Изменения налогового законодательства с 1 января 2021 года. Памятка для бухгалтера

29 декабря 2020

С 1 января 2021 года вступают в силу многочисленные поправки в НК РФ. Расскажем о самых важных: по НДС, налогу на прибыль, имущество, НДФЛ, страховым взносам и нововведениях в части налогового контроля и администрирования (ч. 1 НК РФ). А также о «ретроспективных» изменениях, принятых в конце 2020 года, но применяемых с 1 января 2020 г.

Самые важные изменения по НДС с 1 января 2021 года

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

Напомним, что до 2021 года «экспортеры» работ и услуг, местом реализации которых не является территория РФ могли принимать к вычету НДС в порядке, предусмотренном для «внутреннего рынка», т.е. если работы и услуги указаны в ст. 149 НК РФ вычет производить нельзя. Но с 1 января 2021 года из этого правила сделали исключение для «экспорта» «российских» программ.

Кстати, с 1 января 2021 года при «экспорте прав» на программы и базы данных, не включенных в Российский реестр (на внутреннем рынке такие права с 2021 года облагаются НДС, т.к. не включены в ст.149 НК РФ), налогоплательщики смогут принимать к вычету НДС по всем товарам (работам, услугам), относящимся к таким операциям (ст.171 и 170 НК РФ).

7. Уточнен перечень экспедиторских услуг, облагаемых НДС по ставке 0%.

С 1 января 2021 года уточнен перечень транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки, облагаемые НДС по ставке 0%. В него включены услуги по выдаче грузов, разработка документов для проектных перевозок, организация и выполнение перевозки грузов, экспедиторское сопровождение (пп.2.1 п.1 ст.164 НК РФ в ред. Федерального закона от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ).

8. Обновлена форма декларации по НДС

Начиная с отчетности за четвертый квартал 2020 года декларацию по НДС нужно представлять по обновленной форме (Приказ ФНС РФ от 19.08.2020 г. N ЕД-7-3/591@).

Также внесены изменения в электронные форматы декларации и сведений из книг покупок и продаж, журналов учета счетов-фактур, порядок заполнения декларации. В частности, расширен перечень кодов операций и откорректированы наименования отдельных ранее существовавших кодов.

Узнайте
подлежите ли вы
обязательному
аудиту
 
Заказать звонок

Изменения по налогу на прибыль 2020-2021

Законы с поправками в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» принимались в течение всего 2020 года. Об «антикризисных» изменениях 2020-го года мы уже рассказывали.

Сегодня остановимся на самых заметных новациях, вступающих в силу с 1 января 2021 года, а также поправках, принятых в октябре-ноябре 2020 года и распространяющихся на 2020 год.

Новикова Ольга
Член Палаты налоговых консультантов, DipIFR Russian, руководитель отдела консалтинга, к. э. н.

Ретроспективные изменения — 2020

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

В статье 269 НК РФ установлены особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения прибыли. По общему правилу по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки. Однако есть ситуации, когда доходы и расходы в виде процентов нормируются для целей налогообложения прибыли, т.е. учитываются в пределах интервалов, установленных п.1.2 ст.269 НК РФ. В частности, доходы и расходы в виде процентов по долговым обязательствам, признаваемыми контролируемыми сделками налогоплательщик вправе признавать с учетом минимального и максимального значения интервалов (ст. 105.14, п. 1.2. ст. 269 НК РФ в редакции Закона N 374-ФЗ).

На период с 1 января 2020 по 31 декабря 2021 год установлены временные интервалы ставок по долговым обязательствам (п. 1.2. ст. 269 НК РФ в ред. пп.25 статьи 2 Закона N 374-ФЗ):

  • оформленным в рублях и возникшим в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ (между двумя налоговыми резидентами РФ) — от 0 % до 180% ключевой ставки ЦБ;
  • оформленным в рублях по сделкам, не указанным в п.2 ст. 105.14 НК РФ — от 75% до 180% ключевой ставки ЦБ РФ;
  • оформленным в иностранной валюте:
  • от 0% до ставки EURIBOR в евро, увеличенной на 7 процентных пунктов;
  • от 0 % до ставки SHIBOR в китайских юанях, увеличенной на 7 процентных пунктов;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 7 процентных пунктов ;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 5 процентных пунктов;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 7 процентных пунктов.

