Налоговый контроль: что нужно знать для защиты своих интересов. «Шпаргалка» от юристов

01 января 2018
В данной статье остановимся на наиболее «популярных» формах контроля, вызывающих интерес у наших клиентов. Налоговый контроль посредством налоговых проверок и получения объяснений, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, а также в других формах, предусмотренных НК РФ.


Камеральные налоговые проверки: раскрытие информации

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Важно, что при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать у налогоплательщика раскрытия информации об исчислении конкретного налога за проверяемый налоговый период только в строго определенных случаях, описанных в НК РФ, а именно:

Ситуация, при которой налоговые органы вправе требовать раскрытия информации

Информация, которую обязан представить налогоплательщик по требованию налогового органа

Выявление ошибок в налоговой декларации (расчете)

Пояснения или внесение соответствующих исправлений в установленный срок

Выявление противоречий между сведениями, содержащимися в представленных налогоплательщиком документах

Выявление несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля

Подача уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом)

Пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета)

Представление налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка

Пояснения, обосновывающие размер полученного убытка

Использование налоговых льгот

Документы, подтверждающие право на налоговые льготы

Подача налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога

Документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов

Выявление противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС

Счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям

Выявление несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджетную систему РФ, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению

Подача уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом)

Первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов

Проведение камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком - участником регионального инвестиционного проекта, по налогам, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов НК РФ и (или) законами субъектов РФ

Сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным НК РФ и (или) законами соответствующих субъектов РФ

Срок проведения камеральной налоговой проверки строго ограничен тремя месяцами со дня подачи (а не поступления) декларации в налоговый орган. В связи с этим все необходимые действия по истребованию информации (пояснений и документов) налоговый орган обязан совершить в течение указанного срока.

Поэтому получив требование (сообщение) о предоставлении документов (о даче пояснений), прежде всего, необходимо обращать внимание на даты его составления и направления.

Важно! Не путать даты составления и направления документа с датой его получения

Если запрос информации составлен и / или направлен по истечению трехмесячного срока после представления декларации вы вправе рассматривать его как, не подлежащий безусловному исполнению. У налогоплательщика в данном случае есть право выбора: исполнять или не исполнять такой запрос.

Решение зависит от конкретной ситуации и многих нюансов: в частности от того, готовы ли вы вступить в конфликтную ситуацию с налоговым органом или нет, будет ли способствовать исполнение запроса правильному и скорейшему разрешению исследуемого вопроса.

При этом если все-таки принимается решение о раскрытии информации, определение срока исполнения запроса и объема раскрываемой информации являются прерогативой самого налогоплательщика, и привлечение к ответственности за ненадлежащее исполнение такого запроса будет незаконным.

Проверка обоснованности заявления НДС к возмещению

Отдельно остановимся на раскрытии информации при заявлении НДС к возмещению.

Безусловная обязанность налогоплательщика в данной ситуации при получении соответствующего требования – документально подтвердить свое право на налоговый вычет. Таким образом, документы, полученные от поставщиков и подтверждающие право на вычет, представляются в обязательном порядке. Если налоговый орган требует представить дополнительную информацию (например, подтвердить оборот по реализации с целью проверки налоговой базы по НДС), то к такому требованию вы вправе относиться критически.

Обязанность представлять документы, подтверждающие оборот по реализации прямо из НК РФ не вытекает. Если вы все же готовы предоставить эту информацию, то документы допустимо предоставить за пределами обычного десятидневного дневного срока со дня получения требования. Негативных последствий в виде штрафных санкций это не повлечет.

В свете изменений с начала 2015 года, касающихся представления организациями в составе декларации по НДС данных из книг покупок и продаж, как никогда актуален вопрос проявления налогоплательщиками так называемой «должной осмотрительности» при взаимодействии с контрагентами – поставщиками и подрядчиками. По замыслу налоговых органов отныне данные из книг покупок и продаж компании должны сверяться с аналогичными данными, поступившими в составе отчета от всех указанных поставщиков и покупателей.

