Основные изменения гражданского, корпоративного, трудового законодательства в 2021 году

28 декабря 2021
Подводя итоги 2021 года напомним о самых значимых изменениях в сфере гражданского, корпоративного и трудового права для бухгалтера и кадровика.

Обязательное нотариальное заверение решения единственного участника ООО

(см. Федеральный закон от 01.07.2021 N 267-ФЗ)

С 1 июля 2021 г. увеличение капитала ООО по решению единственного участника нужно заверять другим нотариальным действием — нотариальным удостоверением факта принятия решения. Нотариус устанавливает личность участника, его полномочия и право принимать решения, а затем заверяет документ об увеличении капитала, о чем выдает свидетельство.

Ранее в нотариальном порядке свидетельствовалась только подпись единственного участника на его решении, т.е. подтверждался лишь факт подписи документа определенным лицом, но такое нотариальное действие не удостоверяло содержание документа.

ГК РФ дополнен нормами об онлайн-собраниях

(см. Федеральный закон от 28.06.2021 N 225-ФЗ)

Изменения гражданского законодательства 2021 не обошлись без «коронакризисных» поправок.

В связи с ограничением передвижения граждан в период распространения пандемии в ГК РФ в 2021 г. были внесены изменения, позволяющие проводить дистанционные собрания.

Новой редакцией статьи 181.2 ГК РФ «Принятие решения собрания» предусмотрена возможность проведения заседания дистанционно любым способом, позволяющим достоверно установить участника заседания и предоставляющим возможность ему участвовать в обсуждении вопросов повестки дня, а также голосовать.

Участвовать в заседании дистанционно допускается с помощью электронных либо иных технических средств. Возможность и способы могут быть установлены законом, единогласным решением участников гражданско-правового сообщества или уставом юридического лица.

По итогам заседания составляется протокол в письменной или электронной форме либо посредством аудиовидеофиксации, который подписывают председатель и секретарь, а при принятии решений в результате заочного голосования — лица, проводившие подсчёт и фиксацию голосов.

В протоколе собрания дополнительно нужно отразить:

  • способ дистанционного участия в заседании вместе с местом проведения заседания;
  • дату, до которой принимали документы о голосовании, и способ их отправки (для заочного голосования).

При проведении электронного заседания в протоколе достаточно указать способ дистанционного участия, а место его проведения можно не указывать.

С 2021 года ПАО обязаны проводить внутренний аудит

(см. Федеральный закон от 19.07.2018 N 209-ФЗ)

С 1 января 2021 г. вступили в силу п.3 ст.64 и п.2 ст.87.1 Закона об АО, в соответствии с которыми для оценки надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля в публичном обществе должен осуществляться внутренний аудит, а также сформирован комитет по аудиту.

Ответственного за внутренний аудит назначает и отстраняет совет директоров (наблюдательный совет). Он же утверждает документы общества в области внутреннего аудита и формирует комитет по аудиту. Комитет предварительно рассматривает вопросы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Внутренний аудит может быть поручен стороннему юридическому лицу.

Приостановлен запрет на проведение общих собраний АО и ООО в заочной форме

(см. Федеральный закон от 24.02.2021 N 17-ФЗ)

Изменения корпоративного законодательства в 2021 касаются также порядка проведения собраний. В 2021 году вступили в силу изменения, внесенные в законы об АО и ООО, в соответствии с которыми в течение 2021 г. был приостановлен запрет на проведение в заочной форме общих собраний акционеров и участников ООО, повестка дня по которым включает следующие вопросы:

  • избрание совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии АО;
  • утверждение аудитора АО;
  • утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО, если уставом решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);
  • утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов ООО.

Чтобы провести собрания заочно, АО необходимо решение совета директоров, а ООО — решение исполнительного органа.

Новые правила ТК РФ, регламентирующие удаленную работу

(см. Федеральный закон от 08.12.2020 N 407-ФЗ)

Из нового в трудовом законодательстве с 2021 года можно выделить поправки, касающиеся «удаленки». С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в ТК РФ об удаленной работе. Помимо постоянной дистанционной работы появилось еще 2 вида временной:

  • непрерывная «удаленка» сроком не более полугода;
  • чередование дистанционной работы и работы в офисе.

