Контроль за трансфертными ценами набирает обороты

27 сентября 2017
Не успела Российская Федерация присоединиться к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 г. и многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами от 27.01.2016 г., как уже в июле 2017 в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний» (далее-Законопроект). Ожидается, что Законопроект будет рассмотрен в период осенней сессии 2017 года, а новые правила для документации начнут действовать уже с 01.01.2018 г.

О том, что нас ждет в сфере контроля за трансфертными ценами рассказывают эксперты «Правовест Аудит»: Мария Сотникова, руководитель направления ТЦО, Анастасия Озерская, консультант.

Законопроект разработан с целью осуществления Правил BEPS (Base Erosion and Profit Shifting (План по размыванию налоговой базы и вывода прибыли из — под налогообложения (BEPS))), разработанного ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития (OECD)) и раскрывает обязанности налогоплательщиков по подготовке и представлению в налоговые органы отчетности по трансфертному ценообразованию (ТЦО) по международным группам компаний.

Участникам таких групп следует помнить, что — законопроект устанавливает к ним повышенные требования в части отчетности по ТЦО, предоставляемой в налоговые органы.

Сразу же возникает вопрос, кого Законопроект относит к международной группе компаний?

Итак, Международной группой компаний предлагается признавать «совокупность организаций и (или) структур без образования юридического лица, связанных между собой посредством участия (владения) и (или) контроля, для которых соблюдаются одновременно следующие условия:

  1. в отношении организаций и (или) структур без образования юридического лица группы составляется консолидированная финансовая отчетность;
  2. в состав группы входит, как минимум, одна организация — российским налоговый резидент и одно лицо, которое не признается налоговым резидентом».

А если группа не составляет консолидируемую отчетность? Будут ли тогда применяться нормы Законопроекта?

Как часто бывает, прямого ответа Законопроект не содержит. При этом многие консультанты, ссылаются на формальное прочтение, и в таком случае, даже при соответствии критерию по консолидированной выручке, группа не попадает под действие данного закона.

Теперь поговорим о количественных критериях для составления трехуровневой отчетности.

Если общий объем выручки группы в соответствии с консолидированной финансовой отчетностью по итогам предшествующего финансового года составляет 50 миллиардов рублей и более (в соответствии с BEPS — 750 миллионов евро) участники группы вероятно уже с 1 января 2018 г. (при принятии Законопроекта), помимо документации в целях налогового контроля за ценами и уведомления о контролируемых сделках, предусмотренных статьями 105.15 и 106.16 НК РФ, должны будут предоставлять в российские налоговые органы:

  1. уведомление об участии в международной группе (не позднее 8-ми месяцев с даты окончания финансового года);
  2. страновые сведения по международной группе компаний, которые включают в себя три уровня отчетности:
  • страновой отчет по государствам, налоговыми резидентами которых являются участники международной группы компаний (Country-by-Country Report — CbCR);
  • глобальную документацию по международной группе компаний (Master file);
  • национальную документацию участника международной группы компаний (Local file).

Страновой отчет должен быть предоставлен в ФНС России материнской компанией группы или ее уполномоченным участником, если они являются российскими организациями или налоговыми резидентами РФ. Срок предоставления — не позднее 12 месяцев с даты окончания финансового года.

Страновой отчет должен содержать следующее:

1) Финансовую информацию за отчетный год, включая:

  • общую сумму доходов (выручки) по сделкам;
  • сумму прибыли (убытка) до налогообложения;
  • сумму уплаченного налога на прибыль организаций;
  • сведения о сумме исчисленного налога на прибыль;
  • о размере уставного капитала за отчетный год;
  • о сумме накопленной прибыли на дату окончания отчетного года;
  • о величине материальных активов на дату окончания отчетного года в обобщенном виде с разбивкой по государствам участников группы;

2) Информацию о численности работников за отчетный год;

3) Идентификационные сведения о каждом участнике группы:

  • государство учреждения;
  • налоговое резидентство;
  • основные виды деятельности.

Глобальная документация предоставляется налогоплательщиком — участником международной группы по требованию ФНС России в течение 3 месяцев с момента его получения требования ФНС России. ФНС России в праве истребовать документацию не ранее 12 месяцев и не позднее 36 месяцев с даты окончания финансового года.

