С 1 января 2016 года в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» закреплены полномочия регистрирующего органа по проверке достоверности сведений, включенных или включаемых в ЕГРЮЛ. Во исполнение указанного положения закона был издан приказ ФНС России от 11.02.2016 №ММВ-7-14/72@, определяющий основания, условия и способы проведения указанных мероприятий.
Методы проверки достоверности сведений, включенных или включаемых в ЕГРЮЛ, определенные законом, достаточно обширны, направлены на установление актуальной информации об организации и включают в себя следующие мероприятия:
- изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, возражений заинтересованных лиц, документов и пояснений, представленных заявителем;
- получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
- получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
- проведение осмотра объектов недвижимости;
- привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Если проверка приведет к тому, что регистрирующие органы установят недостоверность сведений, отраженных в ЕГРЮЛ в отношении адреса юридического лица, информации об участниках, учредителях юридического лица, а также о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, они направляют юридическому лицу и соответствующим лицам уведомления о необходимости представления дополнительных сведений. Если такие сведения в течение 30 дней не будут предоставлены, в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности сведений о данном юридическом лице.
При этом, законом и приказом установлено, что основанием для проведения проверки является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений. Без поступления какой-либо информации «извне» у регистрирующего органа оснований для проведения проверки не возникает.
ФНС России и Минфин России решили повысить эффективность действия указанных нововведений и выпустили письма от 03.08.2016 №ГД-4-14/14126@ и №ГД-4-14/14127@, которыми сформировали критерии — основания для проверки достоверности сведений, отраженных в ЕГРЮЛ, и обязали регистрирующие органы субъектов при содействии Управлений ФНС России по субъектам на регулярной (ежемесячной) основе выявлять организации, обладающие этими критериями, и проводить проверку достоверности сведений о них.
Интересно, что рабочие критерии, которые могут стать основаниями для сомнений в достоверности сведений об организации, различаются в зависимости от периода, в который была зарегистрирована организация. Граница между этими периодами была определена как 01.08.2016. Итак, для того, чтобы попасть под проверку, организации достаточно иметь один из следующих признаков:
Для организаций, зарегистрированных до 01.08.2016 (письмо от 03.08.2016 №ГД-4-14/14127@) | Для организаций, зарегистрированных после 01.08.2016 (письмо от 03.08.2016 №ГД-4-14/14126@) |
---|---|
лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе управляющая организация, выступает в качестве таковых более чем в 50 юридических лицах | лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, выступает в качестве таковых более чем в 5 юридических лицах |
участники юридического лица являются таковыми более чем в 50 юридических лицах | участники юридического лица являются таковыми более чем в 10 юридических лицах |
адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом более чем 50 юридических лиц | адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом более чем 10 юридических лиц |
наличие информации о вступлении в силу постановления по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек | |
наличие информации о смерти лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица | |
управляющая организация является таковой более чем в 20 юридических лицах |
Исполнение указанных писем позволит регистрирующим органам провести «чистку» данных, отражённых в ЕГРЮЛ, и привести их в соответствие с действительностью.
Что нужно иметь в виду организациям?
Очевидно, что лица, обладающие перечисленными в письмах критериями, и тем более лица, в отношении которых в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности, попадут в базу «недобросовестных» контрагентов, операции с которыми налоговыми органами будут проверяться особо тщательно. Соответственно, возникает существенный риск выявления по операциям с такими контрагентами «необоснованной налоговой выгоды».
Чтобы снизить для себя такие риски при оформлении взаимоотношений с новыми контрагентами или при отражении в целях налогообложения операций с уже действующими контрагентами, организации целесообразно проверить, находятся ли такие контрагенты «в зоне риска».
В первую очередь, — заглянув в ЕГРЮЛ и проверив наличие или отсутствие записи о недостоверности сведений. Во вторую, — попытавшись установить наличие (или отсутствие) у них перечисленных выше критериев. Если возникают сомнения в «добросовестности» организации, хозяйственных взаимоотношений с ней лучше избежать.
С другой стороны, если Вы нашли какой-либо из перечисленных выше критериев в отношении Вашей компании, необходимо быть готовым к контактам с регистрирующими органами, раскрытию им информации, т.е. проявлению себя как действующего и добросовестного юридического лица.
Положительный аспект данных нововведений заключается в том, что значительная часть бремени по проверке сведений об организациях перемещена на государственные органы. Когда будет проведена значительная часть работы по реализации этих полномочий, налогоплательщики смогут более уверенно опираться на сведения ЕГРЮЛ при построении взаимоотношений с контрагентами.
Насколько эти нововведения смогут быть применены в практике (в частности, в рассмотрении споров о необоснованной налоговой выгоде) — покажет время.
При этом, также обращаем Ваше внимание на то, что ФНС России и Минфин России в письме от 02.09.2016 №ЕД-3-14/4045@ уточнили, что в настоящее время запись о недостоверности сведений ЕГРЮЛ будет доступна для третьих лиц только при получении выписок из ЕГРЮЛ на бумажных носителях. Сервисы, размещенные на сайте ФНС России («Риски бизнеса: проверь себя и контрагента»), таких сведений пока отражать не будут, однако в будущем планируется их модернизация.
Мы, как практикующие налоговые юристы, всегда окажем профессиональную поддержку при судебном (досудебном) оспаривании претензий налоговых органов, предъявляемых компаниям по итогам налоговых проверок.