Содержание
На практике топ-менеджеры, работники налогоплательщика, порой и не подозревая того, помогают своими рассказами налоговым органам не только выстроить «обвинительную линию» против проверяемой компании, но и подготовить материал для вполне перспективного уголовного дела в отношении ее руководства.
Допрос налоговыми органами — это не просто «праздное любопытство» инспектора, формальный сбор информации, а это целенаправленный поиск доказательств умысла в совершении налогового правонарушения/преступления. Такой вывод следует из известного Письма ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ и личного опыта общения с инспекторами, из анализа многочисленных актов и решений налоговых органов.
Показания физического лица относятся к прямым доказательствам умысла на совершение правонарушения, за которое в отношении руководителя, бухгалтера, иного должностного лица может быть возбуждено уголовное дело. Так что, инспектору важно найти доказательства умысла в ходе допроса, а остальное, как говориться — дело «техники».
Поэтому весьма важно знать нюансы такого мероприятия налогового контроля, как допрос, чтобы понимать как вести себя на допросе и избежать негативных последствий для всех.
Претенденты на допрос
Инспекторам предоставлено право при осуществлении мероприятий налогового контроля допрашивать свидетелей.
В качестве свидетелей для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому, по мнению налогового органа, могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ). Поэтому на допрос могут вызвать кого угодно: возможен допрос руководителя в налоговой, рядового сотрудника или вовсе бывшего работника компании.
При этом, по мнению ФНС, представитель компании-налогоплательщика не обладает статусом свидетеля в рамках проводимой инспекцией проверки, т.е. в качестве свидетелей могут выступать только лица, не заинтересованные в исходе дела (п. 5 письма ФНС России от 17.07.2013 года № АС-4-2/12837). И это логично — в качестве свидетелей не должны опрашиваться представители проверяемой компании (например, генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер и т.д.).
Но, суды придерживаются иного мнения, считая, что протокол допроса такого лица может быть квалифицирован как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика и никаких нарушений со стороны инспекции нет (п.п. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, постановление АС Волго-Вятского округа от 17.05. 2018 года № А43-24714/2017). Следовательно, инспекция может вызвать на допрос в качестве свидетеля заинтересованное в исходе дела лицо.
Кого нельзя допрашивать в качестве свидетеля (п. 2 ст. 90 НК РФ):
- адвокатов;
- аудиторов, получивших информацию о налогоплательщике при исполнении своих профессиональных обязанностей;
Советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам «Правовест Аудит»
Также свидетель вправе не давать показания против себя и своих близких родственников (п.3 ст. 90 НК РФ).
Важным моментом является еще то, что опрошенные свидетели в силу выполняемых ими трудовых функций должны быть осведомлены о предмете задаваемых инспектором вопросов. В ином случае, протокол допроса налоговой не будет допустимым доказательством (Постановления АС Поволжского округа от 08.12.2017 № Ф06-27327/2017, АС Поволжского округа от 13.12.2016 № Ф06-15385/2016 по делу № А12-8402/2016).
Вызов на допрос: когда нужна повестка
Налоговое законодательство не регулирует порядок вызова свидетелей в инспекцию для дачи показаний. При этом ФНС разъяснило, что для допроса свидетеля в «стенах» инспекции, его вызывают повесткой (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).
Следует упомянуть, что по усмотрению инспектора показания могут быть получены также по месту пребывания свидетеля (п. 4 ст. 90 НК РФ). Этот случай ФНС не упомянула, поэтому на практике нередко при проведении допроса по месту нахождения проверяемого налогоплательщика документ о вызове его представителей — физических лиц в качестве свидетелей не составляется. Суды считают это правомерным (например, постановление АС Уральского округа от 20.10.2016 № Ф09-9287/16).
Советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам «Правовест Аудит»
В повестку ФНС России рекомендует включать такие сведения, как (письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@):
- мотивы (причины, основания) направления повестки о допросе свидетеля: необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля;
- время (дата, час, минуты) начала проведения допроса;
- место проведения допроса.
Согласно судебной практике, отсутствие в повестке конкретной цели вызова, не свидетельствует о нарушении всей процедуры допроса, фактической целью вызова является проведение допроса в качестве свидетеля (например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 29.04.2015 № Ф04-18471/2015).