Однако всегда существует вероятность, что кто-то из ваших деловых партнеров не проведет нужную счет-фактуру, либо не справится с объемом документов и представит «приблизительную» отчетность, а кто-то вовсе прекратит существование, не отчитавшись за квартал. Все это может дать повод налоговому органу усомниться в правомерности применения вами налоговых вычетов по НДС неправомерными и, как следствие, – привести к доначислению НДС или к уменьшению заявленной суммы возмещения.

Доказывать налоговому органу право на применение налоговых вычетов в таких ситуациях, конечно, нужно; но практика свидетельствует о том, что малейшая неясность относительно обстоятельств совершения хозяйственных операций с «проблемными» контрагентами рассматривается налоговым органом как достаточное основание для отказа в налоговом вычете.

Поэтому, столкнувшись с подобной проблемой, следует рассчитывать, что приводимые вами доводы и представляемые доказательства будут правильно оценены только вышестоящим налоговым органом или судом.

При этом в правоприменительной практике сложился подход к оценке правомерности применения налоговых вычетов по НДС, согласно которому при неоспаривании реального характера операции по приобретению товаров (работ, услуг) для покупателя приобретает существенное значение доказывание им «должной осмотрительности и осторожности» при выборе поставщика (исполнителя).

«Должная осмотрительность и осторожность» как основание отказа в праве на вычет

Что значит «должная осмотрительность и осторожность»?

Следует заметить, что налоговое законодательство не устанавливает такого понятия как «должная осмотрительность и осторожность». Упоминание о нем применительно к налоговым правоотношениям содержится в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», в котором было указано на то, что налоговая выгода (в том числе полученная в результате учета затрат, применения налоговых вычетов и пр.) может быть признана необоснованной в случае нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей, но при условии, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и он мог знать о нарушениях, допускаемых контрагентом.

Какие контрагенты привлекают внимание налоговых органов?

В первую очередь под пристальное внимание налоговых органов подпадают контрагенты, в отношении которых выявлены:

  • участие одного физического лица в деятельности множества организаций (в качестве руководителя и / или учредителя);
  • декларирование и уплата налогов в «минимальных размерах» при значительном обороте;
  • разнохарактерные хозяйственные операции.

При наличии таких фактов для вывода о проявлении вами должной осмотрительности и осторожности налоговым органом будут исследоваться следующие вопросы:

  • обстоятельства поиска и выбора контрагента;
  • наличие у вас непосредственных контактов с руководством или уполномоченными представителями контрагента при заключении и исполнении договоров;
  • наличие документального подтверждения полномочий руководства и представителей контрагента;
  • контактная информация контрагента, с помощью которой происходило текущее взаимодействие с контрагентом;
  • ваша информированность об обеспеченности контрагента ресурсами (трудовыми, производственными и пр.), необходимыми для исполнения обязательств перед вами.

Как подтвердить проявление «должной осмотрительности»?

В Постановлении от 12.10.2006 №53 указаний по поводу того, какие меры со стороны налогоплательщика являются достаточным доказательством должной осмотрительности и каким образом налоговый орган должен доказывать неосмотрительность налогоплательщика, не имеется.

Поэтому принято считать, что минимально необходимыми доказательствами этого являются документы, подтверждающие правовой статус контрагента и его представителей:

  • выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на дату, близкую к дате совершения сделки;
  • свидетельства о регистрации и о постановке на учет в налоговом органе;
  • приказы о назначении генерального директора и главного бухгалтера;
  • доверенность на уполномоченного представителя;
  • устав;
  • лицензия и иная разрешительная документация, если деятельность контрагента подлежит лицензированию или если для ее ведения необходимы определенные разрешения от государственных или муниципальных органов власти.

Рекомендуемыми к получению от контрагента являются:

  • бухгалтерская и налоговая отчетность;
  • справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.