Глобальная документация составляется в произвольной форме и должна содержать в себе следующую информацию:

  • о структуре владения международной группы компаний;
  • о деятельности международной группы компаний, включая описание основных драйверов финансовых результатов, цепочек создания стоимости по пяти крупнейшим продуктам, внутригрупповых договоров по оказанию услуг, информацию о функциях компаний и имевшей место реструктуризации бизнеса;
  • о нематериальных активах, принадлежащих группе (с описанием стратегии развития и методики ценообразования в данной области);
  • о внутригрупповой финансовой деятельности;
  • иную информацию (финансовую отчетность, перечень и описание условий заключенных соглашений с налоговыми органами и пр.).

Национальная документация (приравнивается к документации для обоснования цены при налоговом контроле, составляемой по правилам ст. 105.15 НК РФ) предоставляется каждым участником группы компаний в те же сроки, что и документация для целей налогового контроля, а именно 30 рабочих дней с момента запроса ФНС России.

Национальная документация составляется в произвольной форме в отношении контролируемых сделок с иностранными контрагентами, осуществляемых данным участником группы. Национальная документация должна содержать информацию, предусмотренную п. 1 ст. 105.15 НК РФ, то есть аналогичную раскрываемой в документации для целей налогового контроля цен, подготавливаемой для контролируемых сделок (групп однородных контролируемых сделок).

Участникам международных групп с выручкой по итогам предшествующего финансового года менее 50 миллиардов рублей следует помнить, что на них не распространяются требования о представлении Странового отчета и Глобальной документации, но для них действует требование о предоставлении вместе с документацией для целей налогового контроля цен следующей информации о международной группе:

  • сведения о структуре управления налогоплательщика, а также об иных лицах, которым подлежит представлению управленческая отчетность, и государствах (территориях), в которых такие лица осуществляют свою основную деятельность;
  • сведения о деятельности налогоплательщика и его рыночной стратегии, а также информация о проведенной реструктуризации (при ее осуществлении в налоговом периоде осуществления сделки или предшествующем налоговом периоде) и о передаче (получении) нематериальных активов (в налоговом периоде осуществления сделки или предшествующем налоговом периоде);
  • существующий уровень конкуренции на рынке в соответствующей сфере деятельности налогоплательщика (основные конкуренты, потребители производимой продукции, поставщики сырья и материалов) и влияние особенностей конкурентной среды на процессы ценообразования;
  • описание причин, на основании которых сделан вывод о том, что цена, примененная в контролируемой сделке (группе однородных сделок) соответствует рыночной цене;
  • описание корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости условий сделок (при наличии);
  • копии существенных внутригрупповых соглашений, оказывающих влияние на ценообразование в контролируемой сделке (группе однородных сделок);
  • копии соглашений о ценообразовании, налоговых разъяснений компетентных органов, применяемых в сделках между участниками международной группы компаний, которые имеют отношение к анализируемой контролируемой сделке (группе однородных сделок) и в подготовке которых не участвовал федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, или его территориальные налоговые органы;
  • аудиторское заключение в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика за последний отчетный период (при его наличии).

Какие основные последствия принятия Законопроекта?

  • Вводятся новые штрафные санкции в отношении налогоплательщиков:
  • 50 тысяч рублей за непредставление уведомления об участии в международной группе;
  • 100 тысяч рублей за непредставление каждого из документов в рамках трехуровневой отчетности и/или документации для целей налогового контроля цен.
  • Налоговым органам предстоит разработать формы отчетности
  • Уполномоченные органы разных юрисдикций получат доступ к ранее «закрытой» информации

Мы рекомендуем налогоплательщикам, на которых будет распространяться действие Законопроекта уже сейчас определиться с «уполномоченным» участником, который будет предоставлять документацию в отношении всей группы и, соответственно, с юрисдикцией, где будет происходить «полное» раскрытие по международной группе в рамках страновой отчетности.

Налоговые специалисты «Правовест Аудит» готовы поделиться своими знаниями и опытом в непростой теме трансфертных цен. Ждем на семинарах «Тренды в налоговом контроле и ТЦО: важное для практики».

Сентябрь, 2017 г.

22 ноя
11:00
Эффективное взыскание задолженностей: практика для бизнеса
Открытый вебинар
Записаться
Наверх