Изменения в первую часть НК РФ с 1 января 2015 года

19 января 2015

Аудиторы компании «Правовест Аудит» обращают ваше внимание на наиболее значимые поправки в I часть НК РФ, вступивших в силу с 01.01.2015 г.

Дата публикации: 19 января 2015 г.

Новые правила проведения камеральной проверки декларации по НДС

С 1 января 2015 года пункт 8.1 статьи 88 НК РФ представлен в новой редакции. Ужесточается порядок проведения камеральной проверки по НДС, если  налоговым органом:
  • выявлены противоречия между данными об операциях, отраженных в налоговой декларации по НДС;
  • выявлены несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, поданной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в декларации по НДС, поданной другим налогоплательщиком (иным лицом, обязанным представлять такую декларацию);
  • выявлены несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, поданной налогоплательщиком, сведениям, отраженным в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, поданным в налоговый орган лицом, обязанным их представлять.
Если вышеназванные противоречия и несоответствия говорят о занижении суммы НДС к уплате, либо о завышении суммы НДС к возмещению, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.

При камеральной проверке декларации по НДС налоговый орган вправе проводить осмотр помещений проверяемого лица

Соответствующие дополнения внесены в статью 92 НК РФ. С 1 января 2015 года налоговая инспекция вправе проводить осмотр территории и помещений не только при выездной, но и при камеральной проверке налоговой декларации по НДС в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 НК РФ. А именно:
  • представлена декларация с заявленной суммой НДС к возмещению;
  • выявлены определенные противоречия и несоответствия, указывающие на занижение налога к уплате или на завышение суммы налога к возмещению.

Введена новая обязанность для налогоплательщиков, представляющих декларации в электронном виде

С 1 января 2015 года статья 23 НК РФ, регламентирующая обязанности налогоплательщиков, дополнена новым пунктом 5.1.

Налогоплательщики, представляющие налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должны обеспечить получение документов, которые налоговый орган использует при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, и которые направляются налогоплательщикам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Такими документами являются, в частности, требования о представлении документов или пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган.

При приеме указанных документов налогоплательщик в течение шести рабочих дней со дня их отправки налоговым органом, обязан отправить инспекции по телекоммуникационным каналам связи соответствующую электронную квитанцию об их получении.

Введены новые основания для приостановления операций по банковским счетам

С 1 января 2015 года дополнен пункт 3, а также введен пункт 3.1 статьи 76 НК РФ.

Согласно новой редакции пункта 3 статьи 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств может быть вынесено налоговым органом в течение трех лет. Данный период исчисляется с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока сдачи декларации.

Согласно ранее действовавшей редакции, инспекция могла приостановить операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств, если он не представил декларацию в течение 10 рабочих дней по окончании срока, предусмотренного для ее подачи. При этом было не понятно, в течение какого срока налоговая вправе принять соответствующее решение. С 2015 года срок ограничен тремя годами.

Кроме того, с 1 января 2015 г. налоговый орган вправе приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщика, а также переводы его электронных денежных средств, если им не передана налоговому органу квитанция о приеме какого-либо из следующих документов:

  • требования о представлении документов;
  • требования о представлении пояснений;
  • уведомления о вызове в налоговый орган.

Руководитель налогового органа (его заместитель) вправе принять соответствующее решение, если налогоплательщик не представит квитанцию в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для ее передачи. А направить квитанцию нужно в электронной форме в течение шести рабочих дней со дня отправки документа налоговым органом.

В пункте 3.1 статьи 76 НК РФ установлен порядок отмены решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

Введена новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг

С 1 января 2015 г. НК РФ вводится новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг. Особенности его проведения содержатся в новом разделе V.2 НК РФ.

Предметом налогового мониторинга является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на организацию, являющуюся налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом. По общему правилу за период проведения налогового мониторинга, инспекция не вправе проводить выездные и камеральные проверки. Однако, из данного правила предусмотрено несколько исключений (см. п. 1.1 ст. 88 и п. 5.1. ст. 89 НК РФ).

Проведение налогового мониторинга дело добровольное. Он проводится налоговым органом на основании соответствующего решения, которое принимается по результатам рассмотрения заявления организации о проведении налогового мониторинга и представленных документов и информации. В  пункте 3 статьи 105.26 НК РФ перечислены условия, при одновременном соблюдении которых организация вправе подать указанное заявление:

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате  в бюджет за календарный год, предшествующий году подачи заявления, без учета налогов, уплаченных при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн руб.;
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году подачи заявления, составляет не менее 3 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году подачи заявления, составляет не менее 3 млрд.руб.

При соответствии указанным условиям организация может не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг, представить в инспекцию по месту своего нахождения (месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) заявление по установленной форме с приложением документов, перечисленных в пункте 2 статьи 105.27 НК РФ.

Налоговый мониторинг проводится за календарный год, следующий за годом, в котором организация представила заявление о его проведении. В определенных случаях налоговый мониторинг прекращается досрочно.

В ходе мониторинга налоговый орган формирует мотивированное мнение, содержащее позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

В случае несогласия налогоплательщика с мотивированным мнением инициируется проведение взаимосогласительной процедуры.

Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица

С 1 января 2015 года вступает в силу новая глава 3.4. НК РФ.

В целях налогообложения устанавливаются понятия контролируемой иностранной компании и контролирующего лица, определяются порядок налогообложения и основания освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании.

Кроме того, вводится обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговые органы об участии в иностранных организациях, об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролируемыми лицами.

В 2015 году облагаться налогом на прибыль или НДФЛ будет прибыль контролируемых иностранных компаний, если она составила более 50 млн. рублей за год.

В 25 главу НК РФ вводится понятие налогового резидентства для организаций.

Ведущий аудитор компании «Правовест Аудит» Ирина Б. Остафий

Ждем Вас на Круглых столах компании «Правовест Аудит»

Искренне Ваш, «Правовест Аудит»
звоните: (495) 134-32-23 (многоканальный);
пишите: info@pravovest-audit.ru

Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!

Услуги от «ПРАВОВЕСТ Аудит» – это снижение рисков и укрепление бизнеса

Читать далее
22 ноя
11:00
Эффективное взыскание задолженностей: практика для бизнеса
Открытый вебинар
Записаться
Наверх