Распределение общехозяйственных расходов НКО

20 июля 2021

Организация в основном ведет предпринимательскую деятельность. В то же время были получены гранты на создание нематериальных активов. Надо ли распределять расходы на содержание аппарата управления некоммерческой организации, есть ли риски по налогу на прибыль? Если надо, то что может служить базой для распределения расходов?

Если Организация получает доходы, относящиеся к поименованным в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ, то она должна обеспечить раздельный учет указанных доходов (расходов).

Распределение расходов необходимо, если налогоплательщик производит какие-либо расходы, связанные как с деятельностью в рамках целевого финансирования и целевых поступлений, так и с предпринимательской деятельностью.

Порядок признания расходов при методе начисления определен в ст. 272 НК РФ.

Расходы налогоплательщика, которые не относятся непосредственно к затратам по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов (абзац 4 п. 1 ст. 272 НК РФ).

В доходы организации для распределения расходов возможно включать и доходы от реализации, и внереализационные доходы (письмо Минфина РФ от 10.06.2020 N 03-03-06/3/50000). Ранее Минфин России разъяснял, что положения главы 25 НК РФ не предусматривают пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью (письма Минфина России от 30.04.2015 N 03-03-06/4/25397, от 04.02.2015 N 03-03-06/4/4305, от 05.08.2013 N 03-03-06/1/31298, от 18.04.2013 N 03-03-06/4/13345, от 18.05.2011 N 03-03-06/4/47, от 20.01.2010 N 03-03-06/4/4). Возможность подобного распределения расходов приходилось доказывать в суде (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.2013 N Ф01-5907/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 30.06.2011 N Ф04-3336/11).

Однако со ссылкой на определение КС РФ от 24.11.2005 N 412-О финансовое ведомство допустило, что распределение общехозяйственных расходов НКО между разными видами деятельности (включая виды деятельности, осуществляемые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, и виды деятельности, осуществляемые за счет доходов от предпринимательской деятельности) осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ (письмо от 23.01.2015 N 03-03-06/4/2051).

Минфином и УФНС конкретизировано следующее (письмо Минфина России от 16.03.2015 N 03-03-10/13805, п. 1 письма УФНС России по г. Москве от 05.02.2016 N 16-15/010380):

  • под общехозяйственными расходами следует понимать расходы, которые связаны как с деятельностью, осуществляемой в рамках целевого финансирования и (или) целевых поступлений, так и с предпринимательской деятельностью. При этом невозможно однозначно установить, что такие расходы не осуществляются исключительно в рамках ведения одного из этих видов деятельности. Речь идет о расходах на оплату труда и начисления на оплату труда персонала, занимающегося общими вопросами организации деятельности, обеспечивающего решение хозяйственных, административных, финансовых и других аналогичных функций, на приобретение коммунальных услуг, услуг связи, транспортных услуг по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта занимаемых помещений);
  • налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (ст. 313 НК РФ). Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм, от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя;
  • таким образом, налогоплательщик самостоятельно определяет порядок учета расходов для налогообложения прибыли и закрепляет его в учетной политике.

Учитывая, что позиция контролирующих органов в отношении распределения расходов НКО поменялась, полагаем, допустимо распределение общехозяйственных и административно-управленческих расходов как между видами деятельности по целевому финансированию, так и иной предпринимательской деятельностью.

Применяемый порядок учета расходов следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения (ст. 313 НК РФ).

В результате алгоритм распределения расходов в налоговом учете совпадет с порядком, используемым организацией в целях бухучета.

Следование такому порядку не приводит в общем случае к неуплате налога на прибыль. Напротив, распределение расходов исходя из пропорции с учетом полученных средств целевого финансирования приведет к непризнанию части расходов общехозяйственных и административно-управленческих расходов в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина РФ от 18.10.2019 N 03-03-07/80304).

При этом налоговый риск возможен, когда выделенные средства целевого финансирования полностью предусматривают расходы на содержание АУП и оплату иных необходимых общехозяйственных расходов, существование которых не зависит от наличия или отсутствия доходов от предпринимательской деятельности.

Получите
консультацию
эксперта
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию аудитора.
Задать вопрос