Содержание
Именно такое понятие было использовано и при введении уголовной ответственности (статья 173.1, 173.2 Уголовного Кодекса РФ).
Анализируя те признаки, которые были названы выше, можно сказать, что к таким фирмам Ваш контрагент будет отнесен в том случае, если:
- Во-первых, по мнению проверяющих, фирмы однодневки созданы не с целью получить прибыль от предпринимательской деятельности, а чтобы уклониться от уплаты налогов, заключить разовые незаконные сделки.
- Во-вторых, если при регистрации таких компаний используют утерянные или похищенные паспорта. Как следствие, их «директора» или «учредители» даже не знают, что являются таковыми. Информацию же о реальных руководителях фирмы получить достаточно сложно.
- В-третьих, однодневки имеют минимально допустимый законодательством уставный капитал. В частности, для обществ с ограниченной ответственностью это 10 000 рублей. На практике встречается, что уставный капитал компании формируют имуществом малой стоимости, например принтером.
- В-четвертых, постоянно действующий исполнительный орган фирмы, как правило, не находится по месту государственной регистрации, или в качестве сведений о ее местонахождении заявлен несуществующий адрес. Хотя в действующем законодательстве не предусмотрена обязанность компаний иметь собственный офис, фирма должна оповещать инспекторов о постоянном месте нахождения своего исполнительного органа.
- И, наконец, фирмы однодневки обычно не имеют на своем балансе имущества, финансовых вложений, ведут нерегулярную или недолгую по времени деятельность, не представляют в налоговую инспекцию отчетность либо сдают «нулевой» баланс.
Среди учредителей подобных организаций имеются «официальные учредители» – это те, кто указан в учредительных документах, и, которые, как правило, не знают об их существовании, и «теневые» – которые на самом деле всем руководят и «обладают необходимыми материальными ресурсами» и пользуются возможностями «однодневок».
Фирмы-однодневки сегодня: перспективы, тенденции
В настоящее время такие компании - самый доступный и популярный инструмент сокращения налоговых платежей и вывода чистой прибыли. Однако доступность и видимая эффективность этого инструмента оптимизации налогов оборачивается высокими рисками для пользующихся им компаний.
И если крупные организации стараются не дискредитировать себя работой с системными фирмами, то у малого и среднего бизнеса нередко не остается другого выхода.
Для них "однодневки" – основной способ сделать налоговую нагрузку компании приемлемой. Причина в том, что крупным фирмам под силу разрабатывать сложные и дорогостоящие схемы оптимизации налогообложения. В то же время малому и среднему бизнесу не хватает средств, чтобы привлекать квалифицированных специалистов и защищать свои интересы в суде.
Более того, нередки ситуации, когда Ваши контрагенты используют фирмы-"однодневки" для получения денежных средств, полностью выводя свои доходы из-под налогообложения. В таких случаях, получая товар от постоянного продавца, Вы можете не знать о том, является ли Ваш контрагент "однодневкой".
Поэтому даже если Вы не используете схемы по оптимизации налогов с использованием «однодневок», нет никакой гарантии, что Ваш постоянный поставщик того или иного товара, фирма, которую вы наняли для выполнения, скажем, ремонта офиса, не окажется вдруг в глазах налоговой «однодневкой». Проконтролировать сдает ли Ваш контрагент отчетность с теми суммами, которые Вы ему заплатили, невозможно.
Как показывает практика сопровождения налоговых проверок, обжалования решений налоговых органов в судебном порядке, обезопасить себя на 100 процентов от претензий налоговых органов невозможно. Это же утверждение относится и к вопросу о том, можно ли себя обезопасить от взаимодействий с контрагентом-"однодневкой".
Как минимизировать риски и защититься от доначислений
Однако, есть набор действий, при совершении которых Вы можете минимизировать риски по доначислениям налогов, а в случае, если они все-таки будут доначислены – по снятию в судебном порядке.
По сути, речь идет о построении системы налоговой безопасности, которая может состоять из 3-х элементов:
- Внешний мониторинг;
- Внутренний мониторинг;
- Требования, предъявляемые к сотрудникам.
Внешний мониторинг, или «История» контрагента
Внешний мониторинг – это система оформления взаимоотношений с контрагентами, направленная на обеспечение налоговой безопасности путем сбора и анализа документов и информации о финансово-хозяйственном положении контрагента.
Для того, чтобы грамотно вести «историю» необходимо, прежде всего, разобраться в том, что из себя представляет Ваш контрагент.
