Содержание
Вопрос: Наталья, сейчас много говорят о серьезной реформе налоговой системы, так за счет чего произошел такой прорыв, возросла мощь налогового органа?
Ответ: Современные информационные технологии очень повлияли на эффективность контрольной работы. Так, благодаря АИС «Налог» налоговые органы могут принимать и формировать информацию о налогоплательщиках по всей территории РФ в автоматическом режиме.
Введение в эксплуатацию АСК «НДС» существенно повысила эффективность проверок возмещения налога. Активно идет объединение информсистем ФНС и таможенных органов для отслеживания импорта и экспорта товаров. Внедряются функции централизованного администрирования информации в отношении физических лиц (Реестр населения), в том числе для сбора информации в отношении бенефициаров.
Налоговый кодекс активно пополняется нормами, расширяющими полномочия инспекций.
То есть, с уверенностью можно сказать, что на данный момент, налоговый контроль строится на мощной законодательной и технологической платформе в виде автоматизированных систем, позволяющих в считанные минуты получить полноценную информацию о физических лицах и компаниях, о движении финансовых и товарных потоков не только внутри страны, но и за ее пределами.
Бизнес становится абсолютно прозрачным!
Получение необоснованной налоговой выгоды
Вопрос: Что касается новых статей в НК РФ. Вокруг статьи 54.1 споры так и не утихают! Хотелось бы услышать Ваши комментарии к этой статье.
Ответ: С 19.08.2017 данная статья законодательно закрепила случаи, когда получение налогоплательщиком налоговой выгоды нельзя считать обоснованной. Так, теперь важно соблюдать следующие условия:
- не допускать искажений учета и отчетности, уменьшающих налоговую базу;
- целью сделки не должна быть неуплата и (или) зачет (возврат) суммы налога (деловая цель сделки);
- сделка должна исполняться лицом, с которым заключен договор или лицом, которому обязательство передано по договору или закону.
Если к первым двум пунктам на практике многие привыкли, то 3 пункт вызывает немало вопросов, поскольку фактически законодатель ограничил право учесть расходы и вычеты по сделке при исполнении ее лицом, не указанным в договоре и/или в первичных документах.
Таким образом, если основной целью сделки (операции) являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а только исключительно получение налоговой экономии, сделка (операция) не исполнена заявленным контрагентом и налогоплательщик использовал формальный документооборот — все это в совокупности будет свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды.
Следует также отметить наличие отрицательного для налогоплательщиков посыла со стороны ФНС России, которая в своих письмах настаивает на том, что если инспекция устанавливает и доказывает факты неисполнения компанией 3 вышеназванных условий — налоговые вычеты по НДС и затраты для целей налога на прибыль будут сниматься полностью! Что противоречит сложившейся ранее судебной практике.
Кроме того, немаловажен тот факт, что положения ст. 54.1 НК РФ фактически применимы для 2014-2016 годов, поскольку согласно ст. 89 НК РФ выездной налоговой проверкой могут быть охвачены 3 года, предшествующие году вынесения решения о назначении такой проверки. Например, если выездная проверка начнется в 2017 году, то 2014-2016 годы вполне могут быть проверены по новым правилам ст. 54.1 НК РФ.
Нюансов применения на практике ст. 54.1 НК РФ немало. Судебная практика с учетом новой статьи только начала формироваться и она очень «разношерстная».
Должная осмотрительность и осторожность при выборе контрагента
Вопрос: После вступления в силу статьи 54.1 НК РФ бытует мнение, что теперь о должной осмотрительности и осторожности можно забыть, поскольку основное — это реальность сделки, деловая цель сделки. Верно ли данное мнение?
Ответ: На сегодняшний день должная осмотрительность и осторожность при выборе контрагента не утратила свою актуальность! Ее нужно проявлять и документально доказывать, что ты ее проявил! Конечно, немного поменялось направление проверки контрагентов в сторону проверки реальности осуществления ими предпринимательской деятельности.
