Важные изменения по налогу на прибыль с 1 января 2023 года

23 ноября 2022

Рассмотрим самые важные поправки по налогу на прибыль с 2023 года. Хотя не исключено, что под «бой курантов» законодатели могут «порадовать» налогоплательщиков, внеся в НК РФ и другие изменения.

Сроки сдачи декларации по налогу на прибыль в 2023 году

С 1 января 2023 в связи с введением единого налогового счета и единого налогового платежа (Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ) для плательщиков налога на прибыль и налоговых агентов изменены сроки представления в налоговый орган налоговых деклараций и налоговых расчетов.

Напомним, что до 1 января 2023 года налоговую отчетность по итогам отчетного периода нужно было представлять не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода, а годовую отчетность — не позднее 28 марта. Начиная с 2023 года, налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представлять налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода, а по итогам года — не позднее 25 марта (п. 3, п. 4 ст. 289 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).

Исходя из новых правил — дата подачи декларации по прибыли и налоговых расчетов за 2022 год — 27 марта 2023 года (25 и 26 марта 2023 — выходные дни) (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ, п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Декларацию по прибыли за 1 квартал 2023 налогоплательщик, отчитывающийся ежеквартально, обязан представить не позднее 25 апреля 2023. Налогоплательщикам, исчисляющим суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, декларацию за январь 2023 следует представить не позднее 27 февраля 2023 (с 23 по 26 февраля 2023 — выходные дни).

Новая декларация по налогу на прибыль 2023

По итогам 2022 года (т.е. в 2023 году) налогоплательщикам необходимо будет представить декларацию по обновленной форме. Форма, ее электронный формат, а также порядок ее заполнения скорректированы Приказом ФНС России от 17.08.2022 N СД-7-3/753@.

В частности, коды доходов, не учитываемых при налогообложении, дополнены кодами для доходов в виде сумм прекращенных обязательств (подпункты 21.5 и 21.6 п. 1 ст. 251 НК РФ, введенные Законом N 323-ФЗ).

Сроки уплаты налога на прибыль в 2023 году

Сроки уплаты налога на прибыль — не позднее 28-го числа — для налогоплательщиков сохраняются. Изменения коснулись только налоговых агентов (п. 1 ст. 287 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).

С 1 января 2023 года налог, удержанный с доходов иностранной организации, налоговый агент обязан перечислить в бюджет не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией (п. 2 ст. 287 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).

Так, если доход иностранной организации выплачен в феврале 2023, налог необходимо перечислить до 28 марта 2023.

Те же сроки перечисления налога, удержанного при выплате дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам — не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты (п. 4 ст. 287 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).

До 1 января 2023 года налоговый агент был обязан перечислить удержанный налог не позднее дня, следующего за днем выплаты.

Аудит
все победит!
Мы проверим отчетность, покажем риски и найдем финансовые резервы, а так же вы получите страховку от штрафов ФНС и защиту налоговых юристов на 3 года
Провести аудит

Ставки налога на прибыль 2023

Продлено до 2030 года распределение «стандартной» ставки налога на прибыль «20%» (п. 1 ст. 284 НК РФ в ред. Федерального закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ):

  • 17% — в бюджет субъектов РФ;
  • 3%- в федеральный бюджет.

На 2023-2025 годы установлена повышенная ставка по налогу на прибыль 34% для организаций, которые осуществляют деятельность по производству сжиженного природного газа и до 31 декабря 2022 года включительно осуществили экспорт хотя бы одной партии сжиженного природного газа на основании лицензии на осуществление исключительного права на экспорт газа.

При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17 %, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17 % или иной ставке, установленной законом субъекта Российской Федерации для указанной категории налогоплательщиков в соответствии с пунктом 1.8-2 ст.284 НК РФ, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (новый п.1.17. ст.284 НК РФ, введен Законом № 443-ФЗ).

