Правила раскрытия информации при проведении камеральных налоговых проверок

23 ноября 2015
Компания представила в инспекцию налоговую декларацию, которая стала предметом камеральной налоговой проверки. В ходе проверки компания получает от инспекции письма-требования, которыми запрашиваются пояснения о порядке исчисления налога или документы.
Ведущий юрист налоговой практики и арбитражных споров Арбитражное адвокатское бюро «Абрамов, Рульков и партнеры» 

Получив такое требование, необходимо помнить, что у компании нет безусловной обязанности представлять любые документы, которые хочет получить инспектор. Налоговый кодекс закрепляет строго ограниченный перечень ситуаций, в которых инспекция, проводящая камеральную налоговую проверку, вправе требовать у налогоплательщика раскрытия информации об исчислении налога.

Этот перечень является закрытым. Истребовать какую-либо информацию или документы в случаях, прямо не предусмотренных Налоговым кодексом, инспекция не вправе (на это прямо указано в п. 7 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, получив требование, в первую очередь, необходимо оценить его содержание с точки зрения наличия у инспекции права истребовать указанные документы или информацию.

Рассмотрим ситуации, в которых у инспекции возникает право требовать у компании раскрытия информации, а у компании возникает обязанность такую информацию предоставить. Все эти ситуации нашли отражение в положениях ст. 88 НК РФ, регулирующей порядок проведения камеральной налоговой проверки.


Ошибки (неточности) в декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ)

Проверяя декларацию, Инспекция обнаружила:

  • ошибки в заполнении налоговой декларации (расчета);
  • противоречия в сведениях, содержащих в представленных налогоплательщиком документах;
  • несоответствие сведений, которые представил налогоплательщик, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа.

В этой ситуации инспекция направляет компании требование, которым запрашивает пояснения по вопросу возникновения таких ошибок, противоречий, несоответствий.

Получив такое требование, компании необходимо представить пояснения, объясняющие причины возникновения таких противоречий, и раскрывающие корректность определения данных, отраженных в налоговой декларации.

Вместе с пояснениями компания вправе также представить документы, подтверждающие достоверность внесенных в декларацию данных (п. 4 ст. 88 НК РФ). Состав таких дополнительных документов в каждом случае налогоплательщик определяет самостоятельно.

В частности, компания может представить выдержки из регистров налогового или бухгалтерского учета, обороты по счетам, из которых можно увидеть формирование показателей спорных строк декларации.

Декларация с убытком (п. 3 ст. 88 НК РФ)

Компания подает в инспекцию налоговую декларацию, в которой заявлен убыток. Проверяя такую декларацию, инспекция вправе направить компании требование о представлении пояснений, обосновывающих размер убытка.

Получив такое требование, компании необходимо направить в инспекцию ответное письмо, в котором раскрыть причины образования убытка в соответствующем периоде, указав какие факторы хозяйственной деятельности компании обусловили превышение суммы расходов над доходами.

Для усиления изложенной в пояснениях позиции компания вправе дополнительно представить подтверждающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ). Налоговый кодекс не раскрывает перечень документов, обосновывающих получение компанией убытка.

Состав таких документов в каждом конкретном случае налогоплательщик определяет самостоятельно. В частности объяснить убыток могут помочь расшифровки строк 010, 020, 040 листа 02 декларации по налогу на прибыль, отчеты по проводкам бухгалтерских счетов, аналитические регистры бухгалтерского или налогового учета.

Уточненная декларация (п. 3, п. 8.3 ст. 88 НК РФ)

Право требовать дополнительного раскрытия информации возникает у инспекции при представлении уточненной налоговой декларации, в которой уточнение произошло в сторону уменьшения суммы налога к уплате.

Необходимо различать две ситуации.

Если с момента наступления срока подачи налоговой декларации за период, за который была подана проверяемая «уточненка», прошло менее двух лет, инспекция вправе истребовать у компании только пояснения по вопросу уменьшения показателей (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Если же уточненная налоговая декларация была подана по истечении двух лет с последнего дня срока для подачи налоговой декларации (расчета) (и в ней уменьшена сумма налога к уплате или увеличена сумма полученного убытка), инспекция вправе запросить у компании также первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений (п. 8.3. ст. 88 НК РФ).

Декларация по НДС (п. 8, п. 8.1 ст. 88 НК РФ)

До 2015 года инспекция вправе была истребовать у компании документы только в ситуации, если НДС в декларации был заявлен к возмещению. В этом случае инспекция направляла компании требование о представлении документов, подтверждающих правомерность заявления в декларации налоговых вычетов.

Такими документами являются полученные счета-фактуры, первичные документы (акты, товарные накладные), подтверждающие приобретение товара, услуги, работы и принятие их к учету, договоры с поставщиками. Также инспекция вправе истребовать копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур за период, отраженный в декларации (на это в частности указала ФНС России в письме от 10.08.2015 №СД-4-15/13914@) .

С 1 января 2015 года в Налоговый кодекс были введены дополнительные основания, позволяющие истребовать у компании документы во время проведения камеральной налоговой проверки.

Так, инспекция вправе направить компании требование о представлении документов, если:

  • сведения об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат другим сведениям из этой же декларации;
  • сведениям об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат сведениям, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном другим лицом.

При этом важно отметить, что выявленные противоречия должны свидетельствовать о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Перечень документов, которые инспекция вправе запросить в данной ситуации, законодатель оставил открытым, указав, что предметом истребования могут стать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям. Таким образом, основное условие, которому должны соответствовать истребуемые документы, - их относимость к определению показателей, отраженных в декларации по НДС.

Помимо полученных и выставленных счетов-фактур и первичных документов на приобретение товаров, работ, услуг, такими документами могут быть книги покупок и продаж, журналы учета полученных (выставленных) счетов-фактур, договоры с поставщиками.

Налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ)

Если компания представила налоговую декларацию, в которой заявлены налоговые льготы, инспекция вправе истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на применение этих льгот.

Объем этих документов определяется индивидуально для каждой заявленной льготы. К примеру, документами, подтверждающими право на налоговые льготы, предусмотренные подп. 2 п. 2 и п. 6 ст. 149 НК РФ (в отношении медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность), являются лицензия и документы, подтверждающие факт оказания медицинских услуг (письмо ФНС России от 27.11.2014 №ЕД-4-15/24607).

Декларация по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ)

При представлении компанией декларации по НДПИ, водному, земельному налогу, инспекция вправе истребовать документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

Из описанных оснований видно, что случаи, в которых у инспекции возникает право на истребование документов у налогоплательщика, и объем истребуемых документов строго ограничены Налоговым кодексом. В то же время инспектора зачастую выходят за определенные законом рамки и направляют требования, которыми запрашивается гораздо более широкий перечень документов. Именно поэтому каждое полученное требование необходимо подвергать строгому анализу и не представлять «лишние» документы.

Мы, как практикующие налоговые юристы, всегда окажем профессиональную поддержку при сопровождении генерального директора или иного лица на допрос, чтобы ваша компания имела возможность получить наилучший результат.

Арбитражное адвокатское бюро «Абрамов, Рульков и партнеры»

Звоните: 8 495 134 32 23 (многоканальный)

Пишите: tax@arplaw.ru

 

АУДИТ СЕГОДНЯ — ЭТО ВАША УВЕРЕННОСТЬ И СТРАХОВКА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ЗА ОШИБКИ ЗАВТРА
Узнать цену за 1 минуту
Наверх