычет «агентского» НДС необходимо заявить в том квартале, в котором возникло право на вычет (Письма Минфина России от 14.07.2020 г. N 03-07-14/61018, от 17.10.2017 N 03-07-11/67480) или отказаться от него вовсе.

При принятии к вычету «агентского» НДС выставленный счет-фактура регистрируется в книге покупок, а в графе 2 «Код вида операции» нужно указывать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Если услуги приобретаются для деятельности, указанной в п.2 ст.170 НК РФ (т.е. для необлагаемой деятельности или неплательщиком НДС), то «агентский» НДС к вычету не принимается, а учитывается в стоимости приобретенных услуг, т.е. учитывается в расходах по налогу на прибыль (п.2 ст.170 НК РФ), или при применении УСН с объектом «доходы-расходы» или при ЕСХН (если такие расходы предусмотрены нормами НК РФ).

Обращайтесь
за помощью
Будем рады оказать вам полноценную консультационную поддержку по вопросам налогообложения и налогового права, ведения бухгалтерского учета, трудового законодательства
Задать вопрос

Отчетность налогового агента

Что включить в декларацию по НДС?

Налоговые агенты — плательщики НДС сдают в налоговый орган обычную декларацию по НДС, включая в нее раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента». Раздел 2 Декларации заполняется отдельно по каждому иностранному лицу. Налоговый вычет «агентского» НДС отражается в строке 180 раздела 3 налоговой декларации.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС, тоже обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была перечислена оплата (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ). Причем, декларацию можно представить в бумажной форме (абз. 2-3 п. 5 ст. 174 НК РФ), хотя на практике такая декларация вызывает удивление у налоговых инспекторов.

Налоговые агенты, НЕ являющиеся налогоплательщиками НДС (применяющие УСН, ПСН, а также освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьями 145 и 145.1 НК РФ) заполняют в декларации по НДС титульный лист и раздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в его строках ставятся прочерки. При этом в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231» (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (далее — Порядок заполнения декларации).

Понятно, что «агентские» счета-фактуры, составленные при перечислении оплаты иностранному партнеру, у плательщиков НДС должны быть отражены в Разделе 9 декларации по НДС (данные из книги продаж), а при принятии это налога к вычету — в Разделе 8 декларации (данные из книги покупок).

А обязан ли неплательщик НДС, применяющий спецрежимы, например «упрощенку», включать в декларацию по НДС Раздел 9 декларации (данные из книги продаж)? Как уже упоминалось, Порядок заполнения декларации требует от таких налоговых агентов включить в декларацию только титульный лист, Раздел 1 и Раздел 2 (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации). Кроме того, несмотря на то, что все налоговые агенты, приобретающие работы или услуги у иностранных партнеров обязаны выставлять счета-фактуры (п.3 ст.168 НК РФ), обязанность вести книгу продаж установлена только для налогоплательщиков НДС (п.3 ст.169 НК РФ).

Таким образом, по мнению автора, формально у «спецрежимников», исполняющих обязанности налогового агента по НДС нет обязанности вести книгу продаж и заполнять Раздел 9 декларации по НДС. Но многие эксперты считают иначе, поскольку в 47 Порядка заполнения декларации (в отличие от норм НК РФ) указано, что Раздел 9 декларации заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами) во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость в соответствии с НК РФ. Официальных разъяснений нам найти не удалось.

Одно можно сказать точно: налоговые органы не будут предъявлять претензий, если налоговый агент-неплательщик НДС включит в декларацию по НДС «лишний» раздел 9 и отразит в нем выставленный «агентский» счет-фактуру.

Особенности заполнения Раздела 2 декларации по НДС

Как уже говорилось, Раздел 2 Декларации заполняется отдельно по каждому иностранному лицу, у которого приобретаются услуги (работы).

По строке 020 указывается наименование иностранного лица.

В строке 060 отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет налоговым агентом по произведенным «иностранцу» оплатам (п.37.7 Порядка заполнения декларации).

В строке 070 отражают код операции, осуществляемой налоговым агентом: 1011712 — при расчетах с иностранной компанией денежными средствами, а при безденежных расчетах —1011711.

Строки 30, 80 −100 в данном случае не заполняются.

Электронные услуги — у них особые правила

Кто платит НДС по электронным услугам?

Место реализации электронных услуг, указанных в п.1 ст.174.2 НК РФ и оказываемых иностранными лицами из стран «дальнего зарубежья» (НЕ из стран ЕАЭС), определяется «по покупателю» (пп.4 п.1 и пп.4 п.1.1 ст.148 НК РФ). Соответственно при приобретении электронных услуг российскими ИП или организациями, местом их реализации является территория РФ.