Определены особенности обмена документами между дистанционным работником и работодателем. В определенных случаях работодатель должен использовать усиленную квалифицированную ЭП, а работник — аналогичную или усиленную неквалифицированную ЭП. Они необходимы для заключения, изменения или расторжения в электронном виде следующих документов:

  • трудовой договор и дополнительные соглашения к нему;
  • договор о материальной ответственности;
  • ученический договор.

В остальных случаях можно взаимодействовать любым способом, позволяющим зафиксировать факт получения стороной электронного документа. Такой способ должен быть закреплен в локальном нормативном акте или трудовом договоре.

Определено, что основные условия работы (режим рабочего времени; порядок передачи сотрудником результатов работы и отчет о ней по запросу организации; условия и порядок вызова временного удаленщика в офис; порядок предоставления отпуска постоянному дистанционщику) устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.

Время взаимодействия удаленного работника с работодателем включается в рабочее время.

Работодатель обязан обеспечить дистанционного работника необходимыми для выполнения трудовой функции оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами. Работник также вправе использовать свои или арендованные средства, за что ему полагается выплата компенсации и возмещение расходов, связанные с использованием таких средств.

Установлены дополнительные основания увольнения дистанционного работника:

  • не выход на связь более 2 рабочих дней подряд без уважительных причин;
  • переезд постоянного «удаленщика» в другую местность, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.

В экстренных случаях работодатель вправе по своей инициативе временно перевести работников на удаленную работу. К таким случаям относятся:

  • принятия соответствующего решения органом госвласти или местного самоуправления;
  • возникла угроза жизни либо нормальным жизненным условиям населения или его части находятся под угрозой (например, в случае катастрофы, аварии, пожара, эпидемии и т.п.).

ТК РФ дополнен положениями об электронном документообороте

(см. Федеральный закон от 22.11.2021 № 377-ФЗ)

В ТК РФ включены новые статьи 22.1-22.3, закрепляющие порядок создания, подписания, использования и хранения кадровых документов в электронном виде.

С 22 ноября 2021 года любые кадровые документы, за рядом исключений, можно будет создавать в рамках кадрового ЭДО. Дублировать такие документы в бумажном виде не обязательно.

Кадровый ЭДО можно будет вести в нескольких системах:

  • на единой цифровой платформе «Работа в России»;
  • или в собственной информационной системе (ИС) работодателя, позволяющей создавать и хранить электронные документы, а также фиксировать их получение сторонами трудового договора.

Кадровые электронные документы нужно будет оформлять по единым форматам, разработанным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Но они станут обязательными только с 01 марта 2023 года и до этой даты работодатели могут пользоваться произвольными форматами.

Для введения кадрового ЭДО работодателю необходимо принять локальный нормативный акт, в котором следует отразить:

  • в какой системе (или системах) будет осуществляться кадровый электронный документооборот;
  • порядок доступа к ИС работодателя (при необходимости);
  • перечень электронных документов и категорий работников, подпадающих под кадровый ЭДО;
  • срок уведомления персонала о переходе на электронный кадровый документооборот;
  • дата внедрения кадрового ЭДО (не ранее срока уведомления персонала).

Также работодатель будет обязан утвердить порядок осуществления кадрового ЭДО, в котором может быть предусмотрены: сроки и периодичность подписания документов и ознакомления с ними; чрезвычайные ситуации, когда допустимо перейти на бумажное оформление и др.

По общему правилу переход на кадровый ЭДО для работников и соискателей добровольный и осуществляется с их письменного согласия. В случае, если согласие получено не будет, кадровые документы нужно оформлять на бумаге. Исключение сделано для тех, кто соответствует двум условиям:

  • устраивается на работу после 31 декабря 2021 года;
  • не имеет трудового стажа по состоянию на 31 декабря 2021.

Таких работников и соискателей разрешено подключать к кадровому ЭДО без их согласия.

Это основные изменение в трудовом законодательстве в 2021 году.

Шпаргалка от аудиторов «Отчетность за 2021 год: бухгалтерская и налоговая»
Предлагаем «настольную книгу» по подготовке бухгалтерской отчетности за 2021 год (с учетом новых ФСБУ), а также налоговых деклараций (НДС, Налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ) и расчетов (соцвзносы).
Получить шпаргалку
26 ноя
11:00
Налоговый контроль и безопасность 2024−2025: инструкция для бизнеса
Круглый-стол (online)
Записаться
Наверх