Мария Сотникова Руководитель направления по ТЦО компании «Правовест Аудит», аттестованный аудитор и налоговый консультант | |
Наталья Наталюк Ведущий практикующий юрист по налоговым и гражданским спорам компании «Правовест Аудит», советник налоговой службы РФ II ранга |
В настоящее время бизнес-сообщество отмечает стремительные и кардинальные изменения в фискальной сфере. В результате колоссальной трансформации налоговый контроль сегодня — это мощный современный механизм, позволяющий налоговому органу максимально эффективно контролировать деятельность компаний и исполнение ими налоговых обязательств в полном объеме. При этом налоговая система России активно стремиться стать неотъемлемой частью глобальных налоговых взаимоотношений.
В условиях всеобъемлющих изменений очень важно быть в курсе основных трендов налогового контроля для сохранения и развития бизнеса в столь непростое время.
Следует отметить, что сейчас на пике особой популярности у налоговых органов — тема трансфертного ценообразования (ТЦО)!
Об основных тенденциях налогового контроля, о зонах особого риска и тонкостях ТЦО Вы узнаете, посетив 18 июля 2017 года наш семинар «Тренды в налоговом контроле и ТЦО. Под прицелом контролируемые сделки и необоснованная выгода».
Наши эксперты-практики готовы поделиться ценным опытом и предложить практические рекомендации именно по Вашей ситуации.Семинар состоится в июле, но поскольку вопросов очень много, мы решили уже сегодня, задать несколько актуальных вопросов спикерам.
Мария Михайловна и Наталья Вячеславовна, добрый день!
Многие наслышаны о серьезной реформе налоговой системы, так за счет чего именно она происходит?
В первую очередь следует отметить, что современные информационные технологии очень повлияли на эффективность контрольной работы. Так, благодаря АИС «Налог» налоговые органы могут принимать и формировать информацию о налогоплательщиках по всей территории РФ в автоматическом режиме. Введение в эксплуатацию АСК «НДС» существенно повысила эффективность проверок возмещения налога. Активно идет объединение информсистем ФНС и таможенных органов для отслеживания импорта и экспорта товаров. Внедряются функции централизованного администрирования информации в отношении физлиц (Реестр населения), в том числе для сбора информации в отношении бенефициаров. Налоговый кодекс пополняется нормами, расширяющими полномочия инспекций.
На данный момент, налоговый контроль строится на мощной законодательной и технологической платформе в виде автоматизированных систем, позволяющих в считанные минуты получить ценную информацию о физических лицах, о компаниях и их контрагентах, о движении финансовых и товарных потоков не только внутри страны, но и за ее пределами. Весь бизнес становится прозрачным! Поэтому сегодня особо важно знать зоны возможного налогового риска, чтобы не попасть в них! Попав в эту зону высок риск после мероприятий налогового контроля, остаться не только потерять бизнес, но и расстаться с собственным имуществом!
Получается, что сегодня надо идти в ногу с налоговым органом, а лучше — на шаг вперед! Сейчас особо обсуждаема тема взыскания налоговых долгов компании с ее собственников и руководителей. Что можно отметить в этой части?
Столь бурно обсуждаемая тема связана с правками, внесенными в ст. 45 НК РФ. На данный момент инспекция через суд может взыскать недоимку не только с аффилированных компаний должника-налогоплательщика, но и с аффилированных физических лиц, с которыми неплательщик тесно связан и кому компания переводила выручку, денежные средства, активы и т.д.
Как показывает практика, взыскать налоговые долги компании можно практически с кого угодно — это не только первые лица компании, но и фактически любые физические лица, признанными судом иным образом зависимыми с компанией-должником. Количество исков о признании компании-налогоплательщика и физического лица зависимыми лицами для целей применения положений п. 2 ст. 45 НК РФ и взыскании с последнего налоговой задолженности, продолжает расти. То есть у налогового органа появился законный и весьма эффективный инструмент для принудительного погашения недоимки по налогам!
На практике возникает много вопросов о возможности контроля инспекцией уровня цен по сделкам между взаимозависимыми лицами в рамках выездной проверки. Что важно отметить в этой части налогового контроля?