4. На 2020 и 2021 год установлены специальные правила определения предельной величины по контролируемой задолженности

В общем случае, контролируемая задолженность — это непогашенная задолженность российской организации — налогоплательщика по ее долговому обязательству перед иностранным лицом, взаимозависимым с налогоплательщиком. Если заемные средства превышают собственный капитал в 3 раза (у банков и лизинговых компаний в 12,5 раз), то заемщики в расходы, учитываемые в налоговой базе, включают проценты по такой задолженности в ограниченном размере (правило тонкой капитализации). Случаи признания задолженности контролируемой и механизм переквалификации процентов в дивиденды прописаны в п. 2 — 13 ст. 269 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона N 374-ФЗ в целях определения предельной величины процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года, п. 2 ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, возникших до 1 января 2020 года, применяется с учетом следующих особенностей:

  1. величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется по курсу, установленному ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающему курс, ЦБ РФ установленный по состоянию на 28 февраля 2020 года.
  2. величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю РФ, установленных ЦБ, с 28 февраля 2020 года по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.

5. Обновленная форма декларации за 2020 год

Приказом ФНС России от 11.09.2020 N ЕД-7-3/655@ внесены изменения в форму налоговой декларации по налогу на прибыль, а также в порядок ее заполнения. Изменения учитывают нововведения по налогу на прибыль, внесенные в налоговое законодательство федеральными законами, принятыми в 2019 — 2020 гг. Обновленная форма применяется, начиная с отчетности за 2020 год.

Подробнее о том, что изменилось в форме декларации по налогу на прибыль

Изменения с 1 января 2021 года

1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.

Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.

Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.

2. Пополнен список необлагаемых грантов

В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО

С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА

С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)

С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:

  • реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
  • при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
  • при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
  • Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.

6. Уточнен порядок формирования резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет

С 1 января 2021 года в главе 25 НК РФ предусмотрены особенности при формировании резерва предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год (п. 36 ст. 2, п. 5 ст. 9 Закона N 374-ФЗ).

В ст. 324.1 НК РФ дополнен п. 7, согласно которому инвентаризация резерва предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год осуществляется до момента представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период. Если сумма вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, фактически начисленных до даты инвентаризации, превышает сумму резерва, сформированного на последнюю дату отчетного (налогового) периода, то сумма превышения включается в состав расходов отчетного (налогового) периода. Если сумма вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, фактически начисленных до даты инвентаризации, оказывается меньше суммы резерва, сформированного на последнюю дату отчетного (налогового) периода, то разница подлежит включению в состав внереализационных доходов отчетного (налогового) периода. Так, крайний срок представления декларации по налогу на прибыль за налоговый период — 28 марта. Это значит, что при инвентаризации резерва будут участвовать суммы вознаграждений начисленные (выплаченные) до этой даты (если не подали декларацию раньше).

Ранее порядок был аналогичен порядку формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, инвентаризация которого производится на конец налогового периода — 31 декабря отчетного года.

7. Новые условия применения ставки 0% при реализации долей в уставном капитале и акций компаний.

С 1 января 2021 года изменяются условия применения ставки 0% при реализации долей в УК и акций компаний (ст.284.2 НК РФ):

  • ставка 0% может применяться при реализации и ином выбытии акций (погашении) и долей в УК не только российских, но и иностранных организаций, если они непрерывно владели на дату выбытия более пяти лет.
  • для применения ставки 0% не только при реализации акций, но при реализации долей в уставном капитале организаций нужно выполнить еще одно или несколько условий:
  • Акции (доли) составляют уставный капитал организаций, не более 50 процентов активов которых, по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации, прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ. Если акции российских организаций на дату их реализации или иного выбытия (в том числе погашения) относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и на эту же дату являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, то 0% применяется независимо от состава активов этих российских организаций.
  • Для иностранных акций и долей в уставном капитале помимо прочих условий ставка 0% применяется, если государство постоянного местонахождения указанных иностранных организаций не включено в «черный список офшоров», утв. Минфином.

