При выполнении каких условий компания на УСН (доходы — расходы) может применить льготную налоговую ставку 7% в г. Санкт-Петербурге с 2025 года? Влияют ли на её применение внешние совместители?
Отвечает:
Чимидов Вадим Геннадьевич — Руководитель отдела налогового права и консалтинга
Ответ:
Налоговая ставка в размере 7% применяется на территории Санкт-Петербурга организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения:
когда объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов,
осуществляющие установленные виды деятельности,
при отсутствии у них неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей,
и если среднемесячный доход их работников равен размеру минимальной заработной платы, установленному региональным соглашением о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге, или превышает его.
Вопрос о праве организации на применение в 2025 году налоговой ставки 7% будет разрешаться исходя из значений выплат, облагаемых страховыми взносами согласно НК РФ, и среднесписочной численности работников за 2025 год.
Для нивелирования налогового риска налогоплательщику стоит учитывать при расчете среднемесячного дохода работников выплаты и вознаграждения внешних совместителей и их численность за данный налоговый период.
Обоснование:
Законом Санкт-Петербурга от 29.11.2024 № 742-160 «О введении на территории Санкт-Петербурга специального налогового режима „Автоматизированная упрощенная система налогообложения“ и о внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах» (далее Закон № 742-160) статья 1 Закона Санкт-Петербурга от 22.04.2009 № 185-36 «Об установлении на территории Санкт-Петербурга налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» (далее Закон № 185-36) изложена в новой редакции, вступающей в силу с 01.01.2025 (п.1 ст.3 и п.2 ст.9. Закона № 742-160).
С указанной даты организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (доходы минус расходы) (далее УСН), ведущие определенный Законом № 742-160 вид деятельности и не имеющие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей, вправе применять налоговую ставку в размере 7% (вместо действующей с 01.01.2025 общей ставки 15%) при выполнении следующего условия (п. 1 ст. 1 Закона № 185-36 в редакции Закона № 742-160):
среднемесячный доход работников организации и её обособленных подразделений, расположенных на территории Санкт-Петербурга, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, в налоговом периоде должен быть равен размеру минимальной заработной платы, установленному региональным соглашением о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге, действующему в течение указанного налогового периода, или должен превышать его (абзац 4 п. 2 ст. 1 Закона № 185-36 в редакции Закона № 742-160). В целях применения указанного положения среднемесячный доход работников организации и её обособленных подразделений, расположенных на территории Санкт-Петербурга, рассчитывается путем деления суммы начисленных работникам в соответствующем налоговом периоде выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения страховыми взносами в соответствии со статьей 420 НК РФ, определяемой согласно данным расчетов по страховым взносам за календарный год, в котором организацией применяется налоговая ставка 7%, на произведение показателя среднесписочной численности работников в указанном календарном году на количество месяцев, за которые начислялись указанные выплаты и вознаграждения в пределах соответствующего налогового периода (абзац 5 п. 2 ст. 1 Закона № 185-36 в редакции Закона № 742-16).
Исходя из буквального содержания приведенных норм следует, что рассматриваемое условие должно выполняться по итогам налогового периода, в котором применялась пониженная налоговая ставка по УСН.
При этом расчёт среднемесячного дохода работников организации и ее обособленных подразделений, расположенных на территории Санкт-Петербурга, должен производиться на основе показателей за этот же период: сумм выплат, облагаемых страховыми взносами согласно НК РФ, и среднесписочной численности работников.
Следовательно, вопрос о праве организации на применение в 2025 году налоговой ставки 7% в соответствии со статьей 1 Закона об установлении налоговой ставки для УСН в редакции Закона будет разрешаться исходя из значений выплат, облагаемых страховыми взносами согласно НК РФ, и среднесписочной численности работников за 2025 год.
Согласно НК РФ, заработная плата совместителей, как и сотрудников по основному месту работы, облагается страховыми взносами на общих основаниях (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ); при этом сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в составе расчета по страховым взносам (абзац 6 п. 3 ст. 80 НК РФ) по форме по КНД 1151111 (Приложение № 11 к Приказу ФНС России от 29.09.2022 №ЕД-7-11/878@) не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (абзац 2 п. 7 ст. 431 НК РФ).
Правила расчета среднесписочной численности работников в НК РФ не установлены, что означает необходимость руководствоваться Приказом Росстата от 22.12.2023 № 678 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения №П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее — Указания Росстата), согласно которому среднесписочная численность работников является отдельной составляющей средней численности работников наряду со средней численностью внешних совместителей (их учет ведется отдельно (п. 14, п. 15 Указаний)) и средней численностью работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Это, на наш взгляд, создает неопределенность относительно того, следует ли учитывать внешних совместителей организации при расчете среднесписочной численности её работников для целей разрешения вопроса о праве организации на применение налоговой ставки 7%, так как деление суммы выплат, сформированной с учетом вознаграждений внешних совместителей, на значение среднесписочной численности, сформированной без их учета, будет приводить к завышению искомого среднемесячного дохода работников организации, чем если бы расчеты производились в разрезе только «основных» работников (как в части выплат, так и в части численности) или совокупно по всем работникам.
Поэтому несмотря на то, что Минфин РФ также разделяет понятия «средняя численность работников» и «среднесписочная численность работников» (См., например, письмо от 27.09.2021 № 03-15-06/78062), представляется, что налоговый риск отказа в праве на налоговую ставку 7% по УСН будет исключен, если значение среднесписочной численности работников для целей расчета среднемесячного дохода работников будет формироваться с учетом вознаграждений и численности внешних совместителей в порядке, предусмотренном Указаниями Росстата (пункты 14.1 и 20 Указаний).
Хотите получить ответ на свой вопрос с полным правовым обоснованием? Закажите индивидуальную консультацию по абонементу «Хочу все знать». А для блиц-ответов — подписка «В курсе дела».
Мы на вашей стороне!
В нашей компании работают 100% только штатные специалисты. Мы не передаем никакие данные третьим лицам и не пытаемся подставить бухгалтера. Находим резервы и даем рекомендации по устранению ошибок.