Ставка НДС у экспедитора при международной перевозке груза по скорректированному маршруту

19 ноября 2024

Экспедитор (Общество) организует перевозки грузов из пункта отправления, находящегося на территории иностранного государства, до конечного пункта назначения, расположенного на территории России.

Ввоз груза на территорию России осуществляется морским транспортом, морское судно прибывает в порт города Владивосток. Привлекаемые перевозчики и экспедиторы выставляют Обществу стоимость услуг с НДС по ставке 20%.

Сложилось две ситуации:

1) после прибытия в порт г. Владивосток груз был перевезён из терминала фактического прибытия в другой терминал автомобильным транспортом, и уже с этого терминала данный груз был перевезён в адрес конечного грузополучателя на территории России (железнодорожным и автомобильным транспортом).

2) груз в контейнере прибыл в морской терминал. Сначала груз вместе с контейнером был на некоторое время вывезен для ремонта и обслуживания, после чего вернулся на тот же терминал для отправки в адрес конечного грузополучателя на территории России.

По какой ставке подлежит налогообложению перевозка по территории России в указанных выше ситуациях?


Отвечает:
Егоров Сергей Сергеевич
 — главный эксперт-консультант «Правовест Аудит»


Содержание

Ответ:

По нашему мнению, несмотря на то, что груз в силу каких-либо обстоятельств был перевезён по скорректированному маршруту (в том числе и временно направлен к месту ремонта контейнера), это никак не повлияло на международный характер перевозки, организация которой, в силу прямого указания подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, подлежит налогообложению НДС по налоговой ставке 0%.

Обоснование:

При реализации услуг по международной перевозке товаров налогообложение производится по налоговой ставке 0% (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории России (абзац 2 ст. 164 НК РФ).

Данные положения распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:

  • услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок (абзац 4 ст. 164 НК РФ);
  • транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (абзац 5 ст. 164 НК РФ);
  • услуги, указанные в абз. 4 и абз. 5, оказываемые при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию России (от портов или пограничных станций, расположенных на территории России) до станции назначения товаров, расположенной на территории России (абзац 10 ст. 164 НК РФ).

Подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ дополнен новыми абзацами 6, 7 и 8 (Федеральный закон от 22.04.2024 № 92-ФЗ) из которых следует, что положения подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ не распространяются на оказываемые организациями и ИП по перевозке вывозимого (ввозимого) с территории РФ (на территорию РФ) товара, а также на транспортно-экспедиционные услуги организаций и ИП при организации такой перевозки, если одновременно выполняются следующие условия:

  • указанные организации и ИП осуществляют перевозку только между пунктами, находящимися на территории РФ (новый абзац 7 — Условие 1);
  • указанные организации и ИП не указаны в транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ), в качестве одного из перевозчиков (новый абзац 8 — Условие 2).

Минфин РФ разъяснил, что «ставка НДС в размере 0 процентов не применяется в отношении услуг по перевозке ввозимого (вывозимого) с территории Российской Федерации товара в случае, когда перевозка осуществляется только между пунктами, находящимися на территории Российской Федерации, а также в отношении транспортно-экспедиторских услуг, оказываемых при организации такой перевозки между пунктами, находящимися на территории Российской Федерации.

При оказании транспортно-экспедиционных услуг на основании договора транспортной экспедиции по организации перевозки товаров от пункта отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до пункта назначения, расположенного за пределами территории Российской Федерации, либо в обратном направлении и при наличии документов, предусмотренных п. 3.1 ст. 165 НК РФ, применяется ставка НДС в размере 0%» (Письмо Минфина РФ от 26.06.2024 № 03-07-08/59665).

Таким образом, если Общество оказывает услуги по организации международной перевозки на основании договора транспортной экспедиции, при которой пункт отправления находится на территории иностранного государства, а конечный пункт назначения находится на территории России, то реализация данных транспортно-экспедиционных услуг подлежит налогообложению НДС по налоговой ставке 0%. При этом то обстоятельство, что Общество привлекает отдельных перевозчиков, осуществляющих перевозку только на «российском этапе» международной перевозки, не оказывает влияния на правомерность применения ставки НДС 0% в отношении транспортно-экспедиционных услуг.
Сергей Егоров
главный эксперт-консультант «Правовест Аудит»

В отношении самих перевозчиков, привлекаемых Обществом только на российском этапе, отмечаем следующее. Если данные перевозчики:

  • выполняют перевозку только между пунктами, находящимися на территории России: от порта г. Владивосток до конечного пункта назначения, например, город Москва (условие 1 выполняется);
  • не поименованы в качестве перевозчиков, в транспортных, товаросопроводительных, иных документах, подтверждающих ввоз товаров на территорию России (указанным документом является морской коносамент, согласно которому перевозчиком, осуществившим ввоз товаров на территорию России (в порт города Владивосток) является иностранная судоходная компания) (условие 2 выполняется), то они при осуществлении данной перевозки обязаны применить налоговую ставку НДС 20%. Права на применение ставки 0% у них нет.