8. Налоговые ставки для компаний из IT-отрасли

С 1 января 2021 года установлены пониженные ставки налога на прибыль для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных (п.1.15. ст.284 НК РФ в ред. Федерального Закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ):

  • ставка налога в федеральный бюджет — 3%,
  • ставка в бюджет субъекта РФ — 0 %

Ставки применяются при одновременном выполнении следующих условий:

  1. Организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 06.11.2007 № 758).
  2. Среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее 7 человек.
  3. Доля «специализированных доходов» в общей сумме доходов за отчетный (налоговый период) составляет не менее 90 процентов.

Особенности определения доходов, относящихся к «специализированным», Минфин России разъяснил в Письме от 18.12.2020 № 03-07-07/111669.

Также льготные ставки по налогу на прибыль установлены для российских организаций, которые осуществляют деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (организации электронной индустрии), налоговая ставка по налогу на прибыль:

  • в федеральный бюджет — 3%,;
  • в бюджет субъекта РФ- 0% (п. 1.16 ст. 284 НК РФ).

Эти ставки применяются при одновременном выполнении следующих условий:

  • организация включена в реестр организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции. Ведет реестр федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в порядке, утвержденном Правительством РФ;
  • доля доходов от реализации услуг (работ) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за отчетный (налоговый) период;
  • среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее 7 человек.

Для целей применения льготных ставок доходы определяются по данным налогового учета организации по правилам ст. 248 НК РФ. При этом в нее не включаются доходы, указанные в п. 2 и п. 11 п. 2 ст. 250 НК РФ (курсовые разницы), а также доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании «профильных» доходов.

Если организация любой из этих двух категорий по итогам отчетного (налогового) периода не выполнит условия по доле доходов или численности работников либо лишится аккредитации (будет исключена из реестра), то налог с начала года придется заплатить по общим, т.е. непониженным, ставкам.

9. Расширен перечень расходов, включаемых в инвестиционный вычет

С 1 января 2021 в состав инвестиционного налогового вычета могут включаться расходы на НИОКР (НИР, ОКР), предусмотренные ст.262 НК РФ (новый пп.6 п.2 ст.286. 1 НК РФ введен Законом N 374-ФЗ). Но если налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении НИОКР (НИР, ОКР) он не вправе учитывать при определении налоговой базы расходы на такие исследования и (или) разработки, а также применять в отношении их положения ст. 267.2 НК РФ (т.е. формировать резерв на НИОКР) (п. 7 ст. 286.1 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ). Поэтому нематериальные активы, созданные в результате произведенных расходов на НИОКР (НИР, ОКР) в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета, не подлежат амортизации (новый пп.13 п. 2 ст. 256 НК РФ введен пп.22 ст.2 Закона N 374-ФЗ).

Наш обзор охватывает не все изменения по налогу на прибыль, отдельного рассмотрения требуют налогообложение КИК, изменения по международным соглашениям об избежании двойного налогообложения. Ждем Ваших вопросов и новых тем для обсуждения.

Защитите себя и свою компанию уже сейчас!
Мы рекомендуем начинать первый этап аудита уже сейчас — это позволит навести порядок и устранить риски еще до сдачи годовой отчетности.
Рассчитать стоимость аудита

Изменения 2021 по НДФЛ

Расскажем о значимых изменения по НДФЛ для налоговых агентов.

Трунтаева Кира
Ведущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

1. 6-НДФЛ и 2-НДФЛ объединили

С 2021 объединяются формы расчетов 6-НДФЛ и 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ). Новая форма расчета, ее электронный формат утверждены приказом ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@ (далее — Приказ № ЕД-7-11/753@) и применяются, начиная с отчетности за первый квартал 2021 года.

При этом справка о доходах физического лица (аналог формы 2-НДФЛ) будет подаваться в качестве приложения к Расчету 6-НДФЛ только по итогам года (п. 5.1. раздела 5 Приложения № 2 к Приказу № ЕД-7-11/753@). А сам расчет 6-НДФЛ, как и прежде, представляется ежеквартально.

2. Оплата проезда в «заграничный» отпуск для «северян»

Уточнен порядок освобождения от НДФЛ компенсационных выплат, связанных с оплатой работодателем своим работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стоимости проезда в отпуск (абз. 10 подп. 1 ст. 217 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

С 1 января 2021 года четко установлено, что при использовании отпуска за пределами территории Российской Федерации не облагается НДФЛ стоимость проезда или перелета работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором они проходят пограничный контроль.

