Содержание
Декларация по налогу на имущество организаций
Здесь сразу несколько нововведений, касающихся декларации:
1. Изменился срок подачи налоговой декларации.
Начиная с 1 января 2023 года налоговая декларация полежит подаче в срок не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 383 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ). Соответственно декларацию за 2022 год следует представить не позднее 27 марта 2023 года (25 марта — суббота (ст.6.1 НК РФ)).
2. Сокращен объем данных, включаемых в декларацию.
Начиная с налоговой отчётности за 2022 год российские организации не включают в налоговую декларацию информацию об объектах недвижимого имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость. Если у организации есть только те объекты, которые облагаются по кадастровой стоимости, то налоговая декларация не предоставляется (п. 6 ст. 386 НК РФ в ред. с 01.01.2023).
Вместо этого налоговые органы будут направлять налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах налога по форме, утверждённой Приказом ФНС России от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667@. Налогоплательщики же будут при необходимости предоставлять в адрес налоговых органов пояснения (форма пояснений утверждена приказом ФНС России от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247) и документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных ставок, льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.
В случае неполучения сообщения от налогового органа налогоплательщик, начиная с 1 января 2023 обязан сообщить в налоговый орган о наличии объектов недвижимого имущества (налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость), признаваемых объектами налогообложения (п. 2.2 ст. 23 НК РФ в ред. с 01.01.2023).
3. Обновили форму налоговой декларации.
Приказом ФНС России 24.08.2022 № ЕД-7-21/766@ утверждена новая форма декларации по налогу на имущество организаций. Новая форма применяется начиная с отчётности за 2022 год. Внесённые изменения не являются существенными, а связаны с изменением порядка декларирования имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, а также связаны с предоставлением налогового вычета участникам Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
4. Упрощен зачёт «зарубежного» налога.
Начиная с 2023 года зачёт налога на имущество, уплаченного в иностранном государстве, осуществляется только на основании документа об уплате налога за пределами территории РФ, подтвержденного налоговым органом соответствующего иностранного государства. Предоставление заявления о зачёте налога более не требуется (Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
ПРОСТО АУДИТ!
Новые сроки уплаты налога на имущество организаций
Из-за введения единого налогового платежа (ЕНП) начиная с 2023 года срок уплаты налога на имущество организаций установлен не позднее 28 февраля года, следующего за истершим налоговым периодом, т.е. раньше, чем было до изменений. Авансовые платежи по налогу будут подлежать уплате не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 383 НК РФ), конечно, если законом субъекта РФ предусмотрена уплата «авансов» (п.2 ст. 383 НК РФ). Аналогично изменён срок уплаты налога для резидентов «Сириус» (п. 3 ст. 372.1 НК РФ).
Если законодательством предусмотрена уплата (перечисление) налога или авансовых платежей до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена, налоговые органы осуществляют списание с ЕНС соответствующей суммы налога (авансового платежа по налогу) на основании специального уведомления налогоплательщика. Оно должно быть подано не позднее 25 числа месяца, в котором у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога (авансового платежа).
С 2020 года налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций не представляются (п. 2 ст. 386 НК РФ признан утратившим силу). Если в соответствии с законом субъекта РФ налогоплательщик обязан уплачивать авансовые платежи, ему придется представлять уведомление по налогу на имущество не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом, т.е. не позднее 25 апреля, 25 июля и 25 октября.
Но в течение 2023 года налогоплательщики вправе оплачивать налоги и авансовые платежи «по старинке» — платёжными поручениями, в которых указывается назначение платежа, бюджет, срок уплаты и иные необходимые реквизиты (п. 12, п. 14, п.16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
Льготы по имуществу «Президента»
С 2023 года не признаётся объектами налогообложения имущество, закрепленное на праве оперативного управления за учреждениями, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, основными задачами которого являются материально-техническое обеспечение деятельности и социально-бытовое обслуживание Президента РФ, оказывающими государственные услуги и выполняющими работы по санаторно-курортному лечению и организованному отдыху (подп. 12 п. 4 ст. 374 НК РФ введен Федеральным законом от 21.11.2022 № 443-ФЗ).
«Антикризисный» порядок определения налоговой базы по «кадастровой» недвижимости
Внесены антикризисные изменения в порядок определения налоговой базы по имуществу, которая определяется как его кадастровая стоимость. В общем случае, при определении налоговой базы учитывается кадастровая стоимость имущества, указанная в ЕГРН по состоянию на 1 число налогового периода. Однако с 1 января 2023 п. 2 ст. 375 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому в 2023 году при расчёте налога на имущество необходимо использовать кадастровую стоимость, установленную на 01.01.2022 в случае, если кадастровая стоимость на 01.01.2023 превысит кадастровую стоимость, установленную на 01.01.2022 (Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ). Данный порядок не применяется в случае, если изменение кадастровой стоимости произошло вследствие изменения характеристик недвижимого имущества.
Новый порядок установления ставок субъектами РФ
Изменяется порядок установления налоговых ставок законами субъектов РФ. Так, до 1 января 2023 допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. С 1 января 2023 года дифференцированные налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, и (или) его кадастровой стоимости (п. 2 ст. 380 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ).
Под видом имущества следует понимать здание, сооружение, помещение (жилое, нежилое), гараж, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, многоквартирный дом.
При этом предоставление налоговых преференций в отношении отдельных категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества возможно путем установления законом о налоге на имущество организаций субъекта РФ соответствующих налоговых льгот (письмо Минфина РФ от 09.12.2021 № 03-05-04-01/100107).
Налоговый вычет для СЗПК
Начиная с 2023 года, налогоплательщик — участник СЗПК (Соглашения о защите и поощрении капиталовложений) при исчислении суммы налога и авансовых платежей по налогу вправе применить специальный налоговый вычет для СЗПК (п. 4.2 ст. 382 НК РФ).
Порядок применения налогового вычета установлен ст. 382.1 НК РФ (Федеральный закон от 28.07.2022 № 225-ФЗ). Так, участник СЗПК вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа) в отношении имущества созданного (модернизированного, реконструированного) в рамках реализации инвестиционного проекта и используемого в рамках инвестиционного проекта. Налоговый вычет может быть предоставлен в размере фактических затрат на строительство, модернизацию, реконструкцию объектов, на уплату процентов, на демонтаж объектов (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в РФ»).
Вывод
Когда-то налог на имущество был самым «любимым» налогом бухгалтеров, так как его исчисление не вызывало особых вопросов. Однако, с течением времени в главу 30 НК РФ вносились изменения, существенно усложняющие жизнь налогоплательщиков.
Наша аудиторская практика показывает, что у компаний возникают трудности с определением объекта налогообложения, моментом включения стоимости «среднегодовой» недвижимости (актива) в налоговую базу. Иногда налогоплательщики не знают о возможности применения льгот, которые предусмотрены как самой главой 30 НК РФ, так и законами субъектов РФ.
В ходе комплексного аудита наши специалисты тщательно анализируют все аспекты исчисления налога на имущество организаций. Кроме того, этот вид аудита предусматривает страхование клиентов от налоговых претензий (компенсацию пени и штрафов в случае доначисления налогов по проверенному аудиторами периоду), а также юридическую поддержку в спорах с налоговыми органами.