Действительно, вопрос об осуществлении налогового контроля за сделками, заключенными между взаимозависимыми лицами на сегодняшний день является предметом многочисленных споров и дискуссий. Особо обсуждаема возможность проверки цен по таким сделкам. НК РФ такое право предоставлено исключительно ФНС России и только в отношении контролируемых сделок с взаимозависимыми лицами. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок. Это прямо указано в ст. 105.17 НК РФ. Исходя из этих положений НК РФ, многие надеялись, что будут проверять только узкий круг сделок взаимозависимых компаний. И заниматься этим будет только центральный аппарат налоговой службы, но не инспекции на местах. Эти надежды, увы, не оправдались, поскольку инспекции часто считают возможным проведение проверок уровня цен по сделкам взаимозависимых лиц в рамках выездной проверки, мотивируя это направленностью действий сторон на получение необоснованной налоговой выгоды.
Судебная практика пестрит позициями, что инспекции в рамках выездной проверки вправе проверять соответствие цен по сделкам уровню рыночных цен, если имеет место не контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а оценка сделки, как направленной на получение необоснованной налоговой выгоды, выявлен факт уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках между взаимозависимыми лицами, не признаваемых контролируемыми.
Февральский Обзор Верховного суда также не внес долгожданной конкретики в полномочиях нижестоящих инспекций при проверке уровня цен и мнения юристов разделились. Одни считают, что суд фактически позволил без ограничений проверять цены сделок, используя перечисленные в НК РФ методы, другие считают это недопустимым и противоречащим нормам НК РФ.
Как видим, споры не угасают! При этом нужно отметить, что инспекции на практике фактически пересматривают цены под видом проверки налоговой выгоды, а суды часто поддерживают их. То есть, на данный момент высок риск проверки инспекцией уровня цен по сделкам между взаимозависимыми лицами и при наличии многократного превышения рыночной цены в совокупности с другими факторами, подтверждающими получение необоснованной налоговой выгоды, у инспекции есть хорошие шансы отстоять свою позицию в суде.
Какие можно назвать факты, которые могут свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды в рассматриваемых сделках?
О наличии признаков получения необоснованной налоговой выгоды могут свидетельствовать совокупность таких факторов, как, например:
- умышленное заключение сделок между взаимозависимыми лицами, способность таких лиц оказывать влияние на условия и результаты совершаемых ими сделок;
- многократное отклонение договорных цен от рыночного уровня цен;
- отсутствие разумных экономических причин к установлению цены в размере, отличающемся от рыночного уровня.
Получается, что сделки между взаимозависимыми лицами очень рискованны в налоговом плане, инспекция сразу видит необоснованную выгоду? И все ли такие сделки будут проверяться?
Не совсем так. Конечно, налоговым органом уделяется особое внимание таким сделкам. Но взаимозависимость участников сделок сама по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговым органом должны быть установлены условия, которые бы свидетельствовали, что взаимозависимые лица совершили ряд действий, намереваясь получить необоснованную налоговую выгоду.
Налоговым органом не будут проверять поголовно все сделки. Как было уже отмечено, отличие цены сделки от рыночной не может служить самостоятельным основанием для вывода о неисполнении участником сделки обязанности по уплате налогов. Но наличие многократного превышения рыночной цены в совокупности с другими факторами может привести к налоговому спору, в котором у инспекции есть неплохой шанс доказать свою правоту.
Еже несколько лет подряд у всех на слуху такое понятие, как «необоснованная налоговая выгода». Есть ли свежие разъяснения о ней со стороны ФНС?
В марте текущего года ФНС России дало интересное разъяснение, касающееся необоснованной налоговой выгоды, в котором налоговым органам поручено исключить формальные подходы при выявлении необоснованной налоговой выгоды в ходе налоговых проверок. ФНС было отмечено, что для доказывания необоснованной налоговой выгоды, необходимо подтверждать факты согласованности действий налогоплательщика и подконтрольных ему контрагентов, а также нереальности операций по поставке товаров (работ, услуг).