3. Налогообложение доходов по банковским вкладам

С 1 января 2021 года с процентов, полученных по вкладам в банках и остаткам на счетах в банках, в части превышения необлагаемого процентного дохода, налогоплательщики — физические лица должны будут платить НДФЛ (ст. 214.2 НК РФ в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ). Ставка НДФЛ — 13 % (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Необлагаемый доход рассчитывается как произведение 1 млн. руб. и ключевой ставки Банка России, установленной на 1 января соответствующего года. Так, если на 01.01.2021 года ключевая ставка останется на уровне 4,25 %, то за 2021 год не будет облагаться сумма процентов в размере 42 500 руб.

Таким образом, база по НДФЛ при получении процентов будет рассчитываться как: совокупный процентный доход по вкладам (остаткам на счетах) физического лица в российских банках за налоговый период (календарный год) — необлагаемый процентный доход (1 млн руб. * ключевую ставку ЦБ РФ на 1 января соответствующего календарного года)

Проценты, выплаченные физическому лицу по валютным счетам, для целей расчета НДФЛ будут пересчитываться в рубли по официальному курсу Банка России на день фактического получения «процентного» дохода. Изменение размера валютного вклада, вызванное курсовыми колебаниями, НДФЛ облагаться не будет.

В составе доходов не будут учитываться доходы в виде процентов, полученных:

  • по вкладам (остаткам по счетам) в рублях в российских банках, процентная ставка по которым в течение всего года не превышает 1% годовых. Подчеркнем, что указанное основание для освобождения применяется только к рублевым, но не валютным вкладам.
  • по счетам эскроу.

Банки должны будут не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, направлять в инспекцию по месту своего учета сведения о процентах по вкладам, выплаченных клиентам — физическим лицам. Первый такой отчет банк должен будет направить не позднее 1 февраля 2022 в отношении процентов, выплаченных за 2021. На основании этих данных инспекция исчисляет налог и направляет налогоплательщику уведомление.

4. Доходы по операциям с ценными бумагами

С 01.01.2021 года из состава доходов, необлагаемых НДФЛ, Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ исключены доходы в виде:

  • процентов (купона), которые получает гражданин по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года (абз. 2 п. 7 ст. 214.1 НК РФ);
  • дисконта, получаемого физическим при погашении облигаций (абз. 4 п. 17.2 ст. 217 НК РФ);
  • процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств — участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации (п. 25 ст. 217 НК РФ).

Указанные доходы будут облагаться в порядке, предусмотренном ст. 214.1 НК РФ (особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами).

5. Введена прогрессивная ставка НДФЛ

С 01.01.2021 начинает применяться прогрессивная ставка НДФЛ — 15% для налоговых резидентов РФ, получающих доход более 5 млн. руб. в год (в среднем чуть больше 416 тыс. руб. в месяц). При получении указанными лица годового дохода до 5 млн руб. (включительно) НДФЛ исчисляется по ставке 13%. При превышении указанного порога применяется комбинированная налоговая ставка: налог рассчитывается как 650 тыс. руб. и 15 % от суммы превышения (п. 1 ст. 224 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Отметим, что прогрессивная налоговая ставка не применяется в отношении определенных категорий доходов (они облагаются по специальным ставкам, предусмотренным НК РФ) (посл. абз. п. 1 ст. 224 НК РФ)

Отметим также, что законодатель проявил заботу о работодателях, которые действуя как налоговые агенты, могут допускать ошибки при применении прогрессивной ставки. Так, если в первом квартале 2021 налоговый агент не удержит НДФЛ по повышенной ставке при превышении доходом «порога», он не будет привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ, ему не будут начислены пени. Правда только при соблюдении обязательного условия — соответствующий НДФЛ должен быть перечислен в бюджет до 1 июля 2021 года (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

6. Расширен социальный вычет «на лечение»

Утверждены новые перечни медицинских услуг и дорогостоящего лечения для социального вычета по НДФЛ (подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ) (постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 458).

В перечень медицинских услуг добавлены такие услуги как:

  • медицинская эвакуация;
  • паллиативная помощь.

