Выездная налоговая проверка начинается с ознакомления с решением о проведении выездной проверки. Как правило, одновременно налогоплательщику вручается требование о предоставлении документов.
Такие требования могут быть либо общие, либо конкретизированные.
Вместе с тем, это не отменяет иных процедур налогового контроля, которые включают в себя:
- Встречные проверки;
- Опросы генеральных директоров;
- Экспертизы;
- Направление запросов в иные государственные органы с целью получения информации о деятельности налогоплательщика.
Остановимся подробнее на данных процедурах.
При проведении встречной проверки основная задача налоговых органов - получить документы от Вашего контрагента, подтверждающие взаимоотношения с Вами, а также информацию о том, является ли такой контрагент производителем товара или также выступал обычным перепрадовцом. В последнем случае налоговая инспекция будет направлять запросы «по цепочке» контрагентов.
Кроме того, при проведении встречной проверки, налоговая инспекция запрашивает налоговую и бухгалтерскую отчетность Вашего контрагента из инспекции, в которой он состоит на учете.
Фактически целью такой проверки является установление того, подпадает ли Ваш поставщик под критерии «однодневки» - какова его налоговая нагрузка, обороты и т.д.
Как правило, налоговая инспекция сравнивает показатели деклараций с данными о движении денежных средств по счетам такого контрагента и анализирует, уплачивались ли им арендные платежи, нес ли он транспортные расходы, какие налоговые отчисления у него были в проверяемом периоде.
Если у инспекции есть основания подозревать Вашего контрагента в том, что это компания-«однодневка», а Вы с ее помощью уклонялись от уплаты НДС и налога на прибыль, налоговая предпринимает меры для поиска и опроса лица, который фигурирует в ЕГРЮЛ в качестве генерального директора и учредителя компании.
Для этого инспекция может либо самостоятельно вызвать генерального директора на опрос, либо поручить такой опрос сотрудникам внутренних дел.
Как показывает наша практика, в большинстве случаев опрос носит формальный характер, в рамках которого спрашивают о том, учреждалась ли компания, подписывались ли первичные документы.
Однако, на практике бывают ситуации, когда опрос выходит за пределы простой формальности. Например, по одной из проверок, после ответа директора о том, что товар доставлялся на склад, инспектор стал задавать вопросы о том, что из себя представляет этот склад, сколько там этажей, какая отделка внутри, какой забор вокруг склада и т.д.
Все это делалось с тем, чтобы «уличить» Генерального директора в незнании темы и сделать выводы о том, что он являлся номинальным лицом.
Как правило, это делается, если предполагаемая сумма доначислений превышает 10-15 миллионов рублей.
В этой связи важно помнить, что НК РФ устанавливает определенные особенности назначения и проведения экспертизы по делам о налоговых правонарушениях, в связи с чем важно досконально знать как порядок назначения и проведения экспертизы, так и права и обязанности эксперта в связи с проведением подобной экспертизы.
На практике, мы нередко встречаемся с ситуациями, когда отрицательная для нашего клиента экспертиза не играет никакой роли в суде именно из-за процессуальных нарушений со стороны налогового органа.
Указанные выше действия налоговая инспекция предпринимает при проведении 95% выездных налоговых проверок, поскольку это является шаблонными и стандартными действиями.
Однако, в своей практике мы сталкиваемся и с иным подходом, когда налоговый орган проявляет креативный подход к проверке.
В таких ситуациях лучше сразу обратиться к специалистам, чтобы контролировать процесс проведения проверки с самого начала, поскольку опыт наших экспертов позволяет в полной мере оценивать возможные шаги налоговой инспекции и держать ситуацию на контроле.
Другие виды налоговых проверок:
- Встречная налоговая проверка (”встречка”) проводится только в рамках выездных или камеральных проверок.
- Это самый частый вид проверки. Чаще всего это только арифметическая проверка декларации.