Если вспомнить письмо ФНС России от 23.03.2017 года № ЕД-5-9/547@, то в нем налоговая служба обращает внимание на то, что инспектор при проведении выездной налоговой проверки должен проверить, какие конкретные мероприятия проведены налогоплательщиком в отношении прямого контрагента.
Собирать документы (свидетельства, лицензии выписки из ЕГРЮЛ и пр.) целесообразно, но помимо этого необходимо собрать информацию, которая содержится в открытом доступе в различных источниках (Интернет). Например, можно сделать скриншоты с официального сайта налогоплательщика, собрать информацию и документально доказать, что действительно в Интернете есть информация в отношении контрагента, свидетельствующая о фактическом ведении им деятельности.
Доказать, что действительно перед заключением договора с контрагентом налогоплательщик убедился в том, что компания реально осуществляет свою предпринимательскую деятельность и это непосредственно налоговая безопасность бизнеса! Поэтому нельзя забывать о должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.
Привлечение к субсидиарной ответственности и взыскание долгов с аффилированного лица
Вопрос: Не менее актуальной является тема взыскания налоговых долгов компании с ее собственников и руководителей. Что важно отметить в этой части?
Ответ:
Про взыскание долгов с аффилированных лиц
Столь бурно обсуждаемая тема связана в первую очередь со ст.45 НК РФ. На данный момент инспекция через суд может взыскать недоимку не только с аффилированных компаний должника-налогоплательщика, но и с аффилированных физических лиц, с которыми плательщик тесно связан и кому компания переводила выручку, денежные средства, активы и т. д.
Как показывает практика, взыскать налоговые долги компании можно практически с кого угодно — это не только первые лица компании, но и фактически любые физические лица, признанными судом иным образом зависимыми с компанией-должником.
Продолжает расти количество исков о признании компании-налогоплательщика и физического лица зависимыми лицами для целей применения положений п. 2 ст. 45 НК РФ и взыскании с последнего налоговой задолженности. То есть у налогового органа есть законный и весьма эффективный инструмент для принудительного погашения недоимки по налогам!
Про привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц
Ещё хотелось бы поговорить о субсидиарной ответственности для контролирующих лиц компаний. На сегодняшний день вполне реальна ситуация, когда за налоговые долги компании расплачивается контролирующее лицо. Контролирующим лицом может быть практически любое физическое лицо, если будет доказано, что именно оно является реальным получателем дохода, выгодоприобретателем.
Если вспомнить многочисленную судебную практику, то очень часто в рамках закона о банкротстве, в первую очередь, пытаются привлечь к субсидиарной ответственности руководителей компании. Доказывают, что своими действиями он довел компанию до банкротства или не подал необходимое заявление в суд, когда компания находилась в состоянии банкротства, когда не была в состоянии погасить накопившиеся долги, в том числе налоговые.
Поэтому сегодня руководителям, собственникам бизнеса нужно очень серьёзно задуматься о безопасности бизнеса, относиться очень серьезно к отбору контрагентов, обращать внимание на правильность формулировок в договоре (с учетом положений ст. 54.1 НК РФ). Важно помнить, что риски в настоящее время серьёзные и для собственников и для руководителей. Поэтому им необходимо быть в курсе дел, которые происходят в компании!
Вопрос: Сейчас очень обсуждаются Методические рекомендации для налоговых и следственных органов по установлению в ходе проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика. Каково Ваше мнение о данном документе?
Ответ: В первую очередь надо отметить, что этот документ очень полезен для налогоплательщиков, так как содержит перечень вопросов, которые задают налоговые и следственные органы на допросах руководителям и иным работникам компании. Поэтому очень рекомендуем руководителям самим ознакомиться с этими документом и посоветовать изучить его своим работникам.