Но по электронным услугам исполнять обязанности налоговых агентов по НДС могут только посредники, реализующие такие услуги иностранных компаний (п.2 ст.161 и п.3 ст.174.2 НК РФ). Поэтому при приобретении электронных услуг у компаний — «иностранцев» обязанностей налогового агента по НДС у российских покупателей не возникает. Кроме того, если местом реализации электронных услуг является территория РФ, то иностранные организации обязаны зарегистрироваться на сайте ФНС и уплачивать российский НДС самостоятельно (п. 4.6 ст. 83 НК РФ, письмо Минфина России от 16.03.2018 N 03-07-08/16354).

Минфин России и ФНС разъясняют, что в случае, если иностранная организация не встанет на учет в налоговом органе, то именно она будет нести ответственность за неуплату НДС (Письма от 29.03.2019 N 03-07-08/2343, от 24.10.2018 N 03-07-08/76139). Т.е. уплачивать НДС за иностранную организацию по электронным услугам не нужно (Письмо Минфина РФ от 24.05.2021 г. N 03-07-08/39507, Письмо ФНС от 29.05.2019 г. N СД-4-3/10374@).

Многие иностранные компании при «единичных» продажах электронных услуг, например, при передаче прав на программы ЭВМ через интернет по лицензионному договору, не хотят регистрироваться на сайте ФНС. И у российских покупателей таких электронных услуг возникает идея уплатить НДС за иностранную компанию в качестве налогового агента. По мнению автора, делать это не нужно. Минфин РФ разъяснял, что в случае добровольной уплаты НДС российским покупателем (заказчиком) в качестве налогового агента вычеты уплаченных сумм налога не предусмотрены (Письмо Минфина России от 24.10.2018 N 03-07-08/76139). В последствие ФНС с одобрения финансового ведомства «разрешила» покупателям электронных услуг принять к вычету НДС (включить в расходы), добровольно уплаченный в бюджет (Письма ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@, Минфина России от 23.05.2019 N 03-07-08/37326). Но из более поздних разъяснений Минфина РФ трудно сделать вывод, что данная позиция по-прежнему поддерживается (письмо Минфина России от 10.04.2020 N 03-07-14/28744). Поэтому «не делай добра, не получишь зла», т.е. при добровольной уплате НДС по электронным услугам есть риск, что перечисленные суммы будут квалифицированы налоговыми органами как переплата НДС у налогового агента, а переплата не является «агентским» НДС, который можно принять к вычету, ее можно только вернуть из бюджета (Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 № 2518-О и определение Верховного Суда РФ от 19.04.2016 № 305-КГ16-2688).

Обратите внимание! Не все услуги, оказываемые через Интернет, относятся к электронным услугам. Перечень электронных услуг закрытый и он приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ. Там же приведены услуги, которые не относятся к электронным.

Например, передача прав на использование программы ЭВМ через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ней относится к электронным услугам. А реализация (передача прав на использование) программ на материальных носителях (например, на «флешке») к электронным услугам не относится. Поэтому при приобретении прав на программу ЭВМ у иностранной компании и передаче программы на материальном носителе российский покупатель будет обязан исполнять обязанности налогового агента по НДС, а при передаче прав на ПО через Интернет — не будет.

При работе с партнерами из ЕАЭС для определения возникновения обязанностей налогового агента по НДС при приобретении услуг через Интернет нужно сделать следующее:

  1. Определить место реализации таких услуг (работ) в соответствии с Протоколом. В нем нет понятия «электронные услуги», поэтому нужно смотреть наименование услуг (работ), независимо от того, как они оказываются.

  2. Например, местом реализации услуг по администрированию сайтов в Интернет, оказываемых организациями или ИП из стран ЕАЭС, территория РФ не является (пп.5 п.29 Протокола). Поэтому российский покупатель не является налоговым агентом и российский НДС не уплачивается. Но местом оказания рекламных услуг, в т.ч. через Интернет, приобретаемых российскими покупателями у налогоплательщиков ЕАЭС, будет территория РФ (пп.4 п.29 Протокола).

    Если местом реализации услуг является территория РФ, то нужно определить принадлежность этих услуг к электронным услугам, указанным в п.1 ст.174.2 НК РФ. Если они названы в п.1 ст.174.2 НК РФ, то российский НДС должна уплатить иностранная компания, зарегистрировавшись на сайте ФНС (Письмо Минфина России от 17.09.2021 г. N 03-07-13/1/75553), а если НЕ названы, то российский покупатель становится налоговым агентом по НДС.

Обратите внимание! Если электронные услуги, местом реализации которых является территория РФ, оказывает иностранный предприниматель, в т.ч. из ЕАЭС, то покупатель должен исполнять обязанности налогового агента по НДС, т.к. требования о регистрации на сайте ФНС и самостоятельной уплате НДС по электронным услугам действуют только в отношении иностранных компаний (письма Минфина от 24.05.2019 N 03-07-08/37670, от 09.01.2020 N 03-07-08/38).