Отметим, что данные бухгалтерского баланса пригодятся также для оценки финансового и имущественного состояния партнера, где наибольший интерес для рассматриваемых целей представляют наличие объектов основных средств, товаров и других оборотных активов, размеры дебиторской и кредиторской задолженности.

Итак, если следовать всем рекомендациям, то на каждого контрагента придется собирать целое досье. А это неминуемо влечет значительные временные, трудовые и финансовые затраты, которые могут себе позволить далеко не все налогоплательщики. Поэтому для сокращения времени и затрат на проверочные мероприятия рекомендуем дифференцировать объем собираемых о контрагенте сведений в зависимости от степени рискованности сделки.

Тем не менее, наличие всех указанных выше документов не гарантирует успех в доказывании права на налоговую выгоду (и в особенности права на налоговый вычет по НДС), если вы не будете готовы пояснять и подтверждать доказательствами фактические обстоятельства совершения хозяйственных операций с конкретным лицом:

  • источники информированности о контрагенте;
  • причины выбора контрагента;
  • лица, обеспечивавшие заключение и исполнение договора;
  • обстоятельства исполнения договора исходя из его предмета и условий.

Комиссии по легализации налоговой базы

Особая форма контроля – комиссии «по легализации налоговой базы», проводимые в налоговом органе.

Несмотря на отсутствие в законе такой формы налогового контроля, в правоприменительной практике сложилась позиция, согласно которой налогоплательщик обязан посещать данные комиссии. Вывод об этом проистекает из общего права налогового органа вызывать налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им налогов.

В связи с этим неявка на комиссию может обернуться привлечением организации и ее руководителя к налоговой и административной ответственности. Но неурегулированность в НК РФ порядка проведения налоговыми органами комиссий позволяет и налогоплательщику достаточно вольно относиться к тому, что конкретно и чем пояснять налоговому органу.

Поэтому пояснения по интересующим налоговый орган вопросам могут носить самый общий характер и не обязаны быть подтверждены какими-либо доказательствами. При этом рекомендуем вам внимательно анализировать информацию, которую вы представляете в налоговый орган, дабы передача «лишних» документов с благой целью не стала палкой о двух концах.

Важно! Реакция налогоплательщика на запросы инспекции создает определенную репутацию (мнение) о нем у налогового органа. Это один из существенных критериев для отбора кандидатов для включения в план выездных налоговых проверок.

Выездная налоговая проверка: критерии отбора кандидатов

Выездная налоговая проверка является мероприятием налогового контроля, призванным установить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщика за определенный период его хозяйственной деятельности.

Считается, что стать кандидатом на выездную проверку, можно стать, выполнив несколько условий, описанных в главе 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». В частности, такими показателями признаются:

  • налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);
  • отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
  • опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
  • неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
  • отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
  • построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
  • непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
  • неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами);
  • значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
  • ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Информация о факте включения организации в план выездных проверок в открытом доступе нигде не представлена. Поэтому о начале проверки налогоплательщик, как правило, узнает из решения руководителя о проведении выездной налоговой проверки.

Вместе с решением налогоплательщику часто представляется требование о представлении заверенных копий всех документов, относящихся к исчислению налогов за обозначенный период проверки. Это требование трудно назвать логичным, поскольку объем запрашиваемой информации может быть огромен и чисто физически в короткие сроки представить копии по всей финансово-хозяйственной деятельности за три года у организации нет возможности.

Однако до настоящего времени судебная практика в этом вопросе не единообразна, поэтому для снижения риска неблагоприятных последствий настоятельно рекомендуемым является направление ходатайства о продлении сроков подготовки копий документов с указанием причин невозможности его исполнения (значительный объем истребуемой документации, недостаточность трудовых ресурсов и т.п.) с одновременным указанием на то, что все истребуемые документы готовы для представления проверяющим с целью изучения в подлиннике в любое удобное им время.

Если организация не сможет предоставить большой объем документов в установленный срок и будет оштрафована по статье 126 НК РФ, указанное ходатайство может послужить весомым аргументом в суде для признания решения налогового органа необоснованным.