Перечень дорогостоящих услуг дополнен:

  • ортопедическим лечением населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов;
  • услугами, оказываемыми в рамках паллиативной медицинской помощи;
  • расширенным перечнем дорогостоящих услуг по услугам репродуктивной технологии.

Новым перечнем необходимо руководствоваться, начиная с 1 января 2021 года.

7. Введена возможность уплаты налога с фиксированной прибыли КИК

Физические лица — владельцы КИК с 2021 года получают возможность уплачивать НДФЛ с «фиксированной прибыли КИК» (статья 227.2 НК РФ, введенная Федеральным законом РФ от 09.11.2020 № 368-ФЗ). Отметим, что такой порядок может применяться налогоплательщиком в отношении исчисления и уплаты НДФЛ уже и за 2020 год (п. 8 ст. 3 Федерального закона РФ от 09.11.2020 № 368-ФЗ).

Не дайте повода
для выездной
проверки
Получите максимум пользы от аудита: проверьте отчетность, устраните риски и найдите финансовые резервы
Узнать стоимость аудита

Страховые взносы: изменения с 1 января 2021 г.

Обозначим, что нового в порядке исчисления и представления отчетности по страховым взносам.

Трунтаева Кира
Ведущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

1. Обновлен расчет по страховым взносам

Утверждена новая форма РСВ (приказ ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/751@). Она применяется, начиная с предоставления Расчета за 2020 год.

2. Уточнена ответственность за несдачу СЗВ-ТД

С 2021 года непредставление (искажение сведений) отчета СЗВ-ТД (сведений, указанных в п. 2.1 ст. 6 указанного Федерального закона Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ ) выделено в отдельный состав административного правонарушения.

В статью ст. 15.33.2 КоАП РФ Федеральным законом от 01.04.2020 № 90-ФЗ внесены изменения, предусматривающие наказание за нарушение правил представления отчета СЗВ-ТД, установленных Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Ответственность может наступить за:

  • непредставление отчета СЗВ-ТД;
  • просрочку представления отчета СЗВ-ТД;
  • отражение в составе отчета неполных, недостоверных сведений.

К ответственности будут привлекаться должностные лица организации.

Форма ответственности: предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 руб.

Ранее за данные нарушения также привлекали к ответственности в соответствии с положениями ст. 15.33.2 КоАП РФ, но как за нарушение требований законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

3. Предельные базы по страховым взносам на 2021 год

В 2021 году предельная величина базы по страховым взносам составит:

  • по обязательному социальному страхованию — 966 000 руб. (на 2020 год — 912 000 руб.);
  • по обязательному пенсионному страхованию — 1 465 000 руб. (в 2020 году — 1 292 000 руб.).

Указанные показатели утверждены постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935.

4. IT-компании будут платить взносы по льготной ставке

Для компаний, работающих в IT — сфере, c 01.01.2021 года будут действовать еще более низкие тарифы (п. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ):

  • на обязательное пенсионное страхование — 6%,
  • на обязательное медицинское страхование — 0,1%,
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в т.ч. с выплат в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ) — 1,5%.

Общий тариф — 7,6 %. Для сравнения общий тариф страховых взносов в 2020 году для IT — компаний — 14 %.

Одновременно уточнены условия для применения пониженных тарифов IT-компаниями, в частности уточнен такой критерий как объем «специализированных доходов» (который должен составлять не менее 90% в общей сумме доходов):

  • Уточнено, что при определении доли учитываются только доходы от разработанных организацией IT — продуктов (программ ЭВМ, баз данных).

Ранее аналогичные разъяснения давал и Минфин России (письма от 03.04.2019 № БС-4-11/6075@, от 18.12.2018 № 03-15-06/92136).

  • В составе доходов не учитываются доходы от передачи прав на использование IT-продуктов, если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в «Интернете» и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в «Интернете», осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки (абз. 4, 8 п. 5 ст. 427 НК РФ);
  • В составе общих (не «специализированных») доходов не учитываются курсовые разницы и доходы от уступки прав требований, возникших при признании «специализированных» доходов (абз. 10 п. 2 ст. 427 НК РФ).

В состав лиц, которые могут применять пониженные страховые взносы, включены российские организации, осуществляющие деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (подп. 18 п. 1 ст. 427 НК РФ).

