Содержание
Изменения в НК РФ
Новые налоговые ставки
Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ статья 380 НК РФ была дополнена пунктом «1.3». Согласно новому пункту, если налоговая база по объекту недвижимого имущества определяется как его кадастровая стоимость, и кадастровая стоимость такого объекта превышает 300 млн руб., то налоговая ставка, установленная законом субъекта РФ, в котором расположен объект недвижимого имущества, не может превышать 2,5%.
Новые налоговые льготы
Статья 381 НК РФ дополнена льготами для «электроэнергетиков». Так, начиная с 01.01.2025 освобождаются от налогообложения:
- организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системообразующие территориальные сетевые организации, территориальные сетевые организации, а также иные собственники объектов электросетевого хозяйства, переданных во владение и в пользование системообразующим территориальным сетевым организациям в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 46.4 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», — в отношении линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов классом напряжения до 35 киловольт включительно, а также кабельных линий электропередачи и оборудования, предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии, вне зависимости от класса их напряжения (Федеральный закон от 29.11.2024 № 416-ФЗ) (новый пункт 21.1 ст. 381 НК РФ);
- организации, основным видом деятельности которых является производство электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, — в отношении имущества, входящего в состав солнечных электростанций (Федеральный закон от 29.10.2024 № 362-ФЗ) (новый пункт 21.2 ст.381 НК РФ).
Изменения для налогоплательщиков Москвы и Области.
Изменения в Москве. Особенности исчисления налога на имущество организаций установлен Законом г. Москвы от 05.11.2003 № 64 (далее — Закон Москвы). С 01.01.2025 года:
1) Изменился порядок расчёта площади нежилых помещений (принадлежащих одному или нескольким собственникам) в МКД, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Так, начиная с 01.01.2025 в случае если площадь таких нежилых помещений с учетом площади помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с жилищным законодательством, превышает 3 000 кв. метров, то налоговая база в отношении таких объектов определяется как кадастровая стоимость.
Пример: в 2024 году собственнику принадлежали нежилые помещения в МКД площадью 2 500 кв. м., которые фактически использовались для размещения офисов. Общая площадь нежилых помещений в данном МКД с учётом общего имущества собственников составляет 3 500 кв. м. Поскольку в 2024 году в расчёт бралась только площадь в размере 2 500 кв. м., то налоговая база в отношении такого объекта определялась как среднегодовая стоимость (не был превышен лимит в 3 000 кв. м.). Начиная с 01.01.2025 в расчёт будет приниматься площадь в размере 3 500 кв. м. Соответственно, данный объект может быть включён в перечень имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость.
2) Прекращается действие освобождения от налогообложения для организаций в отношении недвижимого имущества, предназначенного для использования в процессе производства электрохимическим способом гипохлорита натрия (в целях водоподготовки), соляной кислоты и каустической соды, а также в процессе производства противогололедных реагентов, т.к. утратил силу подп. 10.3 ст. 3 Закона Москвы.
Также согласно новой редакции п. 2.9 ст. 4.1 организации, созданные Российской Федерацией в целях исполнения предусмотренных международными договорами РФ обязательств по размещению и обслуживанию дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, международных и межгосударственных организаций и их представительств, начиная с 2025 года уплачивают налог в размере 25% исчисленной суммы налога в отношении жилых помещений, многоквартирных домов, садовых домов, гаражей и машино-мест, принадлежащих указанным организациям.
ПРОСТО АУДИТ!
Ставки по налогу на имущество в Москве на 2025 год не изменились. В общем случае (без учёта налоговых льгот), налоговая ставка в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость составляет 2,2%, налоговая ставка в отношении объектов, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость составляет 2%.
Особенности исчисления налога на имущество в Московской области установлены Законом Московской области от 21.11.2003 № 150/2003-ОЗ. Изменение с 2025 года в данном Законе всего одно — установлена ставка 0% в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального, местного значения, частных автомобильных дорог общего пользования, проезд по которым осуществляется без взимания платы, и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Она будет действовать в 2025-2065 годах. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Московской области (новый абзац статьи 1 Закона Московской области).
Обновлённая форма налоговой декларации
Налоговую декларацию за 2024 год нужно представить не позднее 25.02.2025 по обновлённой форме. Форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 24.08.2022 № ЕД-7-21/766@, но Приказом ФНС РФ от 27.09.2024 № БВ-7-21/805@ в него были внесены изменения:
- изменены цифровые показатели в «штрих-кодах» налоговой декларации;
- в поле «код налогового органа, в который представляется декларация» заполняется в соответствии с подп. 1, 1.1 ст. 386 НК РФ. Например, организация, состоящая на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ей объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять декларацию по ним в один из налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ;
- декларация теперь включает поле «код налогового органа по месту нахождения объекта налогообложения», заполняемое организацией-крупнейшим налогоплательщиком. При этом место нахождения объекта недвижимого имущества, сведения о котором содержатся в декларации, определяется в соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ;
- уточнено, что в отношении объекта недвижимого имущества, находящегося во внутренних морских водах РФ, в ее территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и (или) за пределами страны, в декларации указывается код налогового органа по месту нахождения российской организации (месту учета в налоговом органе постоянного представительства иностранной организации);
- в связи с принятием Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ для заполнения декларации наряду со свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения предусматривается использование выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
- если декларация представляется по доверенности от имени налогоплательщика, совершенной в форме электронного документа, в декларации указывается GUID (единый регистрационный номер) доверенности.