У налоговых органов есть рекомендуемая форма повестки о вызове на допрос свидетеля, она приведена в приложении к методическим рекомендациям ФНС России по ведению информационного ресурса «Допросы и осмотры», являющихся внутренним документом налоговых органов.
Вообще НК РФ не запрещает допрос свидетелей вне территории налоговой. Поэтому инспектор вправе допросить свидетеля и по месту его жительства (месту пребывания). При этом показания могут быть получены только с учетом соблюдения ограничений по доступу в жилое помещение. Так, физическое лицо, вправе не допускать проверяющих в свое жилое помещение при отсутствии соответствующего решения суда или прямой нормы закона (п. 5 ст. 91 НК РФ, письмо Минфина от 20.02.2018 № 03-02-08/10690).
Как показывает жизнь, допрос свидетеля могут провести на улице, и в этом случае показания будут считаться допустимым доказательством по делу (например, определение ВС РФ от 03.02.2015 № 309-КГ14-2191, постановление АС Уральского округа от 03.09.2015 № Ф09-4350/15).
Итак, если допрос будет проводиться в инспекции — повестку должны направить свидетелю, если допрос по месту пребывания свидетеля, на улице — повестки может и не быть.
Даже если место жительства (место пребывания) лица, которое хотят привлечь в качестве свидетеля, находится на территории, не подведомственной налоговому органу, который направляет повестку, такое лицо все равно может быть свидетелем (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20.02.2018 года № 03-02-08/10690). Если свидетель территориально далеко находится от инспекции, которая желает его допросить, она может направить в налоговый орган по месту жительства (месту нахождения) такого свидетеля письменное поручение о его допросе.
Допрос свидетеля: как это происходит
Допрос начинается с установления личности свидетеля, поэтому документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ, паспорт иностранного гражданина) должен быть при себе.
После этого свидетелю должны быть разъяснены права и сделано предупреждение об ответственности за отказ или уклонение от ответов на поставленные вопросы, за предоставление ложных сведений. Соответствующая отметка делается в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).
Далее следует непосредственная процедура снятия показаний и составление протокола допроса.
У налогового органа есть определенный перечень вопросов, задаваемых свидетелям. Также в открытом доступе есть примерный перечень вопросов налоговой, которые задают в ходе допроса, он приведен в Методических рекомендациях «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)» (Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). Исходя из практики, инспекторов чаще всего интересуют следующие моменты:
Отбор контрагентов компании. Приведем для примера несколько вопросов:
- Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для компании?
- Как происходит поиск контрагентов?
Информация об учредителях компании:
- Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность компании? Если да, то каким образом это происходит?
- Согласуется ли выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?
Установление личности руководителя-контрагента и деловой репутации организации-контрагента:
- Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда познакомились?
- Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?
- Какие действия предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?
Подписание договора и учет товаров (работ, услуг):
- Кто отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?
- В организации существуют какие либо регламентирующие документы по документообороту?
- Кто несет ответственность за количество и качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?
- На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад
На практике инспекторы вполне успешно используют различный инструментарий для получения необходимой информации: многократное повторение одного и того же вопроса в различных формулировках, скрытые методы психологического давления. Поэтому весьма важно не поддаваться, сохранять спокойствие и отвечать на вопросы уверено и однозначно.
Советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам «Правовест Аудит»
Все показания свидетеля заносятся инспектором в протокол. Если в ходе проведения допроса ведется аудио-, фото- или видеозапись (применяются иные технические средства), об этом указывается в протоколе и материалы, выполненные при производстве действия (например, фотографии, аудио-, видеозапись) прилагаются к протоколу (п. 5 ст. 99 НК РФ).
Требования к составлению протокола установлены ст. 99 НК РФ, а форма утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.
Протокол составляется на русском языке и должен содержать следующие сведения (п. п. 1, 2 ст. 99 НК РФ):
- указание на то, что это протокол допроса;
- место и дата допроса;
- время начала и окончания допроса;
- должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
- фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;
- содержание допроса, последовательность его проведения;
- выявленные в ходе допроса существенные для дела факты и обстоятельства.
После допроса свидетель и все присутствующие вправе прочитать протокол допроса, при необходимости сделать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.
Протокол допроса требует внимательного прочтения перед его подписанием. Если выявлены неточности, искажены ответы свидетеля, об этом надо заявлять сразу и требовать внести изменения/корректировки в протокол.
Советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам «Правовест Аудит»
Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми участниками допроса. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия (п.п. 3, 4 ст. 99 НК РФ).
Копию протокола после его составления налоговые органы обязаны вручить свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе. Такое правило закреплено в НК РФ с 3 сентября 2018 года (п. 6 ст. 90 НК РФ).
Кстати, продолжительность допроса законодательно не ограничено, т.е. сам допрос может идти довольно долго — порой несколько часов подряд. Однако, не надо спешить ни с ответами, ни с подписанием протокола. Важно внимательно читать все написанное, настаивать на исправлении текста протокола, если с чем-то не согласны. Необходимо проследить чтобы незаполненные (частично незаполненные) поля протокола были заполнены прочерками.
Советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам «Правовест Аудит»
Ответственность свидетеля
Не стоит безосновательно уклоняться от «беседы» с налоговым органом, т.к. неявка на допрос либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля «карается» штрафом в размере 1 000 руб. (п.1 ст. 128 НК РФ).
Уважительными причинами могут быть, например, болезнь, старость, инвалидность, то есть состояния, когда лицо не в состоянии явиться в инспекцию. В этом случае показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания (п.4 ст. 90 НК РФ). По усмотрению должностного лица налогового органа в качестве уважительной причины может рассматриваться торжественное или скорбное событие в жизни свидетеля, несчастные случаи (аварии, происшествия ) и т.п.
В случае повторной неявки налоговый орган вправе привлечь свидетеля к ответственности еще раз, при этом, повторная неявка лица в налоговый орган для допроса в качестве свидетеля является отягчающим обстоятельством (п. 2 ст. 112 НК РФ). В этом случае размер штрафа увеличится в 2 раза и составит уже 2000 руб. (п. 4 ст. 114, ч. 1 ст. 128 НК РФ).
Основанием для привлечения к ответственности свидетеля является и неправомерный отказ от дачи показаний (абзац 3 ст. 128 НК РФ). В этом случае с лица взыскивается штраф в размере 3 000 руб.
Напоминаем, что отказаться от дачи показаний можно только при условии, что информация, подлежащая разглашению, затрагивает права и законные интересы самого свидетеля, его супруга и близких родственников (п. 1 ст. 51 Конституции РФ, п. 3 ст. 90 НК РФ). На практике нередки случаи, когда допрашиваемое лицо отказывается отвечать на вопросы, ссылаясь на то, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Такой отказ нельзя считать противодействием налоговой проверке (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.2012 № А46-10644/2012).
Однако, во всем надо знать меру. Так, отказ свидетеля от дачи показаний со ссылкой на ст. 51 Конституции, может рассматривается налоговыми органами как воспрепятствование установлению фактических обстоятельств дела, особенно, если такой отказ получен на все поставленные вопросы независимо от их смысла (решение ФНС от 12.04.2017 № СА-4-9/6950@). Иными словами, свидетель вправе отказаться отвечать только на те вопросы, которые прямо затрагивают его права и интересы как физического лица.
Дача заведомо ложных показаний означает, что свидетель осознанно дезинформирует должностных лиц налогового органа и грозит свидетелю штрафом в размере 3 000 руб. (абзац 3 ст. 128 НК РФ).
Ответственность свидетеля:
Неявка на допрос без уважительных причин — штраф 1000 руб.
Повторная неявка без уважительных причин — штраф 2 000 руб.
Неправомерный отказ от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний — штраф 3000 руб.
Возмещение расходов свидетеля
Свидетелям подлежат возмещению понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, расходы за наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы (п. 1 и 3 ст. 131 НК РФ).
Суммы, причитающиеся свидетелю, выплачиваются налоговым органом по выполнении им своих обязанностей (п. 4 ст. 131 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.02.2018 N 03-02-08/10690).
Если налоговая вызывает на допрос не лишним будет до «похода» в инспекцию проконсультироваться с профессионалом (например, практикующим налоговым юристом), который подскажет правильную тактику поведения на допросе, а при необходимости — будет присутствовать при допросе. Участие налогового юриста при допросе позволит не только чувствовать себя увереннее, но и защитит от возможных провокаций, психологического давления со стороны налогового органа.
Советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам «Правовест Аудит»
консультацию
эксперта