При отсутствии доказательств подконтрольности контрагентов налоговый орган обязан доказать, что налогоплательщик недобросовестно подошел к выбору контрагента, и указать на обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении операций контрагентом.
Кроме того ФНС России обратила внимание, что налоговые органы должны исследовать: отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота, как производилась оценка условий сделки, риска неисполнения обязательств, деловой репутации контрагента, наличия у него производственных мощностей, персонала и т.п., так как недобросовестные действия по выбору контрагента, повлекшие невыполнение операций контрагентом, могут свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Сейчас под особым вниманием налогового органа трансфертные цены. Как можно кратко охарактеризовать такие цены?
Это внутрифирменные цены, отличные от рыночных, по которым происходит реализация товаров или услуг взаимозависимыми лицами. Они позволяют перераспределять общую прибыль группы в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема международного налогового планирования.
Все ли налоги могут попадать под контроль налоговых органов по ТЦО?
Этот вопрос на практике пользуется особой популярностью! НК РФ содержит ограниченный перечень налогов, полнота исчисления которых контролируется, а именно:
- налог на прибыль организаций;
- НДФЛ, который уплачивается в отношении доходов от предпринимательской деятельности и частной практики;
- НДПИ ,если одна из сторон сделки — плательщик НДПИ, предметом сделки являются полезные ископаемые, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
- НДС, если одна из сторон сделки (организация или ИП) не является плательщиком НДС или освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС.
В феврале текущего года Верховный суд утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с трансфертным ценообразованием. На какие моменты компаниям следует обратить особое внимание?
Надо отметить, что Обзор получился интересным и насыщенным! Безусловно, наиболее актуальным является вопрос разграничения полномочий при налоговом контроле цен. Здесь следует выделить следующие ключевые моменты:
- налоговый контроль цен осуществляется ФНС России и не может являться предметом камеральной/выездной налоговой проверки
- налоговый орган вправе применить методы главы 14.3 НК РФ в случаях, когда применение рыночных цен при исчислении налогов предусмотрено ч. II НК РФ
- необоснованная налоговая выгода (презумпция рыночности цен между взаимозависимыми лицами, многократное отклонение цены сделки)
Не утихают споры, и многочисленные суды тому подтверждение, вокруг темы о признании лиц взаимозависимыми. На данный момент, какие лица могут быть признаны таковыми?
Действительно, по данному вопросу споры были бурными. Однако, ВС РФ в упомянутом Вами Обзоре дал ответ и на этот вопрос. Так, лица могут быть признаны взаимозависимыми, если:
- контрагент имел возможность влиять на условия совершаемых сделок;
- налогоплательщик действовал в общих экономических интересах группы;
- налогоплательщик не был свободен при принятии решений в сфере деятельности, что сказалось на условиях и результатах.
Также следует отметить, что, все эти примеры свидетельствуют о наличии возможности вести согласованную деятельность, направленную на получение необоснованной налоговой выгоды!
Немало вопросов накопилось в отношении контролируемых сделок. Подскажите, какова ответственность за несоблюдение требований, предъявляемых НК РФ к контролируемым сделкам?
По контролируемым сделкам предусмотрены следующие штрафные санкции:
- в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен, взимается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с 2014 года, а с 2017 года — в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.;
- за непредставление в установленный срок уведомления о контролируемой сделке налогоплательщика ждет штраф в размере 5 000 руб.
Спасибо большое!
К сожалению, в рамках интервью задать все вопросы по налоговому контролю и трансфертному ценообразованию не представляется возможным. Но не стоит расстраиваться!
Мы предлагаем Вам живое общение со спикерами мероприятия, а также коллегами-участниками семинара, это позволит не только понять текущие тенденции налогового контроля, но получить исчерпывающие ответы на интересующие Вас вопросы.
Ждем Вас 18 июля 2017 года на семинаре «Тренды в налоговом контроле и ТЦО. Под прицелом контролируемые сделки и необоснованная выгода».
Компания «Правовест Аудит», WiseAdvice Consulting Group 8 (495) 231-23- 21 (многоканальный), эл. почта: info@pravovest-audit.ru