Также обязательным к выполнению правилом может являться представление налоговому органу как копий, так и подлинников документов с детализированной описью и с получением отметки об их вручении. Если инспектор в дальнейшем (как известно, проверка может длиться долго) повторно будет запрашивать данные копии, у вас будет основание не представлять их, поскольку это было уже сделано ранее.

Таким образом, для успешного прохождения налоговых проверок налогоплательщикам необходимо не только знать, но и уметь пользоваться своими правами для защиты интересов организации. Наряду с этим налогоплательщик, пользуясь своими правами, всегда должен помнить и об обязанностях в рамках проведения налоговой проверки.

Порядок проведения камеральных, выездных налоговых проверок

Основные принципы, регламентирующие порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок (ссылка на таблицу):

 

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Место проведения

По местонахождению налогового органа

На территории налогоплательщика или по месту нахождения налогового органа (по заявлению налогоплательщика)

Основание

Налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа

Информирование налогоплательщика о начале проверки

Налогоплательщик не информируется о начале проверки.

Налогоплательщику вручается решение о проведении выездной налоговой проверки

Срок проведения

Три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета)

Не более двух месяцев с возможностью приостановления до шести месяцев и продления (по решению вышестоящего органа) до шести месяцев

Предмет проверки

Конкретный налог

Одновременно по одному или нескольким налогам

Проверяемый период

Налоговый (отчетный) период, за который представлена декларация (расчет)

Период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки; при представлении уточненной налоговой декларации – период, за который представлена уточненная декларация

Повторная проверка

Не предусмотрена

Возможна в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, вышестоящим органом, и при представлении налогоплательщиком уточненной декларации с суммой налога в размере, меньшем ранее заявленного

Документы, оформляемые по окончанию проверки

Акт камеральной налоговой проверки составляется только в случае установления факта совершения нарушения законодательства о налогах и сборах; срок составления – до десяти дней после окончания проверки

Справка о проведенной проверке вручается налогоплательщику в последний день проведения проверки.
Акт выездной налоговой проверки составляется в течение двух месяцев после составления справки о проведенной проверке; к акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушения законодательства, выявленные в ходе проверки

Порядок оформления результатов налоговых проверок

Рассмотрение материалов выездных и камеральных налоговых проверок, вынесение решений по ним, а также порядок обжалования решений по итогам указанных проверок производится с соблюдением установленных НК РФ сроков в следующей последовательности:

Вручение акта налоговой проверки налогоплательщику

В течение пяти рабочих дней с даты акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку. Акт вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

Представление налогоплательщиком возражений по акту проверки.

В течение одного месяца со дня получения акта. Но в правоприменительной практике данный срок не признается пресекательным, и считается, что налогоплательщик вправе представлять возражения по акту до вынесения решения по существу

Рассмотрение руководителем (заместителем руководителя) налогового органа материалов налоговой проверки и вынесение решения по ним

В течение десяти рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений с возможностью продления не более чем на один месяц

Вынесение руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы)

Дополнительные мероприятия могут проводиться в течение не более одного месяца

Вручение налогоплательщику решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения (далее – Решение)

В течение пяти рабочих дней со дня вынесения Решения

Вступление Решения в силу

По истечении одного месяца со дня вручения Решения налогоплательщику. В случае подачи апелляционной жалобы – со дня утверждения Решения вышестоящим налоговым органом

Решение о принятии обеспечительных мер:

  • запрет на отчуждение имущества,
  • приостановление операций по счетам в банке.

