Письменные пояснения в налоговую инспекцию по самозанятым в 2025

21 января 2025

Организации и индивидуальные предприниматели, активно использующие услуги самозанятых, систематически сталкиваются с необходимостью пояснять налоговой инспекции обстоятельства таких операций. О том, как отреагировать на интерес инспекции к сделкам с самозанятыми, чтобы не спровоцировать налоговые претензии, рассказываем в статье.

Уже пятый год идёт всероссийский эксперимент по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» для физических лиц (самозанятых). Однако с самого его начала недобросовестные работодатели дискредитировали идею «обеления» теневых доходов граждан, став использовать самозанятых для минимизации своих издержек. Ведь вместо заключения трудового договора и уплаты обычно положенных НДФЛ и страховых взносов с заработной платы теперь стало формально доступным «наградить» работника статусом самозанятого и заставить его самостоятельно платить в бюджет только НПД по ставкам 4 или 6 процентов. Злоупотребления в этой сфере не остаются без внимания ФНС России.

Когда и как могут запросить пояснения?

Подмена трудовых отношений гражданско-правовыми с лицом, получившим статус самозанятого, позволяет фактическим работодателям занижать базу по НДФЛ и страховым взносам. Поэтому, как правило, объясняться перед инспекцией за сделки с самозанятыми приходится в рамках камеральных налоговых проверок, проводимых на основании ежеквартально представляемых расчетов по НДФЛ и страховым взносам. В таких случаях инспекция запрашивает письменные пояснения с применением формы требования по КНД 1165050 (Приложение № 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 №ММВ-7-2/628@).

Если с момента представления расчета истекли три месяца, отведенные законом на камеральную проверку (п. 2 ст. 88 НК РФ), запрос пояснений может быть выражен в вызове в инспекцию на основании уведомления по форме КНД 1165009 (Приложение № 2 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 №ММВ-7-2/628@) со ссылкой на общее правомочие налоговых органов ( пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом несмотря на то, что уведомление буквально предполагает явку в налоговый орган, как и при камеральной проверке, инспектор обычно рассчитывает получить документальные доказательства, включающие письменные пояснения по операциям с самозанятыми.

Обязательно ли отвечать на требования?

В качестве законного основания для истребования пояснений о самозанятых в рамках камеральной проверки инспекция обычно указывает на несоответствие данных, представленных в расчете по НДФЛ или страховым взносам, сведениям, имеющимся у инспекции и полученным в ходе налогового контроля (п. 3 ст. 88 НК РФ). Форма уведомления о вызове в инспекцию тоже предполагает указание причины для получения пояснений вне рамок налоговой проверки.

Если требование или уведомление не содержат сведений об основаниях запроса пояснений, их можно игнорировать как несоответствующие закону (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). Однако такой подход не служит профилактике налоговых рисков, так как у инспекции может быть противоположное мнение о своём запросе, в связи с чем непредставление сведений об операциях с самозанятыми может быть расценено как сокрытие значимой информации, что повысит убежденность инспекции в обоснованности своих подозрений.

При этом следует помнить, что интересующие данные могут быть получены инспекцией непосредственно от самозанятых, в том числе в формате их допроса как свидетелей (ст. 90 НК РФ).

Не раскрывая информацию из-за формальных недостатков требования или уведомления, скорее всего, возможно лишь отложить момент, когда придётся давать пояснения по существу отношений с самозанятыми контрагентами.
Аудит
все победит
Мы проверим отчетность, покажем риски и найдем финансовые резервы, а так же вы получите страховку от штрафов ФНС и защиту налоговых юристов на 3 года
Рассчитать стоимость аудита

Что «в фокусе» у инспекции по самозанятым?

Исследуя операции с самозанятыми, инспекция ищет в них признаки трудовых отношений, которые, по мнению ФНС, могут обнаруживаться в следующем:

  • наличие статуса самозанятого является обязательным требованием заказчика работ (услуг);
  • заказчик сам устанавливает для самозанятого периоды выполнения работ (услуг) и отдыха;
  • самозанятый выполняет работы (услуги) под контролем со стороны заказчика;
  • заказчик полностью обеспечивает самозанятого необходимыми материалами и инструментами;
  • работы (услуги) самозанятого оплачиваются аналогично порядку, установленному ТК РФ;
  • самозанятый выполняет работы (услуги) только для одного заказчика;
  • использование самозанятых носит для заказчика «массовый» характер.

В связи с этим, цель представления в инспекцию письменных пояснений состоит в том, чтобы убедить её в отсутствии признаков злоупотребления правом на сотрудничество с самозанятыми так, как их видит налоговая служба.

Стоит ли предоставлять договоры с самозанятыми?