Для указанных субъектов с 2021 года тарифы страховых взносов составят:

  • на обязательное пенсионное страхование — 6,0 процента;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 1,5 процента;
  • на обязательное медицинское страхование — 0,1 процента (подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ).

Условия для их применения установлены п. 14 ст. 427 НК РФ:

  • включение организации в реестр организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции;
  • среднесписочная численность работников организации — не менее 7 человек;
  • доля доходов от реализации услуг (работ) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период (отчетный период — для вновь созданных организаций; 9 месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам — для «не вновь созданных» организаций).

Указанные изменения внесены в ст. 427 НК РФ Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ.

5. Льготные тарифы для СМСП

В 2021 году субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП) продолжат применять пониженные тарифы страховых взносов (15%) в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода. Тариф установлен подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ:

  • на обязательное пенсионное страхование- 10,0 %;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0,0 %;
  • на обязательное медицинское страхование — 5,0 % (п. 2.1 ст. 427 НК РФ).

Отметим, что фактически такие пониженные тарифы СМСП применяли с 01.04.2020 года на основании ст. 6 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ.

К сведению!

С 01.01.2021 МРОТ составляет 12 792 руб. (ст. 3 Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ)

6. Компенсация расходов по договорам ГПХ

С 2021 года суммы компенсации расходов исполнителя, понесенных в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договору гражданско-правового характера, не облагаются страховыми взносами (подп. 16 п. 1 ст. 422 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

С 2021 года не нужно облагать страховыми взносами суммы:

  • возмещения фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физлица, связанных с выполнением работ или оказанием услуг по гражданско-правовому договору;
  • оплаты напрямую за физическое лицо расходов для того, чтобы он мог выполнить работу или оказать услугу по гражданско-правовому договору

Отметим, что ранее Минфин России также придерживался позиции, что объектом обложения страховыми взносами является только вознаграждение исполнителю, а компенсация расходов, понесенных в связи с исполнением договора, в частности на оплату проезда и проживания, страховыми взносами не облагается (см., письма Минфина России от 24.08.2020 № 03-04-06/73842, от 21.08.2017 № 03-15-06/53442). Но оплату расходов исполнителя «напрямую», например, приобретение билетов на проезд или оплату гостиницы, ФНС РФ предлагала облагать страховыми взносами, как выплаты в пользу физлиц по договорам ГПХ (Письмо ФНС РФ от 30.12.2019 г. N БС-4-11/27131@.

Аудит всё победит!
В рамках аудиторской проверки аттестованные аудиторы и эксперты по налогам «Правовест Аудит» проконсультируют Вас и помогут защитить профессиональную репутацию.
Рассчитать стоимость аудита

Изменения по налогу на имущество с 1 января 2021 года

Рассмотрим поправки в главу 30 НК РФ «Налог на имущество организаций», вступающие в силу с 1 января 2021 года, изменения для налогоплательщиков Москвы и Московской области, а также особенности представления декларации за 2020 год.

Виктория Варламова
Советник налоговой службы II ранга, руководитель отдела консалтинга, главный эксперт по бухучету и налогообложению «Правовест Аудит», аттестованный аудитор

1. Если кадастровая стоимость изменяется...

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей ст.378.2 НК РФ (п.2 ст.375 НК РФ).

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. С 1 января 2021 года из этого правила будет «всего» два исключения (15. ст.378.2 НК РФ в ред. — Закона N 374-ФЗ):

  1. В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости. Такой порядок применялся и в 2020 году.
  2. В иных случаях изменение кадастровой стоимости учитывается, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.

По мнению автора, порядок учета изменений кадастровой стоимости, применяемый в 2020 году фактически не изменится, т.к. все прежние случаи, установленные ст.378.2 НК РФ при которых изменившаяся кадастровая стоимость влияла на налогообложение, перечислены в ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в ред. Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ с 11 августа 2020 г.

2. Ставки

Как известно ставки налога устанавливаются Законами субъектов РФ, а нормы НК РФ лишь ограничивают их допустимый размер (п.1 ст.380 НК РФ). Правда если субъект РФ не захотел утвердить свои ставки, должны применяться ставки, утвержденные НК РФ (п.4 ст.380 НК РФ).