После вынесения Решения; действует до дня исполнения Решения либо до дня его отмены вышестоящим органом или судом

Апелляционная жалоба на не вступившее в силу Решение в вышестоящий налоговый орган

В течение одного месяца со дня вручения Решения налогоплательщику

Жалоба в вышестоящий налоговый орган на вступившее в силу Решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке

В течение одного года со дня вынесения Решения

Принятие вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе

В течение одного месяца со дня ее получения; возможно продление срока для получения документов у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на один месяц

Обжалование Решения в арбитражный суд (только после обжалования этого Решения в вышестоящем налоговом органе)

В течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о вступлении Решения в силу

Принятие судом решения по делу об оспаривании Решения

В срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд; возможно продление на срок до шести месяцев в связи с особой сложностью дела

Исполнение Решения

Со дня вступления в силу

Выставление требования об уплате налога, пеней, штрафа

В течение двадцати рабочих дней с момента вступления в силу Решения

Исполнение требования

В течение не менее восьми рабочих дней с момента получения требования, если иное не указано в требовании

Решение о взыскании налога, пени, штрафа

Принимается после истечения срока исполнения требования, но не позднее двух месяцев

Решение о приостановлении операций по счетам в банке

Не ранее внесения решения о взыскании налога

Следует заметить, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки и иных мероприятий налогового контроля является самостоятельным и безусловным основанием для признания решения инспекции недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Однако при применении данной нормы следует иметь в виду, что существенность того или иного процедурного нарушения со стороны налогового органа будет оцениваться исходя из того, создало ли такое нарушение ситуацию, в которой налогоплательщик был лишен возможности отстаивать свои права и законные интересы, заявляя доводы и представляя доказательства по существу вменяемых ему нарушений.

Существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки

Наиболее часто встречающиеся нарушения процедуры проведения налоговой проверки, которые являются основанием для отмены решения инспекции вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушения процедуры проведения налоговой проверки

Судебная практика

Аргументы в пользу налогоплательщика

Налоговики не предоставили компании возможность дать объяснения по материалам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля. Организацию вовремя не известили о рассмотрении новых обстоятельств, а также не ознакомили с новыми выводами проверяющих

Постановление АС Московского округа от 09.02.15 № Ф05-16883/2014

Тот факт, что компанию не ознакомили с дополнительными материалами, может стать причиной неверных выводов налогового органа. Это является нарушением существенных условий процедуры проведения проверки и основанием для отмены решения по проверке.

Инспекция не вручила компании акт камеральной проверки и уведомление о рассмотрении ее материалов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.14 № А45-20696/2013

Налоговики не представили доказательств того, что почтовое отделение доставляло компании документы по проверке. То есть проверяющие нарушили пункт 5 статьи 100 НК РФ, согласно которому акт налоговой проверки в течение пяти дней нужно вручить представителю компании под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения. У контролеров не было ни уведомления о вручении почтовой корреспонденции, ни самого конверта заказного письма.

Налоговый орган не допустил представителя налогоплательщика к участию в рассмотрении материалов налоговой проверки

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.05.14 № А19-10260/2013

Контролеры обязаны обеспечить возможность лицу, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя. Это необходимо для того, чтобы у налогоплательщика была возможность дать пояснения. Если налоговики этого не сделают, то решение по проверке можно отменить.

Ни в акте налоговой проверки, ни в решении о привлечении к налоговой ответственности не содержится систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений налогового законодательства или указание на отсутствие таковых и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия обоснованного решения по результатам проверки

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.03.13 № А78-4025/2012

В акте проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений налогового законодательства или запись об отсутствии таковых. Кроме того, в документе должны содержаться выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, а также ссылки на нормы НК РФ об ответственности за совершенное правонарушение. В этом деле в обоснование своих выводов о занижении обществом выручки от реализации инспекция ссылалась на счета-фактуры, декларации по НДС, выписки банка, акты о приемке выполненных работ. При этом конкретные реквизиты документов не были указаны. Суды установили, что из акта проверки не видно, что инспекторы исследовали и оценивали документы, подтверждающие факт занижения выручки. То есть налоговики допустили грубые нарушения требований к содержанию акта и решения о привлечении к ответственности, что влечет отмену последнего в силу недоказанности оснований для доначисления налога.