Методические рекомендации указывают на серьезность намерений налоговых и следственных органов сделать бизнес прозрачным путем уголовного наказания лиц, умышленно уклоняющихся от уплаты налогов. Основная цель данного документа заключается в повышении эффективности работы налоговых органов по выявлению и доказыванию случаев умышленного уклонения от налогов. Если инспекция докажет умысел в совершении налогового правонарушения, то штраф для компании за неуплату налогов составит не привычные 20% от суммы недоплаты (ч.1 ст. 122 НК РФ), а в 2 раза больше — 40% (ч. 3 ст. 122 НК РФ).
Более того, умышленное уклонение от уплаты налогов, совершенное в крупном размере, может вполне повлечь уголовную ответственность виновного должностного лица компании.
Викторовна
Комиссия по легализации налоговой базы
Вопрос: Ольга Викторовна, в середине лета 2017 года ФНС России обновило письмо «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам». Как строится работа комиссии, в чем цель ее работы?
Ответ: Не секрет, что комиссии ФНС по легализации налоговой базы работают уже много лет. Цель работы комиссии — увеличение налоговых поступлений в бюджет страны путем побуждения налогоплательщиков к самостоятельному уточнению своих налоговых обязательств и доплате налогов и взносов в бюджет.
Новация летнего письма — это таблицы по расчету нагрузки на плательщиков страховых взносов, на налоговых агентов и ИП по НДФЛ.
Предварительно налоговые органы в отношении налогоплательщиков, налоговых агентов, а теперь еще и плательщиков страховых взносов собирают информацию, которая дает основания полагать, что данные субъекты недоплачивают налоги или страховые взносы в бюджет. Поводом для вызова на комиссию по легализации может быть, например, пониженная налоговая нагрузка организации по сравнению со среднеотраслевым уровнем или выплата заработной платы ниже среднеотраслевого уровня в регионе.
Как правило, к приглашению на комиссию прилагается расчет, сделанный при помощи АИС «НАЛОГ-3» и других баз данных, в нем отражены отклонения от «средних данных по отрасли» выявленные по приглашаемой организации. Цель беседы — получить от налогоплательщика объяснения по сложившимся цифрам отклонений и побудить его представить уточненные декларации с доплатой налога (страховых взносов) в бюджет.
Вопрос: Платежи по страховым взносам с 1 января 2017 года администрируют налоговые органы. Как происходит отбор организаций для приглашения на заседание комиссии? Кто попадает в «зону риска»?
Ответ: В первую очередь в зону риска попадают организации допустившие уменьшение платежей по страховым взносам по сравнению с предыдущим периодом.
О том, что организация должна платить больше страховых взносов, налоговые органы узнают не только из отклонений от среднеотраслевого уровня зарплаты. Эти данные достаточно общие. Что-то вроде «средней температуры по больнице». Подготовленный плательщик взносов найдет причины расхождений своих цифр и данных статистики.
Помимо данных из информационных ресурсов ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и др. налоговые органы при подготовке «досье» приглашаемой организации анализируют и другие источники:
- информацию из СМИ и Интернета;
- жалобы, заявления юридических и физических лиц;
- информацию, полученную в рамках истребования сведений о сделках от контрагентов, сотрудников, участников организаций.
Кроме того, при сборе информации привлекаются сведения, полученные от:
- банков;
- лицензирующих органов;
- правоохранительных органов и других ведомств.
Иными словами, налоговый орган видит организацию в многогранном образе.
Вы должны понимать, что прежде чем пригласить организацию на заседание комиссии налоговиками проводится значительная аналитическая работа. Во главу угла поставлен риск-ориентированный подход, т. е. первым этапом идет анализ налоговой нагрузки, ее отклонений от максимального уровня.
Второй этап подготовки начинается, когда выявлен низкий уровень нагрузки, при этом налоговые органы анализируют финансовые потоки организации с привлечением информации от банковского сектора, проводится анализ сделок, с целью выявления отрицательного влияния на налоговую нагрузку.