Временный порядок учета отрицательной курсовой разницы

С 1 января 2023 года изменяется дата признания в расходах отрицательной курсовой разницы, возникающей при уценке (дооценке) требований (обязательств) выраженных в иностранной валюте. Возникшая в 2023 и 2024 году отрицательная курсовая разница признается в составе внереализационных расходов на дату прекращения (исполнения) требований, обязательств, выраженных в иностранной валюте, в том числе по требованиям по договору банковского вклада (депозита), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов) (п. 6, п. 6.1 п. 7 ст. 272 НК РФ в редакции Федерального закона от 26.03.2022 г. N 67-ФЗ).

С 2022 года по 2024 год аналогичный порядок признания в составе внереализационных доходов был установлен для положительных курсовых разниц (пп. 7 пп. 7.1 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Согласованную с Минфином РФ позицию по вопросу даты признания положительных и отрицательных курсовых разниц, возникающих в 2022-2024 годах ФНС довела до налоговых инспекций (письмо от 07.10.2022 № СД-4-3/13426@). В письме подчеркнуто, что изменения касаются только даты признания доходов и расходов в виде курсовых разниц, порядок их определения (п. 8 ст. 271 НК РФ и п.10 ст. 272 НК РФ) остался без изменения. То есть, налогоплательщик обязан на конец каждого месяца определять курсовые разницы путем сравнения рублевого эквивалента каждого непрекращенного (неисполненного) требования (обязательства), стоимость которого выражена в иностранной валюте, на последнее число текущего месяца с рублевым эквивалентом этого требования (обязательства) по состоянию на последнее число предыдущего месяца или по состоянию на дату возникновения соответствующего требования (обязательства), в зависимости от того, что произошло позднее.

В 2022 году отрицательные курсовые разницы признавались в расходах как на последнее число отчетного месяца, так и на дату прекращения (исполнения) требований обязательств. Возникающие в 2023-2024 годах отрицательные курсовые разницы определяются (рассчитываются) как на последнее число текущего месяца, так и на дату прекращения требований (обязательства), а признаются в расходах только на дату прекращения (исполнения) требований (обязательств).

Повышающий коэффициент для первоначальной стоимости ОС и НМА

В общем случае, первоначальная стоимость основных средств (ОС) или нематериальных активов (НМА) состоит из суммы расходов на его приобретение (т.е. из фактически понесенных затрат). С 1 января 2023 года при формировании первоначальной стоимости основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (Реестр РЭП), относящейся к сфере искусственного интеллекта, а также нематериальных активов в виде исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Российский реестр ПО), относящихся к сфере искусственного интеллекта, налогоплательщики имеют право учитывать фактически понесенные расходы на приобретение таких ОС и НМА с коэффициентом 1, 5 (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 3 ст. 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ).

Например, если организация приобретает ОС, включенное в Реестр РЭП и относящееся к сфере искусственного интеллекта за 1 млн руб., то первоначальную стоимость этого объекта ОС в налоговом учете она имеет право сформировать в размере 1, 5 млн руб. (1,0×1,5). Соответственно применение повышающего коэффициента позволяет уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль («сэкономить» на налоге).

Новым пунктом 4 ст. 257 НК РФ закреплено правило, что повышающий коэффициент для первоначальной стоимости ОС и НМА применяется только в том случае, если в Реестрах (Реестре РЭП, Российском реестре ПО) будет указан специальный признак, указывающий что такие ОС, программы ЭВМ, базы данных относятся к сфере искусственного интеллекта и НМА (ст. 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ).


Повышающий коэффициент для расходов в виде лицензионных платежей

До 1 января 2023 пп. 26 п. 1. ст. 264 НК РФ предусматривал включение в состав прочих расходов, затрат, связанных с приобретением прав на использование программ для ЭВМ и баз данных с правообладателями по лицензионным и сублицензионным соглашениям, а также расходов на приобретение исключительных прав на программы ЭВМ стоимостью менее лимита, определенного п. 1 ст. 256 НК РФ (сейчас это 100 000 руб.).

