Письма ФНС России от 12.07.2013 N АС-4-2/12519, от 15.07.2013 N АС-4-2/12583 содержат разъяснения в связи с вступившими в силу с 30.06.2013 г. поправками в статью 15.25 КоАП о повышении ответственности за нарушение валютного законодательства, введенные Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".
Так, новая часть 6.4 статьи 15.25 КоАП предусматривает десятикратное увеличение штрафов за повторное, совершенное в течение года нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Напомним, что часть 6 ст. 15.25 КоАП предусматривает административный штраф от 4000 до 5000 рублей для должностных лиц и от 40 000 до 50 000 рублей для юридических лиц за нарушения:
- порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям;
- порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ с подтверждающими банковскими документами;
- нарушение порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций;
- нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.
В частности, в письме затрагиваются вопросы контроля налоговых органов за своевременностью представления отчетов о движении средств по счетам открытым резидентами в банках за пределами РФ.
Форма отчета и правила его представления утверждены Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 (в ред. от 25.12.2012).
В письме ФНС от 12.07.2013 N АС-4-2/12519 разъясняется, что нарушением порядка представления резидентом отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами могут являться:
- недостоверность сведений, указанных в отчете;
- заполнение отчета неполностью;
- непредставление подтверждающих банковских документов либо представление подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом;
- представление отчета неуполномоченным лицом и др. нарушения правил представления отчетов.
В письме даны рекомендации должностным лицам налоговых органов принимать решения о наличии признаков состава правонарушения связанного с несоблюдением порядка представления отчета о движении средств по счету, открытому в банке за пределами РФ (в частности, незаполнения каких-либо реквизитов, ошибок, неточностей, опечаток и т.п.) с учетом характера и оценки конкретных обстоятельств, свидетельствующих о существенности этих нарушений, связанных с возможностью дальнейшего осуществления валютного контроля за операциями резидента по счету в зарубежном банке.
При этом указано, что решение об освобождении от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения может быть принято только по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, должностным лицом, уполномоченным рассматривать такие дела, а также судьей или должностным лицом, который рассматривает жалобу на постановление об административном правонарушении.
В письме от 15.07.2013 N АС-4-2/12583 разъясняется, что отчеты резидентов о движении средств по счету, открытому в банке за пределами РФ являются не только формой валютного контроля, но должны активно использоваться налоговыми органами при планировании и проведении мероприятий налогового контроля. Отчеты являются для налоговых органов единственным документом, дающим представление о расчетах, осуществленных резидентами с использованием счетов за рубежом.
При этом все сведения отраженные в отчете должны быть документально подтверждены, к нему прилагаются либо заверенные в установленном порядке выписки по счетам иностранных банков, с переводом на русский язык, либо иные равноценные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк.
Эти первичные документы обосновывают законность выполнения внешнеэкономических контрактов, подтверждают достоверность и полноту их отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Сведения, полученные из отчетов, будут использоваться налоговыми органами в ходе камеральных и выездных проверок, для выяснения подлежат ли указанные доходы налогообложению в соответствии с международными договорами, заключенными РФ, а при их отсутствии в соответствии с нормами национального законодательства.
Кроме того, отчеты могут использоваться налоговыми органами при определении обоснованности отнесения налогоплательщиками процентов по долговым обязательствам к расходам и в иных случаях, когда при расчетах с нерезидентами используются счета резидентов в зарубежных банках.
Таким образом, ФНС разъяснило, что территориальным налоговым органам следует:
- Повысить собираемость информации о движении денежных средств налогоплательщиков по счетам, открытых в зарубежных банках
- Продуктивно использовать эту информацию в целях выявления налоговых правонарушений при камеральных и выездных проверках
Эксперты компании «ПРАВОВЕСТ Аудит» продолжат отвечать на страницах сайта на наиболее актуальные вопросы клиентов. Будем рады помочь Вам разобраться в конкретной ситуации с учетом индивидуальных особенностей действующих договорных отношений.
С уважением, руководитель отдела консультирования клиентов компании «ПРАВОВЕСТ Аудит»
Ольга Викторовна Новикова