Обособленное подразделение организации в 2019 году: создание, постановка на налоговый учёт, ответственность

30 октября 2018

Часто организации фактически ведут свою деятельность в разных местах, отличных от юридического адреса. В связи с этим у них возникает вопрос: нужно ли по месту ведения деятельности вне адреса государственной регистрации вставать на налоговый учёт? В настоящей статье мы разберём, в каких случаях необходимо вставать на налоговый учёт и что грозит организации, если она этого не сделает.

Понятие обособленного подразделения

Налоговый кодекс возлагает на налогоплательщиков-организации обязанность вставать на налоговый учёт по месту нахождения их обособленных подразделений. Таким образом, организации, ведущей деятельность за пределами юридического адреса, в первую очередь, необходимо ответить на вопрос: образуется ли у неё обособленное подразделение?

В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации - это “любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца”.

Кира Трунтаева
Ведущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Таким образом, обособленное подразделение организации должно одновременно обладать следующими признаками:

  1. Территориальная обособленность подразделения от юридического адреса организации;
  2. Наличие по месту нахождения обособленного подразделения оборудованных стационарных рабочих мест. Понятие рабочего места определено в ст. 209 Трудового кодекса РФ, согласно которой рабочим местом признается «место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя».
  3. Рабочие места должны быть созданы на срок более одного месяца.

Если все эти признаки присутствуют, у организации образовалось обособленное подразделение. Обращаем внимание на то, что понятие обособленного подразделения в Налоговом кодексе РФ не идентично понятиям филиала или представительства. Так, филиал и представительство - формы обособленных подразделений, предусмотренные гражданским законодательством, наделённые определенными функциями.

Сведения о них отражаются в ЕГРЮЛ. Для целей налогового законодательства обособленное подразделение не обязательно должно быть филиалом или представительством. Сведения о нём необязательно должны отражаться в учредительных документах. Главное – оно должно соответствовать признакам обособленного подразделения юридического лица, указанным выше.

Кроме этого, в отношении филиала и представительства предусмотрена постановка на учёт организации по месту нахождения соответствующих филиала, представительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 3 ст. 83 НК РФ).

Постановка на налоговый учёт

Если организация установила у себя все признаки обособленного подразделения юридического лица, ей необходимо встать на налоговый учёт по месту нахождения этого обособленного подразделения. Для этого нужно в налоговую инспекцию, в которой организация стоит на учёте, подать сообщение о создании обособленного подразделения.

Форма такого сообщения утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 №ММВ-7-6/362.

Отметим, что в отличие от обособленного подразделения постановка на учёт филиала и представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 3 ст. 83 НК РФ).

При этом может возникнуть ситуация, когда у организации несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании или в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам. В этом случае организация вправе встать на налоговый учёт по месту нахождения одного обособленного подразделения. Место постановки организация выбирает самостоятельно из территорий, на которых находятся обособленные подразделения.

В соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ «постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно».

Кира Трунтаева
Ведущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Отметим, что данное правило действует только в отношении нескольких обособленных подразделений, но не основного места нахождения организации и её обособленного подразделения (такая позиция в частности нашла отражение в письме ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404).

Ответственность за непостановку на налоговый учёт

Что же грозит организации, если она не встанет своевременно на учёт по месту нахождения обособленного подразделения? Часто налоговые органы, привлекая организацию к ответственности за непостановку на учёт по месту нахождения обособленного подразделения, применяют п. 2 ст. 116 НК РФ.

Указанная норма предполагает взыскание штрафа за «ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом». Размер штрафа составляет 10 процентов от доходов, полученных в течение времени ведения деятельности без постановки на налоговый учёт. Фактически зачастую указанный процент считается от доходов организации в целом.

В то же время сложившаяся правоприменительная практика, опираясь на буквальное толкование норм налогового законодательства, приходит к выводу, что п. 2 ст. 116 НК РФ не применяется в отношении непостановки на налоговый учёт по месту нахождения обособленных подразделений. Так, дело в том, что организация уже стоит на налоговом учете. Вместе с этим статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность организации сообщать налоговому органу об открытых обособленных подразделениях.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации речь идёт о невыполненении организацией обязанности по представлению сообщения об открытии обособленного подразделении. А это состав иного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ. В частности в 2017 году такой вывод сделал Верховный суд РФ, сформировав единую позицию по данному вопросу, и тем самым внес определенность в существующую судебную практику.

В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ №303-КГ17-2377 от 26.06.2017 Верховный суд РФ пришёл к выводу, что организацию нельзя привлечь к ответственности за несообщение налоговому органу об открытии обособленного подразделения как за непостановку на налоговой учёт согласно п. 2 ст. 116 НК РФ. Нарушение, выразившееся в непостановке на учёт обособленного подразделения, квалифицируется как непредставление сведений налоговому органу (ст. 126 НК РФ).

Кира Трунтаева
Ведущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Следует отметить, что ранее ФНС России в отдельных письмах также формулировала аналогичную позицию. К примеру, в письме от 27.02.2014 №СА-4-14/3404 ФНС России указала, что если организация не представила сведения о создании обособленного подразделения, к ней применяются санкции предусмотренные ст. 126 НК РФ. При этом налоговая служба отметила, что ответственность, предусмотренная п. 2 ст. 116 НК РФ, применяется только если сам налогоплательщик ведет свою деятельность без постановки на учет.

17 мая
11:00
Проблемные контрагенты: что учесть на практике
Открытый вебинар
Записаться
Наверх