Истребование налоговым органом письменных пояснений по сделкам с самозанятыми часто не обходится без запроса договоров с ними и состоявшегося документооборота. Представление таких документов вместе с письменными пояснениями является не обязанностью, а правом (п. 4 ст. 88 НК РФ). Однако стоит учитывать, что, чем полнее перед инспекцией будут раскрыты доказательства в пользу доводов заказчика работ (услуг) у самозанятого, тем выше будет вероятность убедить её в отсутствии у сторон цели сэкономить на налогах.

До представления таких документов в инспекцию важно убедиться в том, что они отражают фактические обстоятельства операций с самозанятыми и не противоречат утверждениям, сделанным в письменных пояснениях.

Пример письменных пояснений в налоговую инспекцию по операциям с самозанятыми

ООО «Альфа» на требование от ... №... настоящим представляет истребуемые документы по операциям с исполнителями услуг — плательщиками налога на профессиональный доход и, кроме того, поясняет фактические обстоятельства взаимоотношений с ними.

ООО «Альфа», являясь поставщиком (производителем) ..., периодически испытывает потребность в работах (услугах) по ...; однако специфика рынка заключается в том, что представленные на нем специалисты не готовы к сотрудничеству на условиях трудового договора, так как заинтересованы в большей самостоятельности при выборе заказчиков и конкретных видов работ (услуг), а также в установлении цены на свои работы (услуги), зависящей от сроков их оказания и сложности. Это, в свою очередь, объясняет распространенный сейчас выбор исполнителей подобных работ (услуг) в пользу сотрудничества в статусе индивидуального предпринимателя или самозанятого.

Заключая договоры на оказание услуг с самозанятыми, ООО «Альфа» преследует цель не уклониться от обязанностей работодателя, в том числе предусмотренных НК РФ, а получить необходимый результат работ (услуг) у исполнителя на условиях, определенных обеими сторонами в соответствии с гражданским законом. При этом нетрудовой характер отношений ООО «Альфа» с самозанятыми подтверждается также следующим:

  • предметом договоров является измеримый объем работ (услуг), а не трудовая функция, не зависящая от объема работы;
  • размер вознаграждения исполнителей зависит от выполненного ими объема работ (услуг), а не является фиксированным;
  • расчеты за работы (услуги) осуществляются по факту выполнения работ (оказания услуг), а не в сроки согласно ТК РФ;
  • исполнители работ (услуг) самостоятельно определяют время их выполнения (оказания), а не связаны с внутренним распорядком трудового дня в …;
  • работы выполняются (услуги оказываются) иждивением исполнителя.

Таким образом, есть все основания считать, что ООО «Альфа» прозрачно в отношении своих налоговых обязательств (в том числе с ФОТ) и не допускает подмену трудовых отношений гражданско-правовыми.

Зачем нужны межведомственные комиссии по противодействию нелегальной занятости?

В 2024 году борьба с нарушениями в сфере труда вышла на новый уровень — в субъектах РФ стали создаваться и функционировать межведомственные комиссии по противодействию нелегальной занятости (ст. 67 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 03.05.2024 № 571). При этом работа этих комиссий строится в том числе на основе данных, ежеквартально представляемых налоговыми органами (Приказ Минтруда РФ от 02.02.2024 № 40н).

Теперь, если в течение 12 месяцев подряд организация или индивидуальный предприниматель взаимодействовали более чем с 10 самозанятыми, среднемесячный доход которых превысил 20 тыс. руб., и средняя продолжительность работы самозанятых с этими организацией или индивидуальным предпринимателем составила более 3 месяцев, информация об этом должна представляться налоговым органом в межведомственные комиссии для изучения на предмет неправомерного заключения гражданско-правового договора вместо трудового.

Такое усиление контроля государства говорит о том, что при сотрудничестве с самозанятыми лучше быть готовым к максимально критическому отношению со стороны компетентных органов. Кстати, практика рассмотрения судами споров о доначислении налогов из сделок с самозанятыми складывается преимущественно в пользу бюджета. Правильно оценить соответсвующие риски и разработать меры к их нивелированию «Правовест Аудит» предлагает в рамках комплексного аудита или отдельной услуги. Берегите свой бизнес — выявляйте и исправляйте налоговые ошибки до того, как ими заинтересуется налоговый орган.

Получите
Аудиторское
Заключение
Получите максимум пользы от аудита: вместе с достоверной отчетностью и аудиторским заключением получите консультации аудиторов и налоговых экспертов по волнующим и спорным вопросам
Узнать стоимость аудита за 1 мин
АУДИТ СЕГОДНЯ — ЭТО ВАША УВЕРЕННОСТЬ И СТРАХОВКА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ЗА ОШИБКИ ЗАВТРА
Узнать цену за 1 минуту
Наверх