Вычет без счета-фактуры

Иностранная компания, состоящая на учете в ФНС РФ и оказывающая электронные услуги сама предъявит российскому покупателю НДС. Для этого ей не нужно выставлять счета-фактуры.

Российская организация или ИП, приобретшие электронные услуги у иностранной компании, могут принять к вычету НДС при соблюдении следующих условий (п.2.1 ст.171 НК РФ, письмо Минфина России от 02.07.2018 N 03-07-08/45522):

  • иностранная компания зарегистрирована на сайте ФНС (проверить регистрацию иностранной организации на сайте ФНС в качестве интернет-компании можно на сайте ФНС РФ);
  • есть договор и (или) расчетный документ с выделенной суммой НДС и указанием ИНН/КПП иностранной компании (например, инвойс, счет, договор оферты и т.п., т.е. любой документ, на основании которого можно понять какие именно услуги оказывает иностранная компания и их стоимость с выделенной суммой НДС и ИНН/КПП иностранной компании);
  • есть документы на перечисление оплаты, включая сумму налога (например, платежное поручение);
  • соблюдены общие условия ст.171 и 172 НК РФ: покупатель является плательщиком НДС и электронные услуги приобретены для участия в операциях, облагаемых НДС.

При этом в соответствии с п.1 ст.172 НК РФ вычет по приобретенным услугам производится после принятия на учет услуг при наличии соответствующих первичных документов (например, акта об оказанных услугах, отчета о размещении рекламы, справки бухгалтера или иного документа, на основании которого факт оказания услуг отражается в бухгалтерском учете). Т.е. по электронным услугам можно принять к вычету НДС не ранее оказания услуг и только после их оплаты.

Если электронные услуги приобретаются за иностранную валюту, то для вычета НДС иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату принятия на учет услуг (п.1 ст.172 НК РФ Письмо Минфина России от 30.04.2019 N 03-07-08/32529).

ФНС России в Письме от 14.05.2019 N СД-4-3/8916@ разъяснила, что при принятии к вычету НДС в книге покупок покупателю следует указать:

  • в графе 2 — код вида операции — 45;
  • в графе 3 — номер и дату договора или расчетного документа (счета на оплату услуг, акта об оказании услуг или иного документа со стороны иностранной организации), в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, а также сумма НДС;
  • в графе 7 — номер и дату документа, свидетельствующего о перечислении оплаты, а при безденежных формах расчетов — номер и дату документа, свидетельствующего о погашении задолженности.

К сведению! ФНС и Минфин РФ разъясняют, что в случае, если иностранная организация, зарегистрирована в ФНС РФ (на сайте) и оказывает не только услуги в электронной форме, указанные в п.1 ст. 174.2 НК РФ, но и иные услуги, местом реализации которых на основании ст. 148 НК РФ признается территория Российской Федерации, то в части таких иных услуг обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет также возлагается на иностранную организацию. При этом исчисление и уплата НДС по таким услугам производится в порядке, аналогичном порядку, действующему в отношении услуг в электронной форме (Письма Минфина России от 16.04.2021 г. N 03-07-08/28839, от 19.04.2019 г. N 03-07-08/28275, Письмо ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937).

Мы рассмотрели лишь общие вопросы определения порядка уплаты НДС или отсутствия такой обязанности при приобретении услуг (работ) у иностранных партнеров. Как показывает наша аудиторская практика, не всегда бухгалтеры могут правильно квалифицировать услуги (работы), оказываемые «иностранцами» в целях определения их места реализации по НДС. Во всех случаях необходим анализ условий заключенных договоров. Поэтому поддержка аудиторов и налоговых юристов поможет минимизировать риски возникновения споров с налоговыми органами или безосновательную уплату НДС в случаях, не предусмотренных НК РФ.

При проведении системного комплексного аудита в «Правовест Аудит» проводится углубленная проверка налогового учета, в т.ч. НДС, предоставляется отчет о налоговых рисках, рекомендации по их устранению, а также отчет о выявленных резервах, в т.ч.о переплате налогов. А страховку от налоговых претензий в случае доначисления налогов за проверенный период обеспечивают наши налоговые юристы, представляющие интересы налогоплательщика в налоговых органах, расширенные финансовые гарантии и страховка Ингосстрах, компенсирующая пени и штрафы, если оспорить доначисления не удастся.

Узнайте стоимость
И получите выдающиеся результаты по итогам аудита
Рассчитать стоимость
сегодня
11:00
«Smart-управленка. Что важно знать про управление оборотным капиталом»
Бесплатный вебинар
Записаться