- Выписку из ЕГРЮЛ с датой, которая незначительно (1-2 недели) отклоняется от даты заключения договора. Желательно иметь выписку из ЕГРЮЛ на дату заключения договора. Если нет возможности получить выписку от контрагента – закажите ее сами. Закон «О государственной регистрации» это позволяет. Кроме того, в настоящее время планируется введение комплексного программного продукта, с помощью которого налогоплательщик может получить информацию о своем контрагенте из Интернета. Форма такой информации будет представлена в виде электронной выписки, а стоимость получения одной выписки будет составлять 250 рублей. Предполагается возможность «абонентского» обслуживания, когда предоставляется информация о текущих изменениях вносимых в ЕГРЮЛ в отношении той или иной организации;
- Копию приказа о назначении генеральным директором лица, который подписывает договор. В случае, если это лицо действует на основании доверенности – копию данной доверенности;
- Устав организации-контрагента.
- Если деятельность, осуществляемая Вашим контрагентом лицензируемая – необходимо получить копию лицензии с не истекшим сроком действия;
- Если товар, который поставляется Вашим контрагентом, подлежит сертификации – у Вас должны оставаться копии таких сертификатов, экспертиз, справок, и т.д. Плюсом для Вас будет являться то обстоятельство, что Вы самостоятельно получили такие документы;
- Желательно наличие документов, свидетельствующих о предварительной переписке с контрагентом, контактные данные лиц, с которыми осуществлялась взаимодействие и т.д;
- Если юридический адрес местонахождения общества является адресом массовой регистрации, то необходимо зафиксировать сведения о фактическом адресе местонахождения;
- Не будет лишним также и указание в договоре на то, что продавец несет ответственность за правильность оформления счетов-фактур, и в случае их неправильного оформления он несет ответственность в размере НДС, не принятого к вычету налоговым органом;
- Если Ваши отношения предполагают авансовую форму оплаты Вами товара, работы или услуги, необходимо наличие гарантийного письма о сроках и порядке выполнения контрагентом своих обязательств;
- Большим плюсом при диалоге с налоговой будет являться наличие у Вас бухгалтерского баланса контрагента, в котором отсутствуют сведения о задолженности перед бюджетом, а задолженность перед кредиторами меньше дебиторской задолженности;
- Нелишней будет и информация (в виде например служебной записки, распечаток из Интернета) о том, каким образом осуществлялся выбор контрагента, что повлияло на условия его выбора (меньшая цена, меньшие сроки доставки, удобство расположения, долгосрочное присутствие на рынке и т.д.);
При взаимодействии с таким типом контрагента у Вас появляется лучшая возможность формирования «истории» взаимоотношений.
Однако, в таком случае, сбор информации о контрагенте не должен существенно отличатся от других «историй», чтобы не привлечь излишнего внимания налоговой инспекции. Во всем нужно знать меру и соблюдение грани, за которой начинаются подозрения во взаимосвязи с контрагентом – достаточно непростой момент, который зависит от целого ряда конкретных обстоятельств.
Внутренний мониторинг
Внутренний мониторинг предполагает разработку системы приказов, стандартов, инструкций, которые предписывают осуществлять взаимоотношение с контрагентами определенным способом. Например, в них может быть предусмотрено, что сотрудник, передающий документы (акты выполненных работ и т.д.) должен убедиться в том, что передает их сотруднику организации, потребовав у него доверенность. В случае, если у Вас организован пропускной режим можно записывать посетителей с указанием их данных и организаций, которые они предоставляют.
Требования, предъявляемые к сотрудникам
Закрепив те или иные требования в приказах, стандартах и инструкциях, необходимо ознакомить с ними сотрудников организации и следить за тем, чтобы ими выполнялись все требования.
Так, самым простым примером, может служить то, что менеджеры должны в полном объеме заполнять информацию о контрагентах, проверять правильность заполнения реквизитов счетов-фактур.
В целом, если мы говорим об определенной системе взаимоотношений между контрагентами, то, по нашему мнению, она должна разрабатываться индивидуально, в зависимости от характера действий, долгосрочности предполагаемых отношений и других существенных условий.
Остерегайтесь "однодневок"!
Мы с легкостью определяем все фирмы однодневки и готовы разработать индивидуальную безопасную схему работы с контрагентами непосредственно для Вас.
Для этого достаточно направить запрос на наш адрес и мы свяжемся с Вами.