Важные судебные решения по «среднегодовой» недвижимости
Как известно, объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признаётся, в том числе, недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объекта основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ). В отношении недвижимого имущества налоговая база может определяться как его среднегодовая стоимость, которая рассчитывается на основании данных бухгалтерского учёта о его балансовой (остаточной) стоимости (п. 1, п. 3 ст. 375 НК РФ, ст. 376 НК РФ), или как его кадастровая стоимость (п. 2 ст. 375 НК РФ, ст. 378.2 НК РФ).
Если с объектами, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, особых сложностей не возникает (перечень таких объектов и их кадастровая стоимость утверждается органом исполнительной соответствующего субъекта РФ), то в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, зачастую возникают налоговые споры.
для выездной
проверки
Указанное породило отдельную категорию налоговых споров, так как налоговые органы, действуя в пользу бюджета, стремятся «подогнать» по данное определение любые объекты, которые так или иначе связаны с землёй. Широкую практику получили случаи переквалификации производственного и общехозяйственного оборудования, расположенного внутри здания (сооружения) в объекты недвижимого имущества. Налоговые органы мотивировали данный подход тем, что здания (сооружения) и расположенное в нём оборудование образуют неразрывный единый объект недвижимого имущества.
Очередное такое дело было рассмотрено Судебной коллегией Верховного Суда в октябре 2024 года (см. Определение СКЭС ВС РФ от 10.10.2024 № 303-ЭС24-8693 по делу № А73-513/2023). Так, налоговый орган не согласился с тем, что деревообрабатывающее оборудование, расположенное на заводах и трансформаторные подстанции в блок-модулях классифицированы налогоплательщиком в качестве объектов движимого имущества (не включены в налоговую базу). Свою позицию налоговый орган аргументировал тем, что данные объекты входят в состав единого имущественного комплекса. Суд первой инстанции встал на сторону налогоплательщика, однако позиция налогового органа была поддержана судами апелляционной и кассационной инстанции.
Судебная Коллегия оставила в силе решение суда первой инстанции, указав, что факт использования имущества по общему назначению, предопределённому технологией производства, не является достаточным основанием для квалификации всех входящих в такой комплекс вещей как объектов налогообложения по налогу на имущество. Имущество, учтённое налогоплательщиком в качестве самостоятельных инвентарных объектов движимого имущества (группа «Машины и оборудование» согласно ОК 013-2014) не облагается налогом на имущество организаций.
Также суд указал, что изложенное согласуется с правовыми позициями, ранее высказанными СКЭС ВС РФ в определениях от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241, от 17.05.2021 № 308-ЭС20-23222, от 28.09.2021 № 308-ЭС21-6663 и включенными в Обзоры судебной практики ВС РФ от 25.12.2019 № 4 (2019), от 10.11.2021 № 3 (2021), от 16.02.2022 № 4 (2021), которые не были должным образом учтены арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанции.
Аналогичный вывод о квалификации «Машин и оборудования» в качестве движимого имущества был сделан СКЭС ВС РФ в определении от 13.11.2024 № 306-ЭС24-7822 по делу № А12-10094/2023, в котором было указано, что объекты: «Вращающаяся печь № 5» и «Вращающаяся печь № 7» по своей сути не являются частями зданий, в которых они расположены, поскольку соответствующие здания созданы именно для обслуживания работы указанных объектов (письмом ФНС России от 19.11.2024 № БС-4-21/13153@ доведено до сведения сотрудников налоговых органов). В определении СКЭС ВС РФ от 26.11.2024 № 306-ЭС24-13246 по делу № А12-9734/2023 тоже был сделан вывод касательно классификации оборудования солнечной электростанции в качестве объектов движимого имущества (письмом ФНС России от 29.11.2024 № БС-4-21/13548@ данная позиция была доведена сотрудникам налоговых органов).
Несмотря на то, что Верховный Суд ранее высказывал данную позицию неоднократно, мы видим, что продолжаются споры с налоговыми органами по вопросу квалификации оборудования только в качестве движимого имущества, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика (причем в пользу налогоплательщиков). Но будем надеяться, что «количество» перейдет в «качество», т.е. налоговые органы все-таки будут учитывать на практике мнение ВС РФ и письма ФНС.
Как видим не все так однозначно и просто при исчислении налога на имущество. Поэтому компаниям, имеющим на балансе недвижимое имущество рекомендуем включать в техническое задание на аудит углубленную проверку налогового учета, в т.ч. налога на имущество. В ходе комплексного аудита наши специалисты проверят корректность определения налоговой базы, правильность применения налоговых ставок и возможность (правомерность) применения налоговых льгот. Кроме того, с целью предотвращения излишней уплаты налога проанализируем, не включено ли в объект обложения движимое имущество, ошибочно классифицированное как недвижимость.
Аудиторское
Заключение