Ни в акте камеральной проверки, ни в решении по проверке налоговым органом нет ссылок на конкретные документы и иные сведения, исходя из которых инспекция пришла к выводу о необоснованности произведенных затрат, не указаны статьи Налогового кодекса РФ, которые нарушило общество, включив в состав расходов суммы спорных затрат

Постановления ФАС Московского округа от 14.01.14 № Ф05-16619/2013

Если выводы налоговиков не основываются на первичных документах с указанием конкретных контрагентов, по сделкам с которыми возникла налоговая недоимка, то это, по мнению суда, является существенным нарушением процедуры проведения проверки. Ведь в этом случае у налогоплательщика нет возможности установить, какие именно факты были квалифицированы в качестве налоговых правонарушений. К тому же у компании нет возможности проверить правильность определения суммы необоснованных вычетов.

В решении, вынесенном по результатам проверки,  указаны новые основания для доначисления налогов, не приведенные в акте. Кроме того, суммы доначислений по решению превышают суммы доначислений по акту проверки

Постановления ФАС Московского округа от 11.12.13 № Ф05-15400/2013, ФАС Западно-Сибирского округа от 11.03.12 № А67-3725/2011

Несоответствие данных в акте и в решении по проверке является существенным нарушением процедуры ее оформления. Ведь в акте указываются документально подтвержденные факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе проверки (подп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ). В решении излагаются обстоятельства правонарушения так, как они установлены проверкой и со ссылкой на документы (п. 8 ст. 101 НК РФ). Поэтому сведения в акте и решении должны быть созвучны.

К акту проверки контролеры не приложили документы, на основании которых они пришли к выводу о совершении налогового правонарушения (выписки по расчетному счету общества, протоколы допросов), а также не были рассмотрены возражения налогоплательщика на акт проверки

Постановление ФАС Московского округа от 03.06.14 № Ф05-5185/2014

Расхождения данных в декларации по НДС со сведениями, отраженными в выписке по расчетному счету компании, еще не свидетельствуют о неполной уплате налогов. В акте налоговики должны были указать, как эти несоответствия повлияли на возникновение налоговой недоимки. И обязательно приложить подтверждающие документы. Также налоговый орган обязан обеспечить налогоплательщику возможность представить возражения на акт проверки.  Иначе выводы контролеров являются бездоказательными. Это существенное нарушение процедуры проведения проверки.

Налоговики вручили корреспонденцию (извещение о рассмотрении материалов проверки) представителю компании, у которого не было соответствующей доверенности

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.05.12 № А67-361/2011

Если налоговики вручат извещение лицу, который не имеет отношения к проверяемой компании, то у нее не будет возможности представить свои объяснения и возражения. По мнению суда, инспекторы обязаны самостоятельно проверить полномочия лица на получение корреспонденции. Если этого не сделать то, то у компании не будет возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, что приводит к нарушению абз. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ.

Решение о привлечении компании к ответственности вынесено не тем руководителем (заместителем руководителя), который рассматривал соответствующие материалы проверки

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 (п.42)

Материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения, рассматривает руководитель (его заместитель) налогового органа, проводившего проверку (п. 1 ст. 101 НК РФ). Он же выносит решение по результатам рассмотрения материалов.

Если же решение подписано иным лицом, которое не принимало участие в рассмотрение материалов проверки,

это является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения ее материалов. В такой ситуации налогоплательщик лишается возможности дать пояснения относительно содержащихся в акте и иных материалах выводов непосредственно тому должностному лицу налогового органа, которое вынесло решение.

Налоговые юристы группы компаний Wiseadvice Consulting Group подготовили данный конспект по итогам Круглого стола. Наибольший интерес участников вызвали именно ответы на вопросы и примеры из практики, поскольку богатый опыт в данной сфере позволяет нашим юристам умело использовать законодательные нормы для успешной защиты прав и интересов наших клиентов.

Получите дельный совет от практикующих профессионалов для лучшего понимания перспектив развития Вашей ситуации.

Читать далее
26 ноя
11:00
Налоговый контроль и безопасность 2024−2025: инструкция для бизнеса
Круглый-стол (online)
Записаться
Наверх