Таким образом, уменьшение платежей по взносам или налогам — основной критерий попадания в «сито отбора» для комиссии. Если организация не имеет внятных объяснений, подкрепленных расчетами своих реальных показателей в противовес «среднестатистическим», то ей надо приготовиться к усиленному мониторингу со стороны налоговиков и вероятной выездной проверке.
Самостоятельная оценка налоговых рисков налогоплательщиками
Вопрос: Кирилл, как организация может узнать свои показатели налоговой нагрузки, не доводя до приглашения на комиссию по легализации?
Ответ: Показатели уровня налоговой нагрузки по видам экономической деятельности ФНС России рассчитывает на основании налоговых деклараций и бухгалтерских отчетов организаций. Эта информация регулярно публикуется на сайте ФНС по адресу: www.nalog. ru
Кроме того, на сайте ФНС в разделе «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» размещены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Эти критерии используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Также в этом источнике размещены актуализированные значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности и рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности.
Оценить собственные налоговые риски поможет перечень способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Рекомендую заглянуть в эту информацию. Если Вы обнаружите некоторые из перечисленных там методов в своей практике, и при этом просчитаете свою налоговую нагрузку по отчетности, представленной в ФНС, узнаете отклонение, то вызов на комиссию не будет для Вас «громом среди ясного неба». Проведенные заблаговременно мероприятия помогут снизить «накал страстей» при вызове на комиссию, разработать методику обоснования своих налоговых показателей.
Повторюсь, если организация не предоставит обоснованные пояснения своего статуса или не покажет по факту положительный тренд платежей в бюджет, весь пакет документов по такому налогоплательщику, налоговому агенту, плательщику страховых взносов, будет передан в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении в план выездных налоговых проверок.
Для минимизации рисков, рекомендую своевременно интересоваться своим налоговым статусом, самостоятельно мониторить налоговую нагрузку, разработать план мероприятий по выходу из кризиса и не пренебрегать налоговой безопасностью своего бизнеса.
Вопрос: Насколько серьезные последствия ожидают налогоплательщика, если он уклонится от явки на комиссию по легализации налоговой базы и дачи пояснений?
Ответ: Налоговый кодекс не предусматривает ответственность налогоплательщика за отказ от приглашения в инспекцию на указанную комиссию. При этом за неявку без уважительной причины возможно привлечение должностного лица организации к административной ответственности в виде штрафа в размере от двух до четырех тысяч рублей.
Такое наказание предусмотрено КоАП за неповиновение законному распоряжению должностного лица госоргана. Казалось бы, наказание символическое, сопоставимо со штрафом за парковку.
Тем не менее, это только часть «айсберга». В дальнейшем, если суммы платежей в налоговую от организации не увеличатся, налогоплательщика, уклонившего от «разговора по душам», ждут очередные мероприятия налогового контроля: повторный вызов на комиссию, проведение предпроверочного анализа и подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.
Шайхутдинов Ильдар
Член Генерального совета «Деловая Россия», рабочих групп Комитета интеллектуальной собственности СФ РФ и Минэкономики РФ, общественного совета «Роспатент», Генеральный директор АО «Институт финансового развития бизнеса»
Вопрос: Ильдар, расскажите, пожалуйста, вкратце, что за высокотехнологичные налоговые льготы будут действовать с наступлением 2018 года? Какие налоги затрагивают эти льготы?
Ответ: С 1 января 2018 года вводятся мотивационные налоговые льготы для:
- тех предприятий, кто заинтересован, в росте инвестиционной привлекательности и стоимости бизнеса,
- организаций, которые привлекают или будут привлекать кредиты,
- небольших компаний, которые планируют участвовать в тендерах на поставку продукции (работ, услуг) госкорпорациям.