Как следует из ситуации, Общество осуществляет организацию международной перевозки груза в качестве единого процесса. При этом:

  • в первом случае груз после прибытия в порт города Владивосток направляется в другой терминал, также расположенный в городе Владивосток;
  • во втором случае груз (перед погрузкой на железнодорожный состав для отправки в конечный пункт назначения) сначала направляется для ремонта (технического обслуживания и т.п.) контейнера в специализированный цех, который также находится в городе Владивосток, после чего возвращается в тот же терминал, из которого уже осуществляется его отправление в адрес конечного грузополучателя.

Считаем, что данные обстоятельства не являются основанием для корректировки маршрута, указанного в поручении экспедитору, равно как и не являются основанием для «разбивки» единого этапа международной перевозки на две составляющих:

  • пункт отправления на территории иностранного государства — терминал прибытия в городе Владивосток;
  • терминал прибытия в городе Владивосток — другой терминал в городе Владивосток — пункт назначения на территории России (Случай 1) или терминал прибытия в городе Владивосток — место проведения ремонта — терминал прибытия — пункт назначения на территории России (Случай 2).
По нашему мнению, несмотря на то, что груз в силу каких-либо обстоятельств был перевезён по скорректированному маршруту (в том числе и временно направлен к месту ремонта контейнера), это никак не повлияло на международный характер перевозки, организация которой, в силу прямого указания подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, подлежит налогообложению НДС по налоговой ставке 0%.
Сергей Егоров
главный эксперт-консультант «Правовест Аудит»

Указанное мнение может косвенно подкрепляться позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.06.2020 № 31-П:

«Из системного толкования положений подп. 12 п. 1 ст. 164 НК РФ и п. 14 ст. 165 НК РФ следует, что для целей применения ставки 0% по НДС определяющее правовое значение имеет экономическая сущность произведенной операции (связь с экспортной операцией), направленность действий на вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ признал рассматриваемые положения не противоречащими Конституции РФ, поскольку они предполагают необходимость обложения НДС по ставке 0% операций по реализации услуг по предоставлению морских судов в пользование на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер) для целей перевозки вывозимых за пределы Российской Федерации товаров и в том случае, если налогоплательщик фактически оказывал соответствующие услуги только на внутрироссийском этапе международной перевозки в связи с наступлением непредвиденных и не зависящих от воли сторон обстоятельств, прервавших осуществление международной перевозки, и если им будут представлены документы, достоверно подтверждающие связь указанных услуг с завершенной экспортной операцией, подлежащей обложению НДС по ставке 0%, а также факт наступления непредвиденных и не зависящих от воли сторон обстоятельств, в связи с которыми продолжение международной перевозки стало невозможным».

Также необходимо учитывать следующие нюансы.

Отсутствует документальное подтверждение того, что единый этап международной перевозки был завершён в момент прибытия груза в порт города Владивосток (Случай 1) или же в момент прибытия груза к месту проведения ремонта (технического обслуживания) контейнера (Случай 2), после чего была уже начата экспедитором организация другой перевозки (на основании отдельного договора,) между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории России.

Экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента (если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное). При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» Закона № 87-ФЗ).

Таким образом, полагаем что несмотря на указанные обстоятельства стоимость транспортно-экспедиционных услуг, оказанных Обществом, подлежит налогообложению НДС по ставке 0%. При этом налоговый риск вменения Обществу обязанности применить налоговую ставку 0% может возникнуть в случае, если в акте оказанных услуг (отчёте экспедитора или ином аналогичном документе) перевозка будет разбита на два этапа, указанных нами выше.

Хотите получить ответ на свой вопрос с полным правовым обоснованием? Закажите индивидуальную консультацию по абонементу «Хочу все знать». А для блиц-ответов — подписка «В курсе дела».

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Аудиторы помогут проверить систему внутреннего контроля, разрешить вопросы налогового и бухгалтерского учета любой сложности
Получить консультацию эксперта
АУДИТ СЕГОДНЯ — ЭТО ВАША УВЕРЕННОСТЬ И СТРАХОВКА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ЗА ОШИБКИ ЗАВТРА
Узнать цену за 1 минуту
Наверх