С 1 января 2023 года действует правило: если по лицензионным и сублицензионным договорам приобретены права на программы ЭВМ и базы данных, которые включены в Российский реестр ПО, относящиеся к сфере искусственного интеллекта, то фактические затраты, понесенные налогоплательщиком на приобретение таких программ, могут учитываться в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль с применением коэффициента 1,5 (пп.26 п. 1 ст. 264 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ).

В указанном подпункте отсутствует упоминание о необходимости «специального признака» в реестре, указывающего на отнесение программы ЭВМ или базы данных к сфере искусственного интеллекта. Но полагаем, что и в этой ситуации следует учитывать нормы п. 4 ст. 257 НК РФ, т.е. определить принадлежность ПО к области искусственного интеллекта, изучив Российский реестр ПО.

Ускоренная амортизация ОС и НМА

С 1 января 2023 года для налогоплательщиков введена возможность установления повышающего коэффициента к основной норме амортизации, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, включенных на дату их ввода в эксплуатацию в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (пп. 5 п. 2 ст. 259.3 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ).

Для применения данной нормы будут необходимы переходные ключи между кодами ОКВЭД, которые содержатся в Реестре РЭП и кодами Общероссийского классификатора основных фондов, которые должны быть утверждены Минэкономразвития (абзац 2 пп.5 п.2 ст. 259.3 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ, п.1 Положения о Минэкономразвития РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008).

Повышающий коэффициент к основной норме амортизации с 1 января 2023 года также допускается устанавливать для НМА в виде исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (Российский реестр ПО).

При этом повышающий коэффициент нельзя применять к НМА в виде программ ЭВМ и баз данных, включенных в Российский реестр ПО, если срок полезного использования по таким НМА определен в порядке, предусмотренном абзацем 2 п. 2 ст. 258 НК РФ (пп. 6 п. 2 ст. 259.3 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ). Напомним, что в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ, налогоплательщику предоставлено право самостоятельно определить срок полезного использования программ ЭВМ и баз данных, который не может быть менее двух лет. Так что налогоплательщику нужно сделать выбор:

  • или установить сокращенный СПИ (но не менее 2-х лет);
  • или применить повышающий коэффициент к основной норме амортизации НМА, рассчитанной из СПИ, обусловленного договорами и иными документами (или исходя из 10 лет, если СПИ не представляется возможным определить исходя из документов).

Увеличен список расходов, по которым можно заявить инвестиционный налоговый вычет

Инвестиционный налоговый вычет уменьшает не налоговую базу, а сумму налога на прибыль (авансового платежа по налогу на прибыль) и применяется налогоплательщиками, уплачивающими налог на прибыль по основной ставке (п. 1 ст. 284 НК РФ) в том случае, если такое право дано законом субъекта РФ, где находится сам налогоплательщик или его обособленное подразделение (п. 1 ст. 286.1 НК РФ). Полный перечень расходов, по которым может быть предоставлен инвестиционный налоговый вычет приведен в п. 2 ст. 286 НК РФ.

С 1 января 2023 года к перечню расходов, по которым может быть заявлен инвестиционный налоговый вычет добавлены расходы (не более 100%):

  1. на оплату работ (услуг) по установке, тестированию, адаптации, модификации программ ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российского ПО (при условии, что эти затраты не учитываются при формировании первоначальной стоимости НМА);
  2. на объекты основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, при условии, что эти затраты не учитываются при формировании первоначальной стоимости основных средств;
  3. на обучение работников, обслуживающих указанные программы для ЭВМ и базы данных и (или) объекты основных средств (пп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ).
  4. расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию (пп. 9 п. 2 ст. 286.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2022 N 430-ФЗ).