Теперь любая компания может увеличить свои активы и прибыль за счет прав на объекты интеллектуальной собственности. Иными словами, если вы производите продукцию, у вас на балансе учитывается станок, при этом технология производства, рецептура, бренд на балансе организации не учитываются. Как вы думаете, сколько стоят эти нематериальные активы? Рыночная стоимость этих объектов в разы выше «железных и бетонных активов».
До 1 января 2018г. их постановка на баланс требовала доначисления налога на прибыль. С нового года возникает возможность не включать в налогооблагаемую базу доход, который возникает от данной операции. Эта возможность действует лишь до 31.12.2019г. Появление этой возможности связано с мотивацией инновационных предприятий увеличить величину своих активов и финансовой устойчивости.
Кроме того, существует льгота для компаний, осуществляющих работы по созданию новой или модернизации выпускаемой продукции (работ, услуг), технологий, методов управления организацией. Льгота представляет собой применение «коэффициента 1,5». Таким образом, компания, которая потратила на развитие продукта, например, 10 млн. руб., может уменьшить налогооблагаемую базу на 15 млн. руб.
Вопрос: В нашей стране роль интеллектуальной собственности (ИС) недооценена. Как научиться ценить ИС? Каковы налоговые последствия постановки на баланс ИС?
Ответ: В нашей стране роль ИС, действительно, недооценена. По данным доклада Центра стратегических разработок (ЦСР) рынок интеллектуальной соб¬ственности растет темпами, превышающими темпы роста «материальных» рын¬ков, — более 10% в год (Китай показал 23%, США — 5%, Франция — 2%, Россия — 5%).
От того, какие результаты интеллектуальной деятельности вовлечены в граждан¬ский оборот, какова их стоимость и скорость оборота, напрямую зависит дина¬мика роста Вашей компании, ВВП и глобальных индексов конкурентоспособности национальной экономики. Тот, кто обладает ИС, умеет ее накапливать, превращать именно в собственность и трансформировать, впоследствии становится лидером рынка.
Мы предлагаем в каждой организации внедрить систему управления и охраны ИС, которая позволит обеспечить процесс превращения Ваших инноваций в ИС и улучшить ваши финансовые показатели через:
- выявление объектов ИС;
- постановку их на баланс;
- уменьшение налогов за счет постановки на баланс объектов ИС;
- дальнейшую их капитализацию.
Вопрос: Что такое «ноу-хау», у кого оно есть и как его выявить?
Ответ: Одним из инструментов оформления Вашей ИС является ноу-хау.
Ноу-хау (от англ. knowhow — «знать, как») или секрет производства — это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности. Ноу-хау — это ограниченная информация для третьих лиц. Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии.
Оформление ноу-хау имеет смысл, если продукция, при производстве которой использовано ноу-хау, способна приносить прибыль без автоматического разглашения информации о секрете производства.
Оформив ноу-хау, Вы сможете:
- Сохранить секрет производства и технологии в тайне от конкурентов.
- Предотвратить передачу технологии конкурентам путем перехода сотрудника при соблюдении режима коммерческой тайны.
- Получить не ограниченный срок охраны (в отличие от патента). Секрет производства можно будет сохранять настолько долго, насколько требуется.
- Повысить стоимость компании за счет капитализации затрат на создание ноу-хау.
Вопрос: Какую помощь Ваша компания оказывает организациям-владельцам ИС?
Ответ: Наша компания позволит Вам уменьшить налог на прибыль, налог на имущество, НДС и НДФЛ за счет применения «высокотехнологичных» налоговых льгот. АО «ИФРБ» предлагает полноценный комплекс услуг, начиная с оформления Ваших технологий в качестве ноу-хау или базы данных, безналоговой постановкой на баланс и оформлением необходимых документов. Мы сформируем пошаговый план: как сэкономить на налогах и заработать на интеллектуальной собственности.
Компания «Правовест Аудит» совместно с «Институтом финансового развития бизнеса». Ноябрь, 2017 г.