С 1 января 2021 года в НК РФ в отношении ставок предусмотрено лишь одно изменение. Ограничения по размеру ставки налога в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, продлили на 2021 год. Т.е. в 2020 и 2021 годах ставка, установленная субъектом РФ по таким объектам не может превышать 1,6 процента (п. 3.2 ст.380 НК РФ в ред. с 01.01.2021 г.).

3. Декларация по налогу на имущество

3.1. Обновленная форма

За 2020 год налогоплательщикам нужно будет представить декларацию по налогу на имущество организаций по обновленной форме (Приказ ФНС от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@). Это связано, в т. ч. с изменениями, принятыми в целях поддержки налогоплательщиков в «коронакризисный» период.

Кстати, в НК РФ с 01.01.2021 г. будет установлено, что в налоговую декларацию включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п.1 ст.386 НК РФ в ред. Закона 374-ФЗ). Поправки применяются, начиная с отчетности за 2020 год (п.13 ст.9 Закона № 374-ФЗ). Уже есть проект Приказа ФНС о дополнении формы Декларации Разделом 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств». Поэтому декларацию за 2020 год еще раз обновят.

3.2. Единая отчетность по «некадастровым» объектам

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют декларацию по налогу на имущество в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (ст.386 НК РФ). Остальные налогоплательщики отчитываются по налогу на имущество по месту нахождения недвижимости и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.

Но, если у организации есть:

  • несколько объектов недвижимости, находящихся на территориях одного субъекта РФ, но подведомственны разным налоговым инспекциям
  • такие объекты облагаются по среднегодовой стоимости
  • и в субъекте РФ не установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты, то

можно представлять по этим объектам единую отчетность в одну из налоговых инспекций (п.1.1 ст.386 НК РФ).

Для этого до 1 марта нужно представить в УФНС по соответствующему субъекту РФ уведомление о выборе инспекции, в которую будет представляться декларация. Такое уведомление представляется ежегодно. Поэтому для представления единой отчетности по налогу на имущество в 2021 году, в т.ч. для представления декларации за 2020 год, налогоплательщику придется еще раз уведомить налоговый орган о применении такого порядка. Сделать это необходимо до 1 марта 2021 года по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 19.06.2019 N ММВ-7-21/311@.

С 1 января 2021 года будет установлено, что Уведомление о единой отчетности рассматривается налоговым органом по субъекту РФ в течение 30 рабочих дней со дня его получения. Если налоговому органу понадобится направить запрос в ЕГРН в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения Уведомления, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого Уведомления не более чем на 30 рабочих дней, сообщив об этом налогоплательщику (п.1.1 ст.386 НК РФ в ред. с 01.01.2021 г. и п.6 ст.6.1 НК РФ). Т.е. процесс согласования может занять около трех месяцев. Поэтому, чтобы налогоплательщику быть уверенным, что он сможет отчитаться по «некадастровой» недвижимости централизовано, Уведомление о выборе налоговой инспекции следует направить в УФНС как можно раньше. Если выяснится, что у организации не соблюдаются условия для представления единой отчетности, налоговый орган проинформирует об этом налогоплательщика (п.1.1 ст.386 НК РФ в ред. с 01.01.2021 г. и п.6 ст.6.1 НК РФ).

4. Изменения для налогоплательщиков Москвы и Московской области

4.1. Новые «кадастровые» объекты в Москве

С 1 января 2021 года перечень недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости в Москве расширен.

В него включены жилые помещения, гаражи и машино-места, учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств (п.3.1 ст.1.1. Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон N 64) в ред. Закона г. Москвы от 11 ноября 2020 г. N 21).

Если же такие объекты не учитываются в качестве основных средств, то налогом на имущество они будут облагаться по истечении двух лет со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету (ч.4 ст.1.1. Закон N 64).

При этом отметим, что освобождение от налогообложения организаций — в отношении многоэтажных гаражей-стоянок, а также гаражных и гаражно-строительных кооперативов — в отношении гаражей сохраняется. Но такая льгота не применяется в отношении зданий, строений, сооружений, помещений в них, включенных в Перечень «кадастровой» недвижимости, утверждаемый Правительством Москвы, и объектов недвижимости иностранных организаций без российских представительств и гаражей и машино-мест, не учитываемых на балансе в качестве основных средств (пп.9 ч.1 ст.4. Закон N 64).