Обеспечительный платеж не включается в доходы и расходы

Обеспечительный платеж установлен ст. 381.1 ГК РФ. По соглашению сторон обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора могут быть обеспечены внесением одной из сторон в пользу другой стороны определенной денежной суммы (обеспечительный платеж). Обеспечительным платежом может быть обеспечено обязательство, которое возникнет в будущем. При наступлении обстоятельств, предусмотренных договором, сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства.

В текущей редакции НК РФ вопросы налогового учета обеспечительного платежа напрямую не урегулированы. Минфин России неоднократно разъяснял, что обеспечительный платеж и залог имеют общую правовую природу, в связи с чем обеспечительный платеж, полученный налогоплательщиком, при определении объекта налогообложения на дату получения обеспечительного платежа не учитывается в доходах (пп.2 п. 1 ст. 251 НК РФ). Обеспечительный платеж, выданный налогоплательщиком не учитывается в расходах (п. 32 ст. 270 НК РФ) (см. письма Минфина РФ от 27.03.2019 N 03-11-11/20650, от 31.05.2016 N 03-03-06/1/31325).

С 1 января 2023 года данные разъяснения Минфина РФ учтены, текст НК РФ дополнен нормой о том, что обеспечительный платеж не учитывается в доходах и расходах (пп. 2 п.1 ст. 251 НК РФ и п.32 ст. 270 НК РФ в редакции Федерального закона от 16.04.2022 N 96-ФЗ).

Расходы на стандартизацию оборонной продукции

С 1 января 2023 в ст. 264 НК РФ и ст. 272 НК РФ внесены изменения (Федеральный закон от 06.03.2022 N 37-ФЗ) — расходы на стандартизацию оборонной продукции выделены в самостоятельный вид прочих расходов, которые будут признаваться для целей налогообложения по специальным правилам.

Порядок стандартизации оборонной продукции имеет свои особенности, он утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. N 1567 «О порядке стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией».

В действующей редакции НК РФ учитываются только особенности расходов на стандартизацию, установленные п. 5 ст. 264 НК РФ. Они не учитывают специфику для оборонной продукции. С 1 января 2023 года, в п. 5 ст. 264 НК РФ выделены новые подпункты, конкретизирующие состав расходов на стандартизацию оборонной продукции (пп.2-4 п.5 ст.264 НК РФ в редакции Федерального закона от 06.03.2022 N 37-ФЗ). Кроме того, из прежнего пункта 5 ст. 264 НК РФ выделено в отдельный пункт 6 ст. 264 НК РФ: расходами по стандартизации не признаются расходы на проведение работ по разработке национальных стандартов, региональных стандартов и документов по стандартизации оборонной продукции организациями, осуществляющими их разработку в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика). Т.е. расходы по стандартизации несет первоначальный заказчик соответствующих работ. Для исполнителей это будут расходы, связанные с производством и реализацией.

В новом п. 5.2 ст.272 НК РФ установлено, что расходы по стандартизации оборонной продукции, осуществленные налогоплательщиком самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), признаются для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде, следующем за отчетным (налоговым) периодом, в котором документы по стандартизации оборонной продукции были утверждены федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

Таким образом, расходы на стандартизацию признаются в периоде, следующем за датой утверждения документов по стандартизации федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации (Росстандарт).

Ежегодные изменения по налогу на прибыль нужно своевременно отслеживать и правильно применять на практике. Опытные эксперты, аудиторы, налоговые консультанты и юристы компании «Правовест Аудит» всегда готовы оказать помощь в решении ваших вопросов.

Устранить налоговые риски, избежать ошибок при расчете налога на прибыль поможет комплексный аудит со страховкой от налоговых претензий.

Минимизируйте налоговые и финансовые риски, работайте с профессионалами!

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Рассчитать стоимость аудита
6 дек
11:00
ФСБУ 6/2020: применение в 2022 году. Особенности и способы определения ликвидационной, рыночной и справедливой стоимости
Бесплатный вебинар
Записаться