- Постановления АС Поволжского округа от 05.08.2024 года по делу №А57-7217/2023.
- О признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности.
- Суды удовлетворили требования налогоплательщика.
Ситуация
Общество (ОСН) заключило договоры коммерческой концессии (франчайзинг) с 57 ИП (ЕНВД). По договору франчайзинга передавался комплекс исключительных прав, включающий товарные знаки, логотипы, охраняемую коммерческую информацию, систему информатизации магазина. Общество осуществляло оптовую поставку продукции от производителя с определенным товарным знаком, а ИП реализовывали продукцию конечному потребителю (в розницу).
Инспекторы в ходе выездной проверки пришли к выводу, что выручка, полученная ИП от реализации товара, приобретенного у общества — это фактически выручка самого общества, поскольку им таким способом организована розничная торговля.
Общество обвинили в создании схемы искусственного «дробления бизнеса» с использованием подконтрольных ИП, применяющих «спецрежим» для вывода дохода из под налогообложения по общей системе и неисчисления НДС и налога на прибыль организаций.
Что не понравилось инспекторам и привело к доначислениям в 189 млн руб.:
- магазины ИП имеют единое название и оформлены в едином фирменном стиле, используют единые дисконтные карты, автоматизированную систему, ценовую политику;
- единственным поставщиком для всех ИП является Общество;
- предоставление ИП прав на использование товарного знака не прошло регистрацию в ФСИС «Роспатент», т.е. предоставление права считается несостоявшимся.
«Единая маркетинговая, ценовая политика, единое оформление (стиль, вывески), акции и скидки — все это про реальный франчайзинг и кажется нормой. Но в „налоговом“ контексте эти условия могут быть обозначены как признаки формального дробления бизнеса».
Советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам «Правовест Аудит»
Решение
Суды не согласились с доводами инспекции и вынесли вердикт в пользу налогоплательщика.
Отметим некоторые выводы судов, которые могут пригодиться на практике:
Реальность договорных отношений и самостоятельность ИП.
Обязательства сторонами договора франчайзинга фактически исполнялись. У всех ИП имелись торговые точки, в которых использовались товарные знаки в рамках франчайзинга, имелся необходимый персонал для розничной реализации продукции покупателям.
Единая «стилистика»-норма франчайзинга.
Наличие единой стилистики торговых точек ИП, использование ИП одного программного комплекса для обеспечения информатизации магазина — это условия договоров франчайзинга. Важно для осуществления контроля и соблюдения ограничений по использованию исключительных прав правообладателя.
Деловая цель франчайзинга.
Целью заключения договоров франчайзинга между производителем продукции и обществом, а далее с ИП являлось не получение необоснованной налоговой выгоды, а развитие рынка сбыта товаров, выпускаемых под конкретными брендами. Обеспечивался больший спрос на эту продукцию.
Регистрация договора
Договоры франчайзинга заключены между обществом и ИП в письменной форме, с установлением контроля правообладателя — это исключает признание указанных сделок ничтожными и не лишает права пользования ИП переданными исключительными правами.
Выводы
Этот кейс подчеркивает особый интерес инспекторов к договорам франчайзинга. Часто в аналогичных ситуациях налоговые органы пытаются обвинить бизнес в дроблении. Фигурируют претензии к правообладателю, создавшему полностью подконтрольную сеть формально независимых франчайзи, заключивших договор коммерческой концессии. Не обходят стороной и франчайзи, «выросших» для соблюдения лимитов по УСНО, когда бизнес дробит свою юридическую структуру — заключает с независимым правообладателем несколько договоров или использует субконцессию.
Цена налоговых «схем» слишком велика, чтобы не учитывать ее при принятии управленческих решений. А при «здоровом структурировании» бизнеса в рамках франчайзинга надо быть готовым отстаивать свои права, доказывая отсутствие необоснованной налоговой выгоды.