Также с 01.01.2021 года будут облагаться налогом на имущество:

  • объекты незавершенного строительства (п.4.1 ст.1.1 Закон N 64);
  • жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (п.4.2 ст.1.1 Закон N 64)

4.2. Ставки в Москве и МО — 2021

Ставка налога по кадастровой недвижимости в Москве увеличится с 1 января 2021 года с 1,6 до 1,8 % в плановом порядке (пп.8 п.2 ст.2 Закона N 64).

В Московской области с 1 января 2021 года также в плановом порядке повысится ставка налога по кадастровой недвижимости до 1,8 процента (в 2020 году была 1,7 %) (ст.1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 г. N 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области»).

Не исключено, что Москва и Московская область пойдут на встречу налогоплательщикам и все-таки снизят предусмотренные ставки, но пока таких изменений нет.

Больше, чем
просто аудит
Вместе с достоверной отчетностью и аудиторским заключением Вы получаете страховку от штрафов ФНС и защиту налоговых юристов на 3 года
Узнать больше

Часть 1 НК РФ: изменения с 1 января 2021 года

Федеральные законы в ноябре внесли немало корректировок в часть 1 НК РФ. Но мы рассмотрим только те, которые вступают в силу с 1 января 2021 года.

Наталюк Наталья
Советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам «Правовест Аудит» , эксперт при Палате общественных уполномоченных по защите прав предпринимателей в г. Москве

1. Налоговая тайна

Не тайна. С 01.01.2021 года не будет разглашением налоговой тайны представление налоговым органом оператору информационной системы «Одно окно» (АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) сведений о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке, организациями и ИП — участниками внешнеэкономической деятельности (из налоговых деклараций по НДС) (п. 2.2 ст.102 НК РФ).

Тайна. С 01.01.2021 года тайной станут сведения о налогоплательщиках и плательщиках взносов, которые от инспекций поступают в госорганы и органы местного самоуправления для оценки налоговых расходов в соответствии со ст. 174.3 Бюджетного кодекса. Доступ к этим сведениям имеют только должностные лица, определяемые руководителями госорганов и органов местного самоуправления (п. 11 ст.102 НК РФ).

Изменения внесены Законом № 374-ФЗ.

2. Возврат страховых взносов

С 01.01.2021 года из Налогового кодекса исключены положения, запрещающие уточнять платежи в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС (п. 9 ст. 45 НК РФ).

Излишне уплаченная или излишне взысканная сумма страховых взносов на ОПС не подлежит возврату, только если по информации территориального органа ПФР указанная сумма в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ (п. 6.1 ст. 78, п. 1.1 ст. 79 НК РФ).

Следует отметить, что данная поправка связана с Постановлением Конституционного Суда от 31.10. 2019 № 32-П, которым признано «неконституционными» существующие ограничения прав страхователя на возврат излишне уплаченных им взносов.

Изменения внесены Федеральным законом от 01.10.2020 года № 312-ФЗ

Мы рассказали только об изменениях по налогам и страховым взносам. Но на практике налогоплательщики сталкиваются с огромным количеством других вопросов. Эксперты, аудиторы и налоговые юристы компании «Правовест Аудит» с большим практическим опытом оказывают консультационные услуги, представляют интересы налогоплательщиков в суде и налоговых органах. При проведении Системного комплексного аудита или аудита с индивидуальным техническим заданием аудиторы уделяют особое внимание налоговому учету и отчетности, компания получает «Страховку от налоговых претензий». Если в результате проведения налоговой проверки налоговый орган доначислит налоги за проверенный аудиторами период, «Правовест Аудит» предоставляет юридическую защиту, а если отстоять доначисления не удастся, компания «Ингосстрах» компенсирует доначисленные штрафы и пени.

Остались вопросы?
Задайте их нам!
Получите индивидуальную консультацию в области бухучета, налогов и права в виде подробного ответа по Вашей ситуации
Задать вопрос
26 ноя
11:00
Налоговый контроль и безопасность 2024−2025: инструкция для бизнеса
Круглый-стол (online)
Записаться
Наверх