Содержание
- Какие НКО подлежат обязательному аудиту?
- Зачем НКО аудит?
- Оценка соответствия деятельности уставной цели, проверка ведения корпоративной документации
- Проверка целевого использования средств
- Проверка раздельного учета некоммерческой и коммерческой деятельности, налоговые риски некоммерческой деятельности
Какие НКО подлежат обязательному аудиту?
В ряде случаев обязанность проведения аудита НКО закреплена положениями федерального законодательства. Как же понять, подлежит ли некоммерческая организация обязательному аудиту? Для этого необходимо оценить соблюдаются ли определенные критерии (для удобства восприятия разобьем их на 3 блока). Если хотя бы один критерий соблюдается — обязательный аудит нужно проводить.
Финансово-экономические критерии
- НКО является собственником целевого капитала и балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн руб. (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 №
307-ФЗ, ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2006 №275-ФЗ); - получатель дохода от целевого капитала, если размер финансирования этого получателя дохода от целевого капитала за счет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 млн руб. (ч.2 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2006 №
275-ФЗ); - доход, полученный от предпринимательской деятельности (определяемый по правилам НК РФ) за предшествующий отчетному год составляет 800 млн руб. и/или сумма активов баланса превышает 400 млн руб. (пп.4 ч.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 №
307-ФЗ).
Критерии по типу НКО
- Организации, имеющие организационно-правовую форму фонда, в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн руб.
Исключение — специализированные фонды, организации управления целевым капиталом и фонды, имеющие статус международного фонда (п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона №
- НКО, являющиеся иностранными агентами, а также структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации (п.1 ст.32 Федерального закона №
7-ФЗ); - Негосударственный пенсионный фонд (Федеральные законы от 07.05.1998 №
75-ФЗ, от 27.07.2010 №208-ФЗ). - Акционерный инвестиционный фонд (Федеральный закон от 29.11.2001 №
156-ФЗ). - Фонды, созданные субъектами РФ в целях урегулирования обязательств застройщиков, признанных несостоятельными (банкротами) перед участниками долевого строительства (Федеральный закон от 30.12.2004 №
214-ФЗ). - Жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г. №
215-ФЗ). - Кредитные потребительские кооперативы (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов).
- Специальные фонды, созданные в качестве юридических лиц организацией по управлению правами на коллективной основе, получившей государственную аккредитацию (Федеральный закон от 18.12.2006 №
230-ФЗ). - Фонды, созданные в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 №
216-ФЗ. - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Федеральный закон от 12.01.1996 №
7-ФЗ). - и др.
Иные критерии (другие случаи):
- обязательность проведения аудита прописана в уставе НКО.
Для того, чтобы точно понимать подпадает НКО под обязательный аудит, так же будет не лишним сверяться каждый год с документом, выпускаемым Минфином, под названием «Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за ... (согласно законодательству Российской Федерации)».
Однако, исходя из нашего опыта, даже если НКО не подлежит обязательному аудиту, пренебрегать аудитом по собственной инициативе не стоит. Разберемся почему.
все победит
Зачем НКО аудит?
Как известно, НКО — организации, которые созданы не для извлечения коммерческой прибыли, а в целях реализации благотворительных, общественных или культурных задач, что делает их учет специфическим и сложным для неопытных бухгалтеров. Аудит же обеспечивает прозрачность и эффективность деятельности как для создателей и руководителей самой организации, так и для сторонних пользователей.
Многие опытные руководители НКО обращаются к аудиторам не только для проверки бухгалтерского учета и получения аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности, но и для комплексной проверки, включающей в себя проверку налогового учета и дополнительных аспектов, которые могут повлечь за собой риски.
Многие НКО осуществляют коммерческую деятельность для достижения некоммерческих целей, а значит необходимо правильно рассчитать налоги. Но даже при отсутствии таких операций, есть выплаты в пользу физических лиц и нюансы их обложения НДФЛ и страховыми взносами. Соответственно могут возникнуть налоговые риски, как у любого другого налогоплательщика и налогового агента, ответственность за которые несет прежде всего руководитель НКО.
Поэтому, если НКО проходит обязательную проверку, то лучше включить в техническое задание на аудит не только «классический» финансовый аудит бухгалтерской отчетности, но и проверку налогового учета. А если НКО не подлежит обязательному аудиту, то и в этом случае «взгляд со стороны» точно не будет лишним, тем более если это профессиональный взгляд аудиторов.
В результате аудита по индивидуальному техническому заданию НКО получит:
- подтверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- анализ наличия налоговых рисков в части некоммерческой деятельности и анализ корректности начисленных и уплаченных налогов в части коммерческой деятельности (если она ведется);
- проверку корректности формирования учетной политики, применяемой в бухгалтерском и налоговом учете, а также соответствие фактически применяемых методов ее положениям;
- подтверждение соответствия фактической деятельности организации, принципов ее финансирования и распределения материальных средств задачам и целям, указанным в уставных документах, программе НКО;
- подтверждение целевого использования средств;
- подтверждение расхода поступившего целевого финансирования НКО в соответствии с ранее утвержденными программами и сметами. А также оценка соответствия сумм различных видов расходов запланированным показателям и установленным ограничениям;
- анализ корректности документального оформления операций, связанных с получением и расходованием денежных средств или иного имущества НКО;
- подтверждение корректности ведения раздельного учета и корректности расчета финансового результата НКО (если организация помимо некоммерческой деятельности ведет еще и коммерческую);
- анализ и оцифровка налоговых рисков и рекомендации по их минимизации и исправлению ошибок и др.
Статистика наблюдений при проведении аудита в НКО дает такие данные о выявленных ошибках, недочетах и нарушениях (в ряде случаев нарушения являются смешанными):
- более 55% связаны с неисполнением или нарушением НКО своих же положений уставов;
- более 40% связаны с ведением документооборота по финансово-хозяйственной деятельности НКО;
- более 38% связаны с отсутствием у НКО оформленных решений или протоколов или же нарушением их оформления;
- более 15% связаны с оформлением внутренней деятельности.
Давайте рассмотрим их на примерах.
Оценка соответствия деятельности уставной цели, проверка ведения корпоративной документации
Первое, на что обращают внимание аудиторы при проверке НКО — Устав НКО, программа деятельности и смета на ее исполнение.
Важно, чтобы деятельность организации за проверяемый период соответствовала положениям Устава НКО и утвержденной в конце предыдущего года программе деятельности, а отступления от сметы на ее реализацию были прозрачны и оформлены внутренними распорядительными документами.
В программе отражается цель, то есть на кого или на что будет направлена деятельность НКО, средства ее достижения, а также сроки ее реализации. Например, если это Благотворительный фонд помощи детям до 18 лет с определенным заболеванием, то помочь семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, Фонд не сможет без риска признания направления средств на такую помощь использованными не по целевому назначению.
Нарушения в части несоблюдения целей, предмета и вида деятельности НКО по статистике самые популярные, как следствие, это приводит к формированию внутренних документов, нарушающих законодательство РФ и высокому риску предъявления претензий со стороны контролирующих органов.
Исходя из нашей практики, довольно большое количество НКО забывают территориальную сферу своей деятельности, указанную в Уставе. Все общественные организации разделяются на местные, региональные, межрегиональные и общероссийские организации. Осуществляя деятельность, важно не выходить за пределы места нахождения. Например, если региональная организация зарегистрирована в Москве, только там она может реализовать свою цель, в рамках одного региона.
Забывая о такого рода ограничениях, множество региональных организаций выходят в своей деятельности за пределы «домашнего региона», не создавая там свои структурные подразделения, получая внеплановые проверки Минюста и массу неприятных моментов, в т.ч. возможны риски возникновения споров с налоговыми органами, если «внерегиональную деятельность» попытаются переквалифицировать в нецелевое использование средств и доначислить налог на прибыль (если применяется общий режим налогообложения) или налог, рассчитываемый при применении упрощенной системы налогообложения (УСН).
Решения органов управления НКО должны быть оформлены протоколами заседаний. К составлению протокола предъявляются требования, закрепленные в Гражданском кодексе РФ (гл. 9). Для ассоциаций, союзов и общественных объединений это обязательная процедура, которая, по нашему опыту, не всегда соблюдается, что ведет к нарушению ст. 65.2 ГК РФ и устава, и может повлечь корпоративный спор в НКО.
Протокол заседания НКО так же должен соответствовать положениям устава и размещаться в общем доступе на сайте НКО (особенно это актуально при утверждении программы). Если программа потребует каких-либо изменений, то они вносятся органом НКО, который принимал решение об ее утверждении. Заседание об утверждении программы фиксируется в новом протоколе.
Например, автономная некоммерческая организация, зарегистрированная в Санкт-Петербурге, в Уставе заявила свой региональный статус. Через некоторое время, в рамках культурного обмена открыла свое небольшое «представительство» в Туле для музейной выставки. Внести изменения в Устав и зарегистрировать филиал организация забыла. В результате проверки Минюста, ей пришлось в срочном порядке подавать документы на открытие филиала.
Руководитель отдела спецпроектов «Правовест Аудит», кандидат экономических наук
Проверка целевого использования средств
Основною целью аудитора при комплексной проверке любого вида НКО помимо подтверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности является проверка поступления и целевого расходования денежных средств в соответствии с благотворительной или социальной функцией организации.
Проверка целевого использования средств начинается с анализа счета 86 «Целевое финансирование». Именно на этом счете отражается приход средств от жертвователей, грантов, субсидий и прочих источников финансирования деятельности НКО. Затраты на уставную деятельность так же отражаются на данном счете и ложатся в основу формирования отчета о целевом использовании средств, который входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности НКО. Некорректный подход к целевому использованию средств НК может повлечь риск не только получения модифицированного аудиторского заключения, но и доначисления налогов, потери репутации НКО и даже ликвидации НКО Минюстом.
Например, благотворительный фонд, основной деятельностью которого была помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, являлся региональным фондом Москвы, собрал средства на реабилитацию ребенка с ДЦП. Формально помощь больному ребенку не относится к деятельности Фонда и есть высокий риск переквалификации такой помощи в нецелевое использование средств. Но семьи, у которых дети с ДЦП, как правило, находятся в трудной жизненной ситуации, т.к. денег на лечение не хватает. И риски переквалификации помощи в «нецелевую» часто зависят от формальностей оформления документов на ее оказание. Т.е. если семья с больным ребенком находится в трудной жизненной ситуации и в качестве основания для оказания помощи укажет именно эту причину и приложит соответствующие документы, у НКО рисков нецелевого использования средств не будет. Но если семья, находившаяся в трудной ситуации «просто» попросит оплатить лечение ребенка, без указания на трудную ситуацию, то у НКО есть риск нецелевого использования. И как следствие налоговые риски, в т.ч. доначисление налога на прибыль или УСН.
Генеральный директор «Правовест Аудит», аттестованный аудитор и профбухгалтер
Еще пример из практики. Благотворительная организация оказывала помощь гражданам в реабилитации по определенным заболеваниям. Однако не получала акты от лиц, прошедших такую реабилитацию, а также не собирала документацию, что лица нуждаются в такого рода помощи — в частности, отсутствовали заявления с просьбой оказать благотворительную помощь по утвержденной программе (письма-прошения).
При проверке НКО данный факт был расценен как нарушение и средства, потраченные на помощь вышеуказанным лицам, были расценены как истраченные не по целевому назначению. Соответственно, если НКО не восстановит необходимые документы, то ей грозит риск доначисления налога на прибыль с «нецелевых трат», а также НДФЛ с суммы «неблаготворительных» выплат.
ПРОСТО АУДИТ!
Проверка раздельного учета некоммерческой и коммерческой деятельности, налоговые риски некоммерческой деятельности
Важно понимать, что отсутствие налогооблагаемого дохода не равно отсутствию налоговых рисков. Эта область должна тщательно контролироваться главным бухгалтером и руководителем НКО.
Поскольку ряд некоммерческих организаций параллельно с основной деятельностью ведут еще и коммерческую, то при ведении бухгалтерского и налогового учета в НКО могут возникнуть некоторые сложности. Таким организациям аудит просто необходим, так как его проведение позволяет проверить корректность ведения учета и избежать дальнейших проблем с контролирующими органами.
Практика показывает, не все организации знают, что полученные от коммерческой деятельности средства также должны быть использованы в строгом соответствии с требованиями уставных целей.
Фактически в большинстве НКО нет налога на добавленную стоимость (ст. 149 НК РФ) и не формируется налог на прибыль или же единый налог, если НКО находится на УСН. Но, даже «нулевые» декларации НКО обязано представлять.
Также нередки ситуации, когда налоговые органы могут доначислить налог вследствие неаккуратного подхода к оформлению документов или проведения операций, не соответствующих деятельности некоммерческих организаций. Например, в зоне риска документы на проведение различных мероприятий — конференций, выступлений, представительские расходы, мероприятия, которые не предусмотрены уставом НКО, бюджетом или сметой. При отсутствии документов, подтверждающих целевое использование средств, как уже говорилось, есть риск доначисления налога на прибыль или налога при УСН и соответствующих пени и штрафов.
Некоторые НКО ошибочно квалифицируют в качестве пожертвований оплату за оказанные услуги.
Например, НКО, являющаяся благотворительным фондом, проводила мероприятие с платным участием гостей. Информация о стоимости участия была официально опубликована на сайте организации. По правилам, указанным на сайте организации, мероприятие могли посетить только гости, оплатившие данный взнос. Эти поступления НКО интерпретировала как пожертвование, не облагаемое единым налогом УСН. Налоговые органы не согласились с данной позицией. Они квалифицировали такие «пожертвования» как оплату услуг и был начислен налог со всей суммы сбора, а также штраф и пени. Если бы такую ошибку обнаружили аудиторы, то штрафов и пени удалось бы избежать.
Руководитель практики аудита, ACCA Advanced Diploma in Accounting and Business
Отдельный вид нарушений — несоблюдение установленных нормативов на некоторые виды расходов, установленные либо законодательно, либо источниками финансирования: заработная плата различных сотрудников НКО, расходы на фандрайзинг (поиск спонсоров), общехозяйственные расходы и т.д.
Например, необходимо помнить, что на уровне Федерального закона №
- благотворительная организация вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала не более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ (п. 3 ст. 16 Федерального закона
135-ФЗ); - в случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой (п. 4 ст. 16 Федерального закона
135-ФЗ).
Если эти нормативы нарушены, то сверхнормативные суммы должны быть включены в налогооблагаемые доходы, как нецелевые средства.
Как видим, в аудите НКО есть своя специфика. Целевое расходование средств и правильное оформление соответствующих документов — одних из основных факторов, влияющих на достоверность отчетности и даже на возникновение налоговых рисков. Чтобы не накапливать ошибки, проводите аудит НКО поэтапно, чтобы сразу решить спорные вопросы с экспертами и аудиторами и не нарушать законодательство об